Телевизор и однообразная работа. Что и как ведет человека к слабоумию
---
pixabay.com
«Гармонично развитая личность – это тот человек, который чередует интеллектуальную активность с физической, с тем чтобы не формировать застойных очагов возбуждения мозга», - говорит руководитель Свердловского регионального сосудистого центра, директор Клинического института мозга, доктор медицинских наук Андрей Белкин.
Путь к дряхлению
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Андрей Августович, правильно ли делить детей на способных и не способных? Эти качества закладываются с рождения?
Андрей Белкин: Реализация или не реализация потенциала мозга – результат внешних воздействий. Формирование новых нейронных связей головного мозга основано на опыте, на знаниях, на впечатлениях. Чем больше впечатлений, чем больше книжек читают ребёнку, чем больше его куда-то водят, естественно, тем больше возможностей развить новые связи. То есть от рождения глупых не бывает (за исключением ряда известных патологий). Так что оправдывать то, что ребёнок не реализовался, тем, что «он родился такой», неправильно. Во всяком случае, у родителей по отношению к своему ребёнку должна быть презумпция его способностей.
- Сегодня много говорится о пользе для мозга интеллектуальной деятельности. А физическая активность играет какую-то роль?
- С точки зрения мозга физическая или интеллектуальная активность – большой разницы нет. И то и другое всего лишь поток импульсов. Да, интеллектуальная активность побуждает работу одних зон мозга, двигательная – других, но в целом и та и другая необходимы. Необходимо заставлять работать весь мозг. Те, кто ограничивает свою активность только интеллектуальной деятельностью, рискуют тем, что у них формируется постоянный очаг возбуждения в зонах, отвечающих за эту деятельность. С другой стороны, они теряют нецеребральные, то есть не связанные с мозгом факторы, у них снижается уровень тренированности. Что очень плохо, поскольку теряется запас активности сердечно-сосудистой системы. Иными словами, человек с хорошей, светлой головой может просто-напросто умереть от инфаркта.
Те же, кто занимается только физической активностью, также используют только одну зону мозга, не давая активности другой, отвечающей за переработку других сигналов, от других систем, призывающих работать участки мозга, ответственные за воспоминания, за опыт. Здесь возникает другая проблема. Занимаясь только физическим трудом, по сути дела, человек идёт прямой дорогой к раннему старению, интеллектуальному дряхлению.
– К деменции?
- В том числе. Замечено также, что в большинстве случаев пациенты, перенесшие инсульт, не работали интеллектуально.
- Можно ли перетрудить мозг?
- Можно. Чем угодно – и интеллектуальной, и физической нагрузкой. Все нагрузки должны быть дозированны, кроме того, должно быть переключение – с одного вида деятельности на другой. Гармонично развитая личность – это тот человек, который чередует интеллектуальную активность с физической, с тем чтобы не формировать застойных очагов возбуждения мозга. Эти застойные очаги, повторяющиеся монотонные процессы ведут к усталости, к истощению, к защитному торможению, что может реализовываться в депрессиях, в эмоциональном упадке. Словом, речь идёт о том, что не должно быть монотонных длительных избыточных нагрузок. Любых! Всё должно быть гармонично.
- Какие симптомы выдают усталость мозга?
- Снижение продуктивности, снижение настроения, появление сонливости и головной боли или, наоборот, раздражения, возбуждения. Это зависит от психотипа человека.
30%
эффективности даёт плацебо.
Чтение – лучшее учение
- Мы действительно не используем весь потенциал мозга?
- Говорят, что да. С точки зрения формы, структуры есть много неиспользованного потенциала. Но с точки зрения физиологии… Что значит «не используем»? Мозг всегда работает. Самый высокий резерв существует в течение первых пяти лет жизни. Повторюсь, ум как совокупность знаний и опыта формируется в установлении нейронных связей. Так вот, до этого возраста способность установления связей самая большая, свободных связей очень много. Потом их количество начинает снижаться. Если к этому времени их максимально не использовать, то потом сделать это будет уже невозможно, потому что исчезает необходимый для этого субстрат. То есть связи физически исчезают.
Если человек в течение жизни овладевает новыми знаниями, он максимально использует возможности мозга.
- Мозг пластичен до конца наших дней?
- Абсолютно. Но к «концу наших дней» развитие мозга уступает необходимости поддержания его работоспособности. Просто в силу того, что жизненные обстоятельства пожилого человека приводят к тому, что снижается и сужается его нагрузка, он меньше вовлечён в производственный, интеллектуальный процесс. Если этому не противодействовать, привыкший работать мозг, лишенный нагрузки, очень быстро начинает оскудевать. И деменция, например, как раз последствие утраченной или значительно сниженной интеллектуальной нагрузки.
- Соответственно, её профилактика – это работа мозга, овладевание новыми знаниями, навыками. Какими? Люди в почтенном возрасте довольно консервативны, обучение для них значительный стресс.
- Не уверен, что здесь однозначно нужно говорить именно о новых знаниях. Здесь важна не столько цель, сколько процесс. А вот чтение однозначно является профилактикой деменции. Это интеллектуально энергозатратный процесс, поэтому чтение – это всегда хорошо. В любом возрасте.
