«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть IX «Многоликая древность (окончание)».
---
Статуя бога Ганеши Таиланд (Камбоджа?) XII-нач вв Бронза, литье. Подправка Государственный музей искусства народов Востока Москва
Скульптура изображает одного из самых почитаемых индуистских божеств – слоноголового Ганешу. По одной из легенд, Ганеша был сыном грозного бога-разрушителя Шивы и его супруги Парвати. На свет он появился обычным ребенком, но как-то, разгневанный непочтительным поведением Ганеши, отец отрубил ему голову. Однако, раскаявшись, оживил его, приставив голову первого существа, которое встретилось ему на пути, а это был слоненок. Так в индуистской иконографии появилось божество с головой слона. Другой его отличительной чертой является тучное тело и большой живот, поскольку покровительство божества, по поверьям, приносит благоденствие. В Юго-Восточной Азии культ Ганеши был чрезвычайно распространен. Ему поклонялись как божеству мудрости, наук и искусств, покровителю путешественников, торговцев, учащихся, считалось, что он устраняет все препятствия на пути человека.
Статуя бога Ганеши Таиланд (Камбоджа?) XII-нач вв Бронза, литье. Подправка Государственный музей искусства народов Востока Москва
Ганеша изображен прямо стоящим, обнаженным до пояса. Торс божества пересекает перекинутый через левое плечо толстый шнур брахмана, указывающий на принадлежность персонажа к высшей касте. Он выполнен в виде изогнутого тела змеи как знак победы над смертью и говорит о его связи с богом разрушения Шивой. Голова змеи возвышается над левым плечом Ганеши. Такая трактовка брахманского шнура чрезвычайно характерна для средневековой пластики Юго-Восточной Азии. Одеяние божества состоит из полотнища ткани, задрапированного наподобие индийского дхоти, представляющего собой юбку-штаны. Поверх него надета короткая юбка с фестончатым нижним краем, которую поддерживает широкий драгоценный пояс с подвесками. Голову Ганеши венчает диадема с полусферическим навершием, украшенная впереди крупным медальоном. В середине лба помещена розетка, символизирующая третий глаз божества. Если руки скульптуры просто не сохранились до нашего времени, то правый бивень Ганеши изображен сломанным в соответствии со сложившейся еще в раннее средневековье иконографией. Согласно легенде, Ганеша сам отломал его, чтобы записать под диктовку великого мудреца Вьясы эпическую поэму «Махабхарата».
Топор с изображением змей. Терская обл, Владикавказский округ, село Галиат Могильник Фаскау Кобанская культура IX-VII вв до н.э. Бронзовое литье по восковой модели, инкрустация железом, резьба по восковой модели Государственный исторический музей Москва. Изображение змеи должно было усилить мощь оружия.
Побег спаржи с сидящими на нем кобылками Рим Египетский (?) Iв н.э. бронза, литье с натуральной модели ГМИИ им А.С. Пушкина
Наконечник культового жезла с протомой оленя и мужской фигуры между его рогами Терская обл, Владикавказский округ, село Комунта Кобанская культура кон V – нач IV вв до н.э. Бронзовое литье по восковой модели, Государственный исторический музей Москва.
Наконечник культового жезла с протомой оленя и мужской фигуры между его рогами Терская обл, Владикавказский округ, село Комунта Кобанская культура кон V – нач IV вв до н.э. Бронзовое литье по восковой модели, Государственный исторический музей Москва.
Модель святилища юго-восточная Европа культура Кукутени- Триполье IV тыс до н.э. глина частное собрание Москва
Фигурка бычка юго-восточная Европа культура Кукутени- Триполье IV тыс до н.э. глина частное собрание Москва
Фигурка бычка юго-восточная Европа культура Кукутени- Триполье IV тыс до н.э. глина частное собрание Москва
Блюдо с изображением двух животных, глина, черная краска, юго-восточная Европа культура Кукутени- Триполье IV тыс до н.э. глина частное собрание Москва
Плакетка с гравированным изображением быка Шуруппак (современная Фара), провинция Аль-Кадисия, Ирак около 2600до н.э. обожженная глина Музей Передней Азии Берлин
Мозаика с попугаем и цесаркой Римская империя I в до н.э. (?) Каменные тессеры черного, зеленого, красного, коричневого, белого, синего, голубого, желтоватого цветов ГМИИ им. А. С. Пушкина
Статуэтка Анубиса. Египет. Новое царство XX - XVI века до н.э. дерево черная и белая краска ГМИИ им А.С. Пушкина Из коллекции В.С.Голенищева
Бога Анубиса древние египтяне почитали в образе шакала или дикой собаки. Выразительная статуя изображает Анубиса в образе лежащей дикой собаки. Одно из его имен – «находящийся в пеленах» - указывает на его функции бальзамировщика, поэтому вокруг шеи – белая лента. По египетским представлениям, Анубис руководил обрядом мумификации и сопровождал покойного в загробное царство. Фигура, отличающаяся совершенными пропорциями и изящной линией контура, составляет в длину 70 см. Вероятно, она изначально стояла на крышке саркофага или ящика для каноп.
