Поход в Лейпясуо 17 сентября. Посещение Линии Маннергейма и Подгорных озер.
---
Оригинал взят у pohod_vosemvrat в Поход в Лейпясуо 17 сентября. Посещение Линии Маннергейма и Подгорных озер.
17 сентября мы совершили поход по Карельскому перешейку, в окрестностях станции Лейпясуо, с целью посмотреть места боев советско-финской войны 1939-40 годов, где сохранился фрагмент знаменитой Линии Маннергейма - финской укрепленной полосы, а также насладиться прекрасной карельской природой. Здесь наш туристический клуб уже бывал в прошлом несколько раз, но зимой, а летом лишь один раз - и мельком, и поэтому ставилась цель не только увидеть исторические памятники, но и узнать во всей красе природу вокруг, которая здесь просто замечательная. И нам это все удалось! О нашей поездке - мой сегодняший подробный рассказ, с фотографиями и описаниями. Фотографий будет много...
В Лейпясуо мы приехали на электричке, идущей в сторону Выборга. От платформы до места захода в лес пришлось пройти 3 километра по шпалам.
Через 40 минут мы дошли до места, где в две стороны от дороги шли тропинки. Одна налево - к калитке в заборе, вторая - направо, в дыру в заборе, и далее в лес. Интересная деталь - леса с двух сторон от дороги совершенно разные. Налево, куда мы пошли позже - приятный сосновый лес, направо - еловый и смешанный. Все грибники, которых мы видели, шли направо, хотя по моим наблюдениям, слева грибов не меньше.
Знакомая дорога оказалась полна сюрпризов. Здесь мы ходили уже в ноябре три года назад, и тогда никаких проблем не возникло. А вот сейчас вся дорога в огромных лужах, да еще через дорогу течет полноводный ручей, который обойти невозможно. Пришлось снимать обувь и переходить вброд! Но на войне как на войне, хочешь изучать Линию Маннергейма - будь готов преодолевать препятствия.
И вот наша цель, за которой мы сюда пошли - полуразрушенная плотина затопления на реке Перовке. Она относилась к Линии Маннергейма. В условиях боеых действий плотина закрывалась, а река разливалась, затапливая болотистую равнину перед укрепленными позициями финнов. Это делало невозможным проход здесь советских танков, причем не только летом, но и зимой, потому что под коркой льда все равно оставалась жижа, танки проламывали лед и вязли в ледяной крошке и болоте. Финны, строя свою оборонительную полосу, мастерски использовали местность, вписывая ее в свою оборону.
Сейчас плотина используется как мост для перехода на другой берег. А также просто чтоб полазать.
Посмотрев на плотину, идем обратно к железной дороге, чтоб пойти в другую сторону от путей. Лес красивый вокруг, хотя и сложный для прогулок. Собираем по пути грибы.
В этом лесу оказалось очень много опят. Опята осенние (опята настоящие, опята обыкновенные) - замечательные грибы, одни из самых вкусных! Но далеко не всегда и не в каждом лесу их можно набрать. А здесь с этим проблем нет.
Дальше нашли целое дерево с опятами!
Хватило урожая на несколько человек!
Еще опята - уже на пеньке. Линия Маннергейма - урожайное место...
Зеленушка. Этот гриб - признак наступившей осени. Она появляется с первыми холодами, показывая, что осень пришла окончательно и бесповоротно. Зеленушка очень хороша в жареном виде, а также в супе и засолке.
В общем, за первый час похода все уже набрали по мешку грибов.
Возле железной дороги, свернув теперь налево, где была калитка, сделали привал. Сосновый лес тут очень приятный - солнечно, просторно, много ягод, сухо. Одна из наших участниц опоздала на электричку и поехала на следующей, и пока она нас догоняла, мы ждали у калитки, попутно собирая грибы и ягоды, а также устраивая чаепития.
Дальше по лесной тропе двинулись к финским долговременным огневым точкам (ДОТам). Вот первая из них, ДОТ Ле-7.
