Tatra ч. 1. Nesselsdorfer Wagenbaufabrikgesellshaft.
---
Паровой омнибус NW выпуска 1900 года. Мощность 24 л.с. "Маршрутка" вмещала 12 пассажиров. Это еше что, NW и электромобили делал.
По просьбам трудящихся, как говорили в советское время, начинаю цикл по "Татре". Рассказывать буду не торопясь, с перерывами на американские мускулы, трактора и вахообразные телеги о всяком. Сегодня нечто вроде вводной лекции, посвященной временам Австро-Венгерской Империи и, конечно, Tatra. Итак в старые добрые времена, существовала себе такая двуединая монархия, куда входили самые разные народы, не очень-то друг с другом совместимые (о дружбе этих самых народов можно узнать у Гашека, например). Потому, империя не отличалась прочностью и монолитностью Второго Райха. Тем более, что она уже была не особо-то и нужна. Турецкая угроза из крайне серьезной в 17-м веке, превратилась в просто угрозу в 18-м и в нечто не особо серьезное в 19-м. Посему, некоторые вошедшие в империю народы, например чехи или украинцы всерьез подумывали о собственных национальных государствах. Чтобы их как-то задобрить, имперские власти, старались развивать промышленность провинций. Так в Чехии появился весьма серьезный по европейским меркам автопром.
Что до Татры, то ее история началась еще в XIX веке. Тогда это предприятие называлось Nesselsdorfer Wagenbaufabrikgesellshaft (сокращенно NW), и находилось в одноименном городке. Основной продукцией были железнодорожные вагоны, а автомобили с 1897 года становятся лишь приятным дополнением. Первые модели меня совсем не вдохновляют, ибо они по-сушеству были каретами с моторчиками. А вот более поздние, самые интересные по моему скромному мнению рассмотрим.
Один из промежуточных образцов второй серии NW Zweier, т.е. "двойка", по чешски "двояк" или dvojak (1901) с капотиком, под которым почти ничего нет. Сам мотор стоит под сидениями. Доступ к мотору просто чумовой. Весь кузов поднимается, как кузов самосвала. Цилиндров 2, рабочий объем 3,2 литра. Тогда это считалось немного, но по современным меркам весьма солиндно. Только всего 12 л.с. Весит пепелац не моло -- 980 кг. Для начала всека вполне солидно. С такой компоновкой многочисленные модификации (среди которых были и фургоны) выпускались до 1905 года. Им присваивались буквенные обозначения: C, D и т.д.
А тут у нас первый австро-венгерский внедорожник. Для армии, конечно. Только армейские им не заинтересовались. Фото не осталось, но остался такой-вот чертеж. Называлось это NW-4R Jaguar. Английский "Ягуар" в то время еще не существовал даже в проектах, ибо автор был в слишком нежном возрасте. Построен внедорожник был в 1908 году. Привод полный, есть лебедка впереди. Мотор 4 цилиндра, рабочим объемом 13,6 литра. Мощность 80 л.с. Довольно много для тех лет.
А вот вполне приличный и нарядный NW тип U (1915 год). Год выпуска выдают только наружные рычаги управления КПП и ручником. Шесть цилиндров, клапанный механизм OHC (!!!) 5,3 литра 65 л.с. при 2230 об/мин. Неплохие характеристики и для 20-х годов. Неудивительно, что выпускали его до 1925 года. Установлен модный острый радатор. Потом от них откажутся -- сложно. Зажигание -- Bosch, карбюратор Zenith 42DK. Расход топлива 17-19 литров на 100 км (нормально для такого объема). Вес 1,2 тонны. Скорость... 120 км/ч! Без передних тормозов и на узких шинах? Круто.
Грузовой тип TL2 (1915 год) Мотор 4 цилиндра 3,5 литра 35 л.с. Груз 2,5 тонны. Скорость 35 км/ч, что тогда было нормально. Шины ведь у него сплошные не пневматика.
Более поздняя версия NW typ TL4 (1916 год). Машина была несколько модернизирована. Скорость снизили до 25 км/ч. Возможно потому, что некоторые серии не получили даже сплошных резиновых шин, а ездили на стальных обручах. В 1916 году таких автомобилей было выпущено "аж" 226 штук (и 47 легковых), что как бы намекает на "массовость" австро-венгерского автопрома. Не удивительно, что войска двуединой монархии были крайне скудно обеспечены автомобилями. Впрочем, на другой стороне фронта дела обстояли не намного лучше.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]