- Любой литературы?
- Послушайте, чтение – это не лекарство, оно должно обязательно сопряжено с каким-то позитивным эффектом.
- С удовольствием?
- Ну конечно! Поэтому мы и должны выбирать чтение в соответствии со своими вкусами, установками, привязанностями.
Кроме того, абсолютно прекрасен процесс запоминания (вспоминания) стихов – это самый продуктивный процесс, это попытка создать новые связи. Столь же прекрасна деятельность, связанная с мелкой моторики: кисть руки соответствует очень большой зоне мозга. Развивая мелкую моторику, мы заставляем работать эту зону, соответственно, она хорошо кровоснабжается, то есть мы поддерживаем нормальный кровоток. Любое действие, связанное с мелкой моторикой, очень энергоёмко, поэтому очень активно поддерживает мозг. Я, например, не знаю ни одного ювелира с инсультом.
- То есть отсутствие интеллектуальной деятельности или деятельности, связанной с мелкой моторикой, - это фактор риска развития инсульта?
- Конечно. Отсутствие активности – это снижение потребности в обеспечении этой активности. А обеспечение активности идёт за счёт доставки глюкозы и кислорода – это функция кровотока. Нет потребности – нет доставки, нет доставки – начинает закрываться, опустевая, сосудистое русло. В итоге снижается мозговой кровоток.
- Почему тогда, говоря о профилактике инсульта, всё же больше акцентируют внимание на здоровом образе жизни?
- А здоровый образ жизни – это что?
- Стандартный набор: рациональное питание, отсутствие вредных привычек, достаточная двигательная активность.
- Да, это воспроизводимые меры профилактики, но они не влияют на предмет нашего обсуждения. Они в большей степени влияют на сердечно-сосудистую систему, на факторы, которые способствуют изменению просвета сосудов. Но это только часть проблемы.
- Есть мнение, что курение, например, стимулирует работу мозга, как и бокал хорошего вина. Это так?
– Нет-нет-нет, ни курение, ни красное вино с мозговой деятельностью никак не связаны. Они связаны с воздействием на сердечно-сосудистую систему. А мозг реагирует на любой раздражающий фактор. Но самым физиологичным раздражающим фактором является интеллектуальная нагрузка. Никотин – частный случай, алкоголь – частный случай. Они тоже стимулируют работу мозга, но делают это нездоровым образом. Они создают пиковую ситуацию резкой активизации, которая не физиологична и, значит, неустойчива.
Здоровый образ жизни – это всё же защита и поддержание сосудов от формирования атеросклероза, от их ускоренного старения. Но всё это никак не сохраняет активную жизнедеятельность мозга.
Чтение – это не лекарство, оно должно обязательно сопряжено с каким-то позитивным эффектом
Без следа
- Не так давно я прочитала афоризм: «Мозг – уникальный механизм, он непрерывно функционирует с момента вашего рождения до покупки телевизора». Какова в этом доля истины?
- Весомая. Одна из проблем в том, что телевизор не провоцирует активный процесс переработки информации, она подаётся в готовом виде. Не зря же бывает так, что, посмотрев фильм, вы ловите себя на мысли, что не помните, о чём в нём шла речь. Трансформация печатных символов сложнее – это работа мозга. Передача, направленная на использование каких-то сведений (например, исторических), которая провоцирует какой-то анализ, оказывает эмоциональное воздействие, – это одно, это «волшебная сила искусства». И совсем другое, когда ты смотришь то, что воспринимается просто как источник шума, – это готовая информация, её не надо перерабатывать, она просто поступает по каналам «глаза-уши», не оставляя следа. Подобные передачи крайне редко бывают полезны. Но я, например, иногда «грешу» - смотрю какой-нибудь совершенно дурацкий боевик, для меня это как раз форма переключения. В голове ты держишь много забот, а фильм вырывает тебя из этого круга. Он не оставляет никакого следа, но даёт возможность переключиться.
Когда же у людей старшего возраста вся жизнь состоит из телевизора, включённого с раннего утра до позднего вечера, – это, конечно, деградация. Хотя, вообще, из просмотра телевизора можно извлечь пользу. Скажем, мой папа (Август Соломонович Белкин – доктор педагогических наук. - Ред.) смотрит какое-то ток-шоу, но у него по поводу предмета обсуждения всегда есть собственное суждение. Ну или он смотрит фильм и при этом потом «проверяет» имена актёров. Он всё время тренирует память, в этом смысле он очень волевой человек. И на 89-м году он сохраняет трезвый ум, острую реакцию и прекрасное чувство юмора. К слову, чувство юмора деградирует в первую очередь: если ты видишь человека, который не понимает юмор, значит, он встал на этот путь.
А вот слушать радио много полезнее. Здесь нет готового изображения, есть звуки, несущие смысловую нагрузку. Это почти как чтение.
- Виртуальное общение, которому свойственна примитивность (короткие фразы, упрощённый язык), - это тоже путь к деградации?