У ДОТа есть второй выход, в нескольких десятках метрах отсюда. Его не видно с дороги из-за зелени. Между двумя выходами - подземный коридор, который их связывал. Состоял он из нескольких помещений, где финские солдаты могли не только перемещаться, но и жить. В похожих сооружениях в других местах я видел полки для сна, колодцы, трубы для отопления и вентиляции - в общем, система жизнеобеспечения внутри укрепления была.
Подземный ход сверху прикрыт валом из земли, на котором растут деревья, и поэтому настоящий размер укрепления, пока его не изучишь, не виден - многим кажется, что здесь лишь маленький бетонный бункер, и все, а это совсем не так.
Вернемся к первому входу в ДОТ. Здесь должна быть передняя стенка с амбразурой, но она уничтожена советскими войсками, которые долбили по ДОТу из артиллерии долгое время, пока стена не треснула. При этом все остальное было цело. После войны уже все ДОТы подрывались саперами, чтоб финны не могли их восстановить, в случае если вернутся. Финны и правда вернулись сюда, через год, но это уже отдельная история.
Вход в подземелье завален обломками. Интересная деталь - большинство приезжающих сюда внутрь не залезают, оставляя потом записи в блогах и на страничках, что внутри завалено и пролезть невозможно. Некоторые осознают, что подземный ход - это коридор между двумя частями укрепления, но сдаются перед трудностями, а некоторые и вовсе пишут, что это два отдельных ДОТа. Когда я был здесь впервые, то тоже не рискнул лезть под руины, но став более бывалым путешественником и исследователем, все ж покорил это подземелье, которое оказалось не таким и сложным (для тех, кто весит меньше меня - уж точно!). И пролезть внутри надо не только потому, что это интересно - но и потому, что это очень познавательно - только так можно исследовать фортификацию.
Лезем внутрь.
Я вешу чуть больше 80 кг, а бедра широкие из-за занятий боевыми искусствами и тяжелой атлетикой - много мышц на ногах, поэтому протискивание в первую щель заняло около минуты. Кто весит меньше, тем попроще. А кто больше - рискует и не влезть.
Вот худым здесь ползать хорошо! После первой щели туриста поджидает здесь вторая, надо втиснуться в дырку между поваленными стенами и куском бетона.
Дальше на какое-то время можно встать в полный рост.
Потом еще разок придется проползти - из рухнувшей части бункера в целую, но это уже будет полегче.
И наконец идеально сохранившийся коридор - здесь мы смогли встать в полный рост и расслабиться.
Остатки системы жизнеобеспечения бункера.
Радуясь тому, что справились с подземельем - туристы фотографируются на выходе.
Дальше нас ждал второй крупный финский ДОТ - Ле-6, который находился с другой стороны от дороги. Здесь все так же - вход, затем подземелье, скрытое холмами, а вот выход и часть бункера возле него - разрушены, но можно вылезти на поверхность в конце коридора через небольшую дыру.
Здесь в подземелье ползать не надо.
Кроме одного места, где надо на пару секунд встать на четвереньки, обходя завал.
Коридор заканчивается руинами. Справа виден ход наверх. Но попасть туда тоже не так легко. Надо упереться ногами в обломки, взяться руками за торчащую металлическую арматуру - и втянуть себя наверх. Большинство справились, хотя некоторые испугались и пошли обратно.
Суровые минуты исследования ДОТов...
Эта часть бункера после подрыва саперами оказалась отделена от основной части. Внушительное было сооружение.
Ну а мы после ДОТов - идем к озерам. Подгорные озера или Пятиозерье - так их называют. Почему-то у них нет отдельных названий, хотя озера совершенно разные, друг на друга ничем не похожие. Первое озеро небольшое и окружено болотом, мы его не фотографируем и не подходим. Дальше идет группа из четырех озер, разделенных маленькими полосами суши шириной в 20-30 метров.
Второе озеро, южное из этих четырех- очень красивое. Сделали несколько фотографий.
Третье озеро Пятиозерья - северное, расположено вблизи трассы Скандинавия. Один берег у него болотистый, другой - который ближе к шоссе - имеет небольшой пляж, но мы туда не пошли, сфотографировали издалека.
Дальше нас ждали два озера, разделенных узкой косой - восточное и западное.
То, что западнее - с чистейшей прозрачной водой. И удобными для стоянок и купания берегами. На дне - песок.
А вот западное озеро. Берега топкие, а вода торфяная. Кстати, в самом южном озере - вода тоже торфяная и непрозрачная. Удивительно - озера совсем рядом, разделены лишь маленькими полосками земли - а совсем с разной водой!
На прозрачном озере есть вышка для прыжков. У берега большая глубина, поэтому можно смело нырять. Влад, как самый экстремальный, ею воспользовался.
Я же просто поплавал под водой, наслаждаясь чистотой и прозрачностью. Вода 17 сентября прохладная, но не ледяная, ноги не сводит, можно поплавать. Это не Ладога, где даже в августе мы выдерживали лишь десять секунд, тут можно насладиться купанием.
Искупались и наши девушки.
А кто-то просто сидел, любуясь сентябрьским солнцем, отражавшимся в озере.
В общем, вывод такой - Подгорные озера - замечательное место для отдыха! Тут комфортно, сухо, хорошо купаться, вокруг много грибов и ягод. И очень красиво!
Отдохнув здесь 2 часа, двинулись к платформе, на этот раз через лес. Те, кому показалось, что грибов в их пакетах мало, воспользовались случаем, чтоб собрать еще.
А у самой станции мы осмотрели последний фортификационный объект - здоровенный бетонный бункер, у которого вход с юга, а щель, напоминающая амбразуру - с севера. Это говорит о том, что скорее всего перед нами - советский ДОТ, построенный в спешке в 1941 году, в начале войны. Использовался он в бою или нет - неизвестно.
Лейпясуо - замечательное место, где есть огромные массивы не тронутого человечеством леса, куда можно уйти гулять на целый день, не видя никакой цивилизации. И при этом - это одно из самых удобных и доступных мест, где можно изучить Линию Маннергейма во всей ее красоте, лучше поняв военную историю 20 века.
---
Туристический клуб "Восемь Врат", Санкт-Петербург.
Мы в контакте https://vk.com/club17791063
Мы в фейсбуке https://www.facebook.com/groups/pohodvosemvrat/
17 сентября мы совершили поход по Карельскому перешейку, в окрестностях станции Лейпясуо, с целью посмотреть места боев советско-финской войны 1939-40 годов, где сохранился фрагмент знаменитой Линии Маннергейма - финской укрепленной полосы, а также насладиться прекрасной карельской природой. Здесь наш туристический клуб уже бывал в прошлом несколько раз, но зимой, а летом лишь один раз - и мельком, и поэтому ставилась цель не только увидеть исторические памятники, но и узнать во всей красе природу вокруг, которая здесь просто замечательная. И нам это все удалось! О нашей поездке - мой сегодняший подробный рассказ, с фотографиями и описаниями. Фотографий будет много...
В Лейпясуо мы приехали на электричке, идущей в сторону Выборга. От платформы до места захода в лес пришлось пройти 3 километра по шпалам.
Через 40 минут мы дошли до места, где в две стороны от дороги шли тропинки. Одна налево - к калитке в заборе, вторая - направо, в дыру в заборе, и далее в лес. Интересная деталь - леса с двух сторон от дороги совершенно разные. Налево, куда мы пошли позже - приятный сосновый лес, направо - еловый и смешанный. Все грибники, которых мы видели, шли направо, хотя по моим наблюдениям, слева грибов не меньше.
Знакомая дорога оказалась полна сюрпризов. Здесь мы ходили уже в ноябре три года назад, и тогда никаких проблем не возникло. А вот сейчас вся дорога в огромных лужах, да еще через дорогу течет полноводный ручей, который обойти невозможно. Пришлось снимать обувь и переходить вброд! Но на войне как на войне, хочешь изучать Линию Маннергейма - будь готов преодолевать препятствия.
