Пабло Пикассо — Портрет Сталина, 1953
05.09.2017 3 033 0 0 ochendaje

Пабло Пикассо — Портрет Сталина, 1953

---
0
В закладки


Эта далеко не самая известная работа Пабло Пикассо была подготовлена им специально для заглавной полосы коммунистической газеты "Летр франсез" по поводу кончины великого вождя. в 1953 году. Проблем у художника после этого только прибавилось.

Графический портрет Сталина руки легендарного Пикассо вызвал довольно много споров. Возможно, станет чуть понятнее, если мы углубимся в историю этого рисунка.



5 марта 1953 года, когда было объявлено о смерти советского вождя, Франсуаза Жило, вторая жена художника и мать его двоих детей, получила телеграмму от Луи Арагона с просьбой к Пикассо срочно нарисовать посмертный портрет Сталина для газеты "Les Lettres françaises", где тот был редактором. Причем, портрет должен был быть готов на следующий день.

«Как мне браться за портрет Сталина? — раздражался Пикассо. — Я ведь ни разу его не видел и совершенно не помню, как он выглядит, если не считать мундира с большими пуговицами сверху донизу, военной фуражки и больших усов».

«Так уж и быть, — решил художник. — Раз портрет нужен Арагону, постараюсь."

Они где-то нашли фотографию юного Джугашвили в форме гимназиста, Пикассо пририсовал ему знаменитые сталинские усы, но чем больше художник пытался сделать портрет похожим на Сталина, тем больше он походил на отца Франсуазы Жило.

"Мы смеялись, пока у Пабло не началась икота." - вспоминала она.

Этот рисунок в итоге появился в газете, но был резко осужден руководством Французской компартии и признан "верхом пирамиды политических ошибок" Пикассо.

Сильвия Монфор, обладательница уникальной коллекции рисунков художника, сохранившая, в частности, оригинал газетного рисунка, стоившего маэстро партбилета, вспоминала, что Пикассо припомнили все: и политическую недальновидность, и мелкобуржуазное упрямство, выражавшееся в "примитивном суждении о серпе и молоте", которые, по Пикассо, как оружие политического воздействия совсем непригодны. Рисунок был расценен как сознательная политическая диверсия против рабочего и коммунистического движения, а Арагона за публикацию заставили публично извинятся…

Пикассо саркастически оправдывался:

"Нарисуй я Сталина старым, с морщинами, мешками под глазами, все закричали бы: как ты смеешь рисовать его стариком? Поэтому я даже в какой-то момент собирался нарисовать его в героическом духе, обнаженным. Да, думал я, это здорово. Но как быть с его мужскими причиндалами? В классических скульптурах члены всегда маленькие. Но ведь речь идет о Сталине, мощном мужике, настоящем боевом быке. Но если ему приделаешь бычий член, за которым нарисуешь маленького Сталина, будет еще хуже. Тогда все закричат: ты превратил его в сексуального извращенца, в настоящего сатира!

Конечно, если ты настоящий реалист, то берешь линейку и измеряешь свой собственный аппарат. Но тогда ты превратишь Сталина в ординарного человека. Даже если ты готов собой пожертвовать и для полного реализма сделаешь слепок своего члена, а потом воспользуешься им в работе, то еще хуже набросятся: ты что, решил, что ты — Сталин? Я уж не говорю о том, что у Сталина, должно быть, никогда эрекция не прекращалась. Нет, ты скажи мне, раз уж так разбираешься в социалистическом реализме, Сталина надо рисовать с эрекцией или без?" – спрашивал он с издевкой посланца Арагона, приехавшего утешить художника.

В 1956 году в Москве состоялась первая выставка произведений Пикассо, на которую художник прислал сорок работ. На вернисаж в Музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина пришло столько народа, что не решались открыть двери, боясь давки. Тогда к собравшимся вышел Илья Эренбург и, взяв в руки рупор, сказал: «Вы ждали эту выставку двадцать пять лет, так подождите еще двадцать пять минут».

Пикассо скончался на 91 году жизни 8 апреля 1973 года так и не побывав в Советском Союзе.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]