Фигурный сосуд с зооморфным божеством Перу Культура ночика I-VI в н.э. Красноватая глина, кремовая обмазка, красно коричневая краска, формовка, лепка, гравировка Собрание К.Э. Барковского Москва
Сосуд в виде лягушки Северо-Западное побережье Америки Аляска XIX-XX вв дерево, кость, бисер, перламутр ГМИИ им. А.С. Пушкина
Статуэтка бога Тота в образе павиана Египет Новое царство, ок. 1550–1070 до н. э. шифер Из коллекции В.С. Голенищева В ГМИИ с 1911.
Статуя изображает павиана, который наряду с ибисом считался воплощением бога Тота. Тот (егип. Джхути) – бог луны, мудрости и, следовательно, покровитель писцов и искусства письма, науки и изобретений, летоисчисления и судопроизводства, являвшийся египтянам в двух совсем разных обликах – павиана и птицы ибис. Центр его культа, и возможно, его родина – Гермополь Великий в Верхнем Египте (совр. Эль-Ашмунейн), где сохранились руины храма времени Аменхотепа III с монументальными статуями павианов. Павиан, известный с первых династий под именем Великий Белый, издревле ассоциируется с Тотом. Один из важнейших богов, он почитался по всему Египту уже в эпоху Древнего царства, когда одной из его главных функций считалась защита долины Нила от вторжения азиатов.
Так как Тот был связан с луной и ее фазами, о чем свидетельствует венчающая его голову корона с диском луны и месяцем, он – «владыка времени», поэтому фигурками сидящего на постаменте со ступеньками павиана украшали водяные часы (греч. клепсидра). Статуэтка из собрания ГМИИ относится, возможно, именно к такому типу изображений. Статуэтка хорошей работы: выразительны глаза, насечками передана шерсть животного, тонко проработаны пальцы лап, поверхность камня тщательно отполирована. Утрачен головной убор, вероятно, лунный диск с полумесяцем. Не исключено использование подобных статуэток как вотивных приношений в храмы или как частей небольших алтарей для семейного или личного поклонения божеству.
Статуэтка ибиса, священной птицы бога Тота Египет Поздний период, I тыс. до н.э.алебастр, бронза Из коллекции В.С.Голенищева В ГМИИ с 1911.
Статуэтка богини Бастет в образе кошки Египет Позднее царство, 26 династия, VII–VI вв. до н. э. бронза Высота 23,5 см; ширина 8,5 см; толщина 12,7 см Из Музея народоведения (бывшее собрание К.Т. Солдатёнкова) В ГМИИ с 1933.
Бастет – египетская богиня радости и веселья, изображавшаяся, по крайней мере, начиная со II тыс. до н. э., в виде кошки, иногда с котятами, или женщины с кошачьей головой. Первоначально, однако, характер Бастет был более грозным: от 2 династии дошло ее изображение с головой львицы, как богини войны и страшных болезней Сехмет. Важно, что имя богини пишется со знаком «сосуд для мази», а ее жрецы занимались врачеванием, следовательно, и в этой функции она схожа с Сехмет. Позже Бастет отождествляли и с другими богинями, причем особенно с покровительницами материнства: Мут, Хатхор (у последней Бастет «заимствует» ее типичный атрибут – систр, который часто стали украшать фигурками кошек). Центром ее культа был город Пер-Бастет в Дельте. Расцвет культа Бастет относится ко времени правления 22 ливийской династии (середина X–VIII века до н. э.), когда Пер-Бастет стал столицей и был украшен новыми памятниками в честь богини-покровительницы. Геродот описывает веселый праздник Бастет, когда выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год, а также обычай египтян соблюдать траур, если в доме умерла кошка. В ушах статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина сквозные отверстия для давно потерянных серег.
Ритон в виде птицы Северо-Западный Иран, район Амлаш, могильник, Марлик – Тепс, IX-VIII ввдо н.э. глина Государственный музей искусств народов Востока Москва
Фрагмент рельефа с изображением рельефа из храма Сахура Египет 5 династия XXV в до н.э. известняк краска Египетский музей Берлин
Поясная пряжка с изображениями «собаковолков» и оленя Терская обл, Владикавказский округ, село Кобан, кобанская культура IX-VII вв до н.э. бронза, литье по восковой модели, штамповка и резьба по восковой модели, инкрустация пастой Государственный исторический музей Москва
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть I «От сакрального к идеальному» http://vittasim.livejournal.com/207292.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть II «От идеального к реальному» http://vittasim.livejournal.com/207955.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть III «От романтического к историческому» http://vittasim.livejournal.com/208698.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть IV «На пути к модернизму». http://vittasim.livejournal.com/210159.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть V " Многоликая древность. Скульптура" http://vittasim.livejournal.com/210592.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть VI «Многоликая древность (продолжение) Керамика». https://vittasim.livejournal.com/?skip=20
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть VII «Многоликая древность (продолжение)». https://vittasim.livejournal.com/215840.html
«Голоса воображаемого музея Андре Мальро» Часть VIII «Многоликая древность (продолжение)».https://vittasim.livejournal.com/216928.html
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]