И вот наша цель, за которой мы сюда пошли - полуразрушенная плотина затопления на реке Перовке. Она относилась к Линии Маннергейма. В условиях боеых действий плотина закрывалась, а река разливалась, затапливая болотистую равнину перед укрепленными позициями финнов. Это делало невозможным проход здесь советских танков, причем не только летом, но и зимой, потому что под коркой льда все равно оставалась жижа, танки проламывали лед и вязли в ледяной крошке и болоте. Финны, строя свою оборонительную полосу, мастерски использовали местность, вписывая ее в свою оборону.
Сейчас плотина используется как мост для перехода на другой берег. А также просто чтоб полазать.
Посмотрев на плотину, идем обратно к железной дороге, чтоб пойти в другую сторону от путей. Лес красивый вокруг, хотя и сложный для прогулок. Собираем по пути грибы.
В этом лесу оказалось очень много опят. Опята осенние (опята настоящие, опята обыкновенные) - замечательные грибы, одни из самых вкусных! Но далеко не всегда и не в каждом лесу их можно набрать. А здесь с этим проблем нет.
Дальше нашли целое дерево с опятами!
Хватило урожая на несколько человек!
Еще опята - уже на пеньке. Линия Маннергейма - урожайное место...
Зеленушка. Этот гриб - признак наступившей осени. Она появляется с первыми холодами, показывая, что осень пришла окончательно и бесповоротно. Зеленушка очень хороша в жареном виде, а также в супе и засолке.
В общем, за первый час похода все уже набрали по мешку грибов.
Возле железной дороги, свернув теперь налево, где была калитка, сделали привал. Сосновый лес тут очень приятный - солнечно, просторно, много ягод, сухо. Одна из наших участниц опоздала на электричку и поехала на следующей, и пока она нас догоняла, мы ждали у калитки, попутно собирая грибы и ягоды, а также устраивая чаепития.
Дальше по лесной тропе двинулись к финским долговременным огневым точкам (ДОТам). Вот первая из них, ДОТ Ле-7.
У ДОТа есть второй выход, в нескольких десятках метрах отсюда. Его не видно с дороги из-за зелени. Между двумя выходами - подземный коридор, который их связывал. Состоял он из нескольких помещений, где финские солдаты могли не только перемещаться, но и жить. В похожих сооружениях в других местах я видел полки для сна, колодцы, трубы для отопления и вентиляции - в общем, система жизнеобеспечения внутри укрепления была.
Подземный ход сверху прикрыт валом из земли, на котором растут деревья, и поэтому настоящий размер укрепления, пока его не изучишь, не виден - многим кажется, что здесь лишь маленький бетонный бункер, и все, а это совсем не так.
Вернемся к первому входу в ДОТ. Здесь должна быть передняя стенка с амбразурой, но она уничтожена советскими войсками, которые долбили по ДОТу из артиллерии долгое время, пока стена не треснула. При этом все остальное было цело. После войны уже все ДОТы подрывались саперами, чтоб финны не могли их восстановить, в случае если вернутся. Финны и правда вернулись сюда, через год, но это уже отдельная история.
Вход в подземелье завален обломками. Интересная деталь - большинство приезжающих сюда внутрь не залезают, оставляя потом записи в блогах и на страничках, что внутри завалено и пролезть невозможно. Некоторые осознают, что подземный ход - это коридор между двумя частями укрепления, но сдаются перед трудностями, а некоторые и вовсе пишут, что это два отдельных ДОТа. Когда я был здесь впервые, то тоже не рискнул лезть под руины, но став более бывалым путешественником и исследователем, все ж покорил это подземелье, которое оказалось не таким и сложным (для тех, кто весит меньше меня - уж точно!). И пролезть внутри надо не только потому, что это интересно - но и потому, что это очень познавательно - только так можно исследовать фортификацию.
Лезем внутрь.
Я вешу чуть больше 80 кг, а бедра широкие из-за занятий боевыми искусствами и тяжелой атлетикой - много мышц на ногах, поэтому протискивание в первую щель заняло около минуты. Кто весит меньше, тем попроще. А кто больше - рискует и не влезть.
Вот худым здесь ползать хорошо! После первой щели туриста поджидает здесь вторая, надо втиснуться в дырку между поваленными стенами и куском бетона.
Дальше на какое-то время можно встать в полный рост.
