Гусар в профиль. Как легендарный герой войны 1812 года появился на знаменитой картине
27.05.2025 25 167 0 +779 Сегодня о важном

Гусар в профиль. Как легендарный герой войны 1812 года появился на знаменитой картине

---
+779
В закладки
Почему Давыдова не должно было быть на картине?

Осенью 1831 года русская гвардия, занятая усмирением Польши, не успела вернуться в столицу к торжествам. Давыдов же, ветеран кампании, и вовсе проехал мимо Петербурга, направившись прямиком в своё симбирское имение.

К тому же у императора Николая I были причины относиться к нему сдержанно:
В 1825 году декабристы цитировали его вольнодумные стихи на следствии.
В 1829 году он был отстранён от службы на Кавказе — сам царь заметил: «Нельзя доверять человеку, которого выгнал Паскевич».

Ходили слухи о его жёстких методах в Польше, включая казнь местного дворянина «для устрашения».

Да и сам Давыдов не любил Петербург, называя его «гранитным северным градом». Даже для портрета в Военной галерее Зимнего дворца он не стал позировать — художник Джордж Доу писал его с литографии.
Как поэт-гусар всё же попал на полотно?
Всё изменилось в январе 1836 года, когда Давыдов после 20-летнего перерыва приехал в столицу — устраивать судьбу сыновей. За девять дней он успел:
Побывать на обеде у Пушкина.

Получить аудиенцию у Николая I, который неожиданно оказался «милостив и приветлив».
Посетить с Жуковским мастерскую Чернецова, где увидел почти готовую картину.
Художник, впечатлённый харизмой Давыдова, попросил его позировать. Сеанс состоялся на следующий день во время чтения «Ревизора» у Жуковского. «4 февраля начал писать Давыдова», — записал Чернецов в дневнике. Так генерал-поэт, не присутствовавший на параде, стал его символом — его фигура заняла почётное место на первом плане.

Последний штрих к портрету эпохи

Осенью 1836 года картина была выставлена в Академии художеств. Давыдов на ней — не просто случайный зритель, а живая легенда, воплощение духа войны 1812 года. Его появление на полотне словно примирило две эпохи: героическую партизанскую вольницу и парадный николаевский порядок.

Ирония судьбы: человек, избегавший Петербурга, навсегда остался в его истории — благодаря кисти художника и воле случая.

Первоисточник: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ruуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]