- Оно примитивно, но рационально, поскольку позволяет иметь неопределённо большой круг общения. Но глубина этого общения незначительна. В своё время мне порекомендовали присутствие в одной из социальных сетей (в плане поддержания бизнеса). Там у меня происходит лавинообразное нарастание друзей, причём я уже даже и не знаю, кто эти люди. Изначально мне казалось, что это всё-таки какое-то общение, но оказалось, что, по сути, нет никакого общения. Оно сводится к «лайку», ты понимаешь, что человек что-то прочитал, ему понравилось, он вроде как был с тобой, но он ничего не сообщил, просто поставил значок, картинку. Может быть, раз в год я что-то коротко туда пишу, получаю, к примеру, полтора десятка комментариев и пятьсот лайков – эти люди просто помахали мне рукой.
Социальные сети – это другая среда. Да, там есть много интересных людей, писателей, например, их лаконичные записки - продолжение их творчества. Что еще позволяют социальные сети? Бывает интересно понять мнения, настроения со стороны. Но жить только этим может лишь определённая категория людей. И это не касается возраста. Это скорее сублимация собственных психологических проблем, когда появляется шанс побыть в центре внимания. Если реальная жизнь скучна, всё, естественно, смещается туда, в жизнь виртуальную. Там можно жить людям, которые обделены. Высокоинтеллектуальным людям, конечно, там делать нечего.
Бизнес и ничего личного
- Все мы знаем фразу: «Не выноси мне мозг!» Насколько в реальности на мозг влияют ссоры, агрессия?
- Никак не влияют. Это из области эмоциональной сферы.
В действительности мозг – это очень устойчивая система, которая не нуждается в постоянном подлечивании. Подкармливать мозг таблетками нет никакой необходимости. Вот я нейрореаниматолог, то есть всю жизнь занимаюсь спасением тяжело поврежденного мозга. И, в конце концов, начинаешь понимать, что… спасать ничего не надо. Надо просто понять, в какой стадии самоспасения мозг находится, чтобы его поддержать. Мозг очень хорошо устроен.
- А как же многочисленные рекомендации средств для «стимуляции работы мозга»?
- Это бизнес. Не только в популярных, но и в профессиональных изданиях, да что говорить, и на наших мероприятиях – на конгрессах - рассказывают о «волшебных лекарствах». Мы понимаем, что благодаря этим рассказам проходит наш конгресс. Как, скажем, ты вынужден, прежде чем посмотришь хороший фильм, выслушать какую-то чушь про какое-то казино – эти люди дают тебе возможность смотреть фильм. Я воспринимаю это именно так.
С другой стороны, система доказательств в медицине действительно сложна. Для обывателя же такой системы не существует. Зато есть авторитетные люди, которые на экране телевизора пожирают какой-то субстрат или много говорят об этом. Либо бизнес спекулирует на том, что мало кто понимает, как работает мозг, и поэтому доказать, что это действует хорошо или не действует совсем, сложно. В результате люди хватаются за то, что им предлагают. Особенно, если появляются какое-то сигналы. Например, голова болит, значит, мозг плохо работает, стало быть, нужно туда «что-то бросить».
- То есть люди идут по пути наименьшего сопротивления?
- При этом не понимая, что мозг не болит. Чаще всего болят мимические мышцы скальпа – вот источники боли. А мозг не чувствует боли, поэтому известная сцена из фильма «Ганнибал» … вполне реалистична. Это возможно.
- Следовательно, пить стимуляторы бессмысленно?
- Как работают стимуляторы? Они чаще всего повышают давление, благодаря этому улучшается мозговое кровообращение, что, в свою очередь, даёт возможность повысить обеспечение интеллектуальной активности. То есть если вы подняли давление, мозг лучше работать не станет, он будет работать только в том случае, если вы дали ему задание. Давление же даст возможность обеспечить этот процесс. Повышение давления само по себе не приводит к активности мозга. А повышение активности мозга провоцирует повышение давления.
Когда активности мозга недостаточно… Скажем, проснулся человек утром, давление низкое, сам «никакой», астенизирован - он пьёт кофе. Для того чтобы поднять давление и обеспечить нормальную работу мозга, а не наоборот.
- То есть в общем-то вы не против использования подобных стимуляторов?
- Поскольку они по большей части безвредны, равно как и бесполезны, надо идти от удовольствия. Нравится тебе «красная таблеточка», кажется, что от нее хорошо, никому она не помогает, а тебе помогла – принимай.
- Эффект плацебо?
- Плацебо, между прочим, имеет 30% эффективности.
- Во сне наш мозг отдыхает?
- Сон – это не пассивный процесс, это другая сторона жизни, во сне наш мозг работает. Пассивный процесс – это когда мозг активно угнетён, это кома. Так что отдых мозга может обеспечить только радикальная смена деятельности.
ДОСЬЕ
Андрей Белкин окончил Свердловский государственный медицинский институт в 1986 году. Работал заместителем главного врача ГКБ №40 по неврологии и нейрохирургии, заместителем начальника управления здравоохранения Екатеринбурга. