Выборы-2017: Бурятию оставили без Мархаева
26.07.2017 360 0 0 davydov-index

Выборы-2017: Бурятию оставили без Мархаева

---
0
В закладки
Избирательная комиссия Республики Бурятия отказалась регистрировать сенатора Вячеслава Мархаева в качестве кандидата от КПРФ на выборах главы региона.

Марх

Об этом стало известно вчера, 25 июля. Как сообщает заместитель председателя избиркома Бурятии Владимир Норбоев, основной причиной для отказа стало недостаточное количество предоставленных Мархаевым действительных подписей. Всего он предоставил 226 подписных листов. Теоретически этого числа подписей должно было хватить, но, как выяснилось, 2 подписи были "сдвоенные" (т.е. эти же люди ранее отдали подписи за других кандидатов), у 1 муниципального депутата была неверно указана дата рождения и ещё 2 человека к моменту подачи подписей уже сложили депутатские полномочия и потому их подписи не могут быть зачтены. Таким образом действительными можно было признать только 221 подпись. Но при необходимом минимуме в 216 подписей этого количества для прохождения муниципального фильтра оказалось всё равно недостаточно: после отбраковки подписей выяснилось, что теперь не выполнено условие о числе районов, представленных подписавшимися депутатами — их стало меньше необходимых 3/4 от всех районов республики, т.к. отбракованные подписи были единственными от своих районов. Именно это в конечном итоге и стало причиной отказа.

После озвучивания решения об отказе Мархаев отметил, что двум другим кандидатам, чьи партии не имеют представителей в депутатском корпусе региона — Батодалаю Багдаеву ("Коммунисты России") и Сергею Дорошу (ЛДПР) — "избирком помогал оформлять документы", и в результате они были зарегистрированы наряду с врио главы Бурятии Алексеем Цыденовым, который идёт как кандидат от ЕР. Также сенатор заявил, что продолжит бороться за допуск к участию в выборах: "Будем писать жалобу в Центризбирком и обращаться в суд."

Напомним, ранее, в самом начале предвыборной кампании, Мархаев уже заявлял о давлении на муниципальных депутатов. Тогда региональное отделение КПРФ распространило заявление о том, что "депутатов, поддержавших первого секретаря Бурятского рескома КПРФ Мархаева, обманом убедили поставить и подпись за врио". Позже о давлении уже команды Мархаева на депутатов заявил Батодалай Багдаев. По его словам, несколько депутатов от КПРФ высказали ему поддержку, но отказались поставить подписи, т.к. люди Мархаева категорически требовали подписываться только за кандидата от партии. Но оба эти обращения были оставлены избиркомом без внимания. Теперь же о некорректном поведении представителей сенатора говорят те, кто отдал за него подписи. Так, депутат райсовета Тарбагатайского района Бурятии Александр Стрижов, чью подпись за Мархаева республиканский избирком забраковал как "сдвоенную", рассказывает: "Я самостоятельно, не только как гражданин, но и как депутат районного совета, подписался, без всякого давления. То есть это моё волеизъявление. Примерно через полторы недели после этого ко мне приехали знакомые, бывшие сослуживцы. Попросили отдать голос за Мархаева. Они сослались, что у них не хватает подписей. Я сообщил, что уже отдал голос. Спросил, будет ли законно отдать дополнительно голос за кого-то другого. На что они сослались, скорее, ввели в заблуждение, что можно отдать голос хоть за двух, хоть за трёх кандидатов."

"Ъ" сообщает, что ещё до того, как стало известно о недопуске Мархаева, бурятское отделение КПРФ распространило открытое письмо Вячеслава Мархаева, адресованное президенту Владимиру Путину, гражданам Бурятии, депутатам и врио главы республики Алексею Цыденову. В этом письме сенатор открыто обвинил власти и в частности избирательный штаб Цыденова в препятствии его регистрации в качестве кандидата на выборах: "Муниципальный фильтр превратился в политическую дубину, с помощью которой меня хотят не допустить на выборы." Он отметил, что в Бурятии система сбора подписей для прохождения муниципального фильтра "в полной мере обнажила ущербность и трусость действующей власти": "Назначенный президентом России врио Цыденов демонстрирует неспособность или нежелание гарантировать в Бурятии соблюдение норм Конституции Республики Бурятия и Российской Федерации, прав и свобод граждан." Также в письме говорится о том, что "депутатов районного уровня в девяти районах Бурятии заставили отдать свои подписи в пользу другого кандидата".

В общем, сложная история складывается с выдвижением Мархаева. И мнения местных наблюдателей по этому поводу радикально разделились. Одни считают, что республиканские власти на самом деле сделали всё возможное, чтобы не допустить до губернаторских выборов кандидата, про которого многие эксперты говорили, что он станет достаточно сильным конкурентом для Цыденова и при определённом стечении обстоятельств даже может выиграть у него выборы или как минимум помешать "кандидату Кремля" получить солидный результат, "оттянув" на себя значительную часть голосов. Другие считают, что Мархаев специально довёл дело до отказа в регистрации. По их версии, увидев, что региональные элиты не торопятся высказывать ему публичную поддержку, Вячеслав Михайлович "переиграл" свою стратегию, намеренно допустив наличие "сдвоенных" подписей и других нарушений в поданном пакете документов, чтобы спровоцировать отказ в регистрации и уже после него разыграть роль "пострадавшего" и обвинить власти и избирком в нарушении принципов демократии.

Как бы то ни было на самом деле, некоторые федеральные эксперты уже пришли к выводу о том, что после недопуска Мархаева в России не осталось регионов, где в этом году можно ожидать конкурентные выборы и какую-то интригу. Так, политолог Александр Кынев говорит: "На Бурятии список конкурентных регионов исчерпывается, кампания будет носить формальный характер, пройдёт для галочки. <...> При этом в других регионах люди в знак протеста могут голосовать за технических кандидатов."

Ещё одну достаточно интересную интерпретацию истории с Мархаевым и чуть более раннего эпизода с Ройзманом в Свердловской области продвигают сейчас некоторые анонимные Telegram-каналы. По их версии, эти громкие снятия оппозиционных кандидатов сознательно инспирированы методологами, чтобы в дальнейшем использовать их как дополнительные аргументы для "акта доброй воли" по смягчению либо отмене муниципального фильтра, а конкретные детали обоих случаев — исключительно последствия "перегибов на местах".

Обозреватель сайта “Новая Бурятия” Сергей Басаев считает, что Мархаева сняли по формальным, а не по политическим основаниям: "По количеству у Мархаева было сдано 226 подписей при минимуме 216. Но дело в том, что он не прошёл по требованию представительства районных депутатов. По нашему республиканскому закону нужно собрать подписи 7% от общего числа муниципальных депутатов, глав сельских поселений и муниципальных образований. Но помимо этого есть требование представительства. То есть должно быть представлено не менее трёх четвертей районов, то есть должны быть минимум 18 депутатов райсоветов, по одному из каждого района. И дело в том, что эти подписи, которые признаны недействительными, оказались единственными в своем районе. То есть у Мархаева было как раз 18 представительств районов. И две подписи признали недействительными. Соответственно количество районов уменьшилось.
По этому формальному признаку он получил отказ и сейчас оспаривает это в суде и ЦИКе."

Депутат Госдумы Николай Будуев уверен, что Мархаев сможет обернуть отказ в регистрации себе на выгоду: "Фигура Наговицына вызывала серьёзное негативное отношение в регионе. Был накоплен значимый протестный потенциал. А когда Наговицына поменяли на Цыденова, эта накопленная энергия из негатива перешла в позитив в поддержку Цыденова. <...> Поэтому сейчас та поддержка региональных элит и населения, которая была у Мархаева ещё год назад, перешла Цыденову. Уровень поддержки Мархаева по республике в целом порядка 15%. <...>
Мархаев, у которого ещё год назад была поддержка, должен быть доволен тем, что его не пустили на выборы, потому что шансов у него особых не было. Сейчас у него есть возможность ещё несколько лет говорить о том, что он мог чего-то добиться, но коварные силы не дали ему показать себя во всей красе. <...> Мархаев как политик будет сейчас использовать сложившуюся ситуацию по максимуму: скандалить, устраивать акции протеста и т.д."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]