Потом еще разок придется проползти - из рухнувшей части бункера в целую, но это уже будет полегче.
И наконец идеально сохранившийся коридор - здесь мы смогли встать в полный рост и расслабиться.
Остатки системы жизнеобеспечения бункера.
Радуясь тому, что справились с подземельем - туристы фотографируются на выходе.
Дальше нас ждал второй крупный финский ДОТ - Ле-6, который находился с другой стороны от дороги. Здесь все так же - вход, затем подземелье, скрытое холмами, а вот выход и часть бункера возле него - разрушены, но можно вылезти на поверхность в конце коридора через небольшую дыру.
Здесь в подземелье ползать не надо.
Кроме одного места, где надо на пару секунд встать на четвереньки, обходя завал.
Коридор заканчивается руинами. Справа виден ход наверх. Но попасть туда тоже не так легко. Надо упереться ногами в обломки, взяться руками за торчащую металлическую арматуру - и втянуть себя наверх. Большинство справились, хотя некоторые испугались и пошли обратно.
Суровые минуты исследования ДОТов...
Эта часть бункера после подрыва саперами оказалась отделена от основной части. Внушительное было сооружение.
Ну а мы после ДОТов - идем к озерам. Подгорные озера или Пятиозерье - так их называют. Почему-то у них нет отдельных названий, хотя озера совершенно разные, друг на друга ничем не похожие. Первое озеро небольшое и окружено болотом, мы его не фотографируем и не подходим. Дальше идет группа из четырех озер, разделенных маленькими полосами суши шириной в 20-30 метров.
Второе озеро, южное из этих четырех- очень красивое. Сделали несколько фотографий.
Третье озеро Пятиозерья - северное, расположено вблизи трассы Скандинавия. Один берег у него болотистый, другой - который ближе к шоссе - имеет небольшой пляж, но мы туда не пошли, сфотографировали издалека.
Дальше нас ждали два озера, разделенных узкой косой - восточное и западное.
То, что западнее - с чистейшей прозрачной водой. И удобными для стоянок и купания берегами. На дне - песок.
А вот западное озеро. Берега топкие, а вода торфяная. Кстати, в самом южном озере - вода тоже торфяная и непрозрачная. Удивительно - озера совсем рядом, разделены лишь маленькими полосками земли - а совсем с разной водой!
На прозрачном озере есть вышка для прыжков. У берега большая глубина, поэтому можно смело нырять. Влад, как самый экстремальный, ею воспользовался.
Я же просто поплавал под водой, наслаждаясь чистотой и прозрачностью. Вода 17 сентября прохладная, но не ледяная, ноги не сводит, можно поплавать. Это не Ладога, где даже в августе мы выдерживали лишь десять секунд, тут можно насладиться купанием.
Искупались и наши девушки.
А кто-то просто сидел, любуясь сентябрьским солнцем, отражавшимся в озере.
В общем, вывод такой - Подгорные озера - замечательное место для отдыха! Тут комфортно, сухо, хорошо купаться, вокруг много грибов и ягод. И очень красиво!
Отдохнув здесь 2 часа, двинулись к платформе, на этот раз через лес. Те, кому показалось, что грибов в их пакетах мало, воспользовались случаем, чтоб собрать еще.
А у самой станции мы осмотрели последний фортификационный объект - здоровенный бетонный бункер, у которого вход с юга, а щель, напоминающая амбразуру - с севера. Это говорит о том, что скорее всего перед нами - советский ДОТ, построенный в спешке в 1941 году, в начале войны. Использовался он в бою или нет - неизвестно.
Лейпясуо - замечательное место, где есть огромные массивы не тронутого человечеством леса, куда можно уйти гулять на целый день, не видя никакой цивилизации. И при этом - это одно из самых удобных и доступных мест, где можно изучить Линию Маннергейма во всей ее красоте, лучше поняв военную историю 20 века.
---
Туристический клуб "Восемь Врат", Санкт-Петербург.
Мы в контакте https://vk.com/club17791063
Мы в фейсбуке https://www.facebook.com/groups/pohodvosemvrat/
Взято: ru-abandoned.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]