Такси мото, такси вело, по Руанде ехай смело!
В Африке полно всяких такси – и обычных автомобильных, и двухколёсных мотоциклов, и трёхколёсных моторикш, и даже велотакси, а местами, говорят, так обычные люди-рикши ещё бегают, но вот их я сам пока не видел. И среди всего этого разнообразия на Чёрном континенте мототакси показали себя весьма хорошо вследствите их доступности и благоприятного для подобного лёгкого транспорта климата. А для клиента это весьма оптимальный вариант и по цене и по времени, поскольку автомобиль склонен стоять в пробках, а велосипед далеко и быстро отвезти не сможет.
Хотя говорят, что в Кампале даже из мотоциклов бывают пробки, такой там трафик и бардак, но Кампала это всё-таки Кампала. А в Лагосе мототакси просто взяли и запретили. Они там, правда, ещё попадаются, как и моторикши, причём моторикш даже и немало, но только внутри районов, на центральных улицах их нет. А в Монровии им запретили ездить по главным трассам города как раз в тот момент, когда я там был. Ну оно и не удивительно, ибо мотоцикл всё-таки сам по себе транспорт достаточно опасный и бардачный при всех его прочих достоинствах.
Вообще-то, в Руанде тоже хотели мототакси взять и запретить, и было бы мне сейчас не о чем рассказывать. Но когда пошёл слух о запрете, то едва не собрался майдан, поскольку немало народа было занято в этом бизнесе, как водителей, так и владельцев мотопарка. А в этом деле, как и у наших маршруток и такси – владелец и таксист, как правило, это разные люди, владелец имеет несколько мотоциклов, на которых работают нанятые водители, и каждый из них должен за день работы привезти хозяину определённую сумму, а что сверх того – то его зарплата. Потому затрагивало это интересы не только водил-мотоциклистов, но и мелких и средних бизнесменов-хозяев. И вдобавок к тому во многие окраинные районы, расположенные на на крутых холмах, никак по-другому и не заехать, только на мотоцикле.
Перед угрозой ли руандийского майдана, а, может, просто по здравом размышлении, пришла местным властям простая и гениальная мысль – не запрещать мототакси, а упорядочить их. Уменьшить мото-энтропию не запретом, но введением чёткого и ясного порядка. Сказано – сделано: все мототакси зарегистрировали, на каждого мототаксиста надели специальную стандартную ветровку с номером и обязали иметь два шлема: для себя и пассажира; а также ввели обязательное ОСАГО.
И теперь в Кигали и других городах Руанды цивильные и правильные мототаксисты возят всех желающих по адекватной цене. А если чужой шлем на ваши прекрасные кудри вы брезгуете надевать, то тот же мототаксист недорого вам продаст одноразовую бумажную шапочку. И по моим наблюдениям, в Руанде мототаксисты особо не лихачат, потому ездить с ними тут вполне не страшно, а даже очень интересно.
А как ехать на мототакси, если ты с багажом? Ну, если он совсем огромный, то, конечно, придётся брать машину. Но если не очень, то сам едешь на одном мототакси, а второе везёт твою сумку. А если ты африканец, то багаж без особых проблем разместится на твоей голове.
Если же едет несколько человек, то, очевидно, каждый берёт отдельное мототакси. Мототаксисты это видят, если голосуют, например, два человека, то сразу два мототакси и остановятся.
Возьмём теперь велосипед. Велосипед – это, фактически, недомотоцикл. И раз уж в Руанде полно мототакси, то почему бы не быть и велотакси. И они есть. Велотакси, конечно, далеко не повезет, но по району вполне может, да и огромную гроздь бананов с базара на большом багажнике подвезти – самое то. Или от автобусной остановки до дома доехать.
В деревнях и в городах в качестве велотаксистов обычно подрабатывает молодёжь, это и на велике покататься и копеечку заработать. А велосипеды свои они тюнингуют, как и у нас ребятня в деревнях делает. И раскрашивают обычно в афроцвета, то есть, под светофор.
А если у велотаксиста появляются деньги, то он может купить мотоцикл и перейти на более высокий уровень, то есть, стать мототаксистом. И нарисовать на своем мотоцикле Че Гевару. Самые популярные персонажи в оформлении мототакси в Руанде – это Че Гевара, Боб Марли, Спаситель и Дева Мария. Но Че Гевара с существенным отрывом идёт впереди.
Причина такой его популярности не совсем понятна, ведь в Руанде, согласно официальной истории, он никогда не был. Но бывал в соседних с ней странах, поэтому, кто знает, может, и Руанду на мототакси он пересекал на пути между ними, Че был ведь известный любитель мотоциклов по молодости.
А в заключение скажу так:
Такси мото, такси вело
По Руанде ехай смело!
Ты, пацан, крути педали,
Чтоб успеть нам до Кигали!
1. Стоянка мототакси, Кигали.
2. Мототаксисты, Кигали.
3. Едем!
4. Идём на обгон!
5. Весёлые кигальские мототаксисты.
6. Велотакси в сельской местности.
7. Кигальские мототакси за работой.
8. Полный комплект: мотоцикл, два шлема и Че Гевара.
9. Велотакси на сельской дороге.
10. Кигали, мототакси на светофоре.
11. Велотакси у базара Кимиронко, Кигали.
12. Там же.
13. Ещё кигальские мототаксисты.
14. И ещё. Тут, кстати, редкий случай, когда таксист не одет в спецкуртку.
15. Куртка кигальского мототаксиста.
16. Грузовой велосипед, Бутаре/Уйе.
17. Велотакси, Гиконгоро/Ньямагабе.
18. Там же.
19. Там же.
20. Велотакси на светофоре, Кигали.
21. Мототакси с Бобом Марли и Че Геварой.
22. Ещё два велотакси.
23. Кигальские мототаксисты вас приветствуют!
Увидимся на этой весёлой планете!
************************
Summary:
Motorbike and bicycle taxi of Rwanda.
Взято: antonapostol.livejournal.com