28.01.2023 9 572 0 +285 usyboqa

Пользу восточных психологических практик доказали с помощью науки

Успокой свои бактерии: как медитация тибетских монахов влияет на психику через желудок? монахов, медитация, которые, физических, образцов, исследования, крови, риском, может, течение, кишечную, болезней, глубокая, бактерий, микробиоты, кишечной, исследователи, Кроме, психических, пробиотиков

John Dambik / Alamy

Регулярная глубокая медитация, практикуемая в течение нескольких лет, может воздействовать на кишечный микробиом и потенциально снижать риск физических и психических болезней. К такому выводу пришла группа китайских ученых, статья которых опубликована в журнале General Psychiatry.

Как показывают многочисленные исследования, кишечная микробиота — сообщество бактерий, вирусов, грибов — играет огромную роль в состоянии нашего физического и психического здоровья, влияя, в том числе, на настроение и поведение. Ученые считают, что это может происходить через так называемую ось микробиота — кишечник — мозг. Речь идет о направленных в обе стороны биохимических сигналах, которыми активно обмениваются пищеварительный тракт и центральная нервная система.

Поскольку считается, что медитация помогает регулировать здоровье и ее все чаще применяют при лечении не только психических, но и физических расстройств, исследователи решили проверить, как это глубокое погружение в себя воздействует на кишечную микробиоту.

Для этого они провели анализ образцов фекалий и крови 37 буддийских монахов из трех тибетских монастырей, которые медитировали, по меньшей мере, по два часа в день в течение долгого периода — от трех до 30 лет. Кроме того, в этом небольшом исследовании приняли участие 19 жителей близлежащих районов Тибета, совпадающих с монахами по возрасту, питанию, частоте сердцебиения и показателям артериального давления.

Никто из участников в предшествующие три месяца не принимал никаких субстанций, которые могли бы повлиять на объем и разнообразие кишечной микробиоты (антибиотиков, пробиотиков, противогрибковых препаратов и т. п.).

В чем польза медитации для здоровья?

Анализ образцов стула показал, что между кишечной микробиотой монахов и обычных людей существует значительная разница. Так, в пищеварительном тракте монахов присутствовало во много раз больше бактерий, относящихся к родам Prevotella, Bacteroidetes, Megamonas and Faecalibacterium.

Такая композиция микробиоты, как показали предыдущие исследования, связана со сниженным риском тревожности, депрессии и сердечно-сосудистых заболеваний, а также с хорошей работой иммунной системы. Кроме того, в крови монахов были снижены показатели, связанные с риском болезней сердца, такие, как холестерин и триглицериды.

«Полученные нами результаты позволяют предположить, что длительная глубокая медитация оказывает полезное влияние на кишечную микробиоту, помогая тем самым организму поддерживать оптимальное состояние здоровья», — сделали вывод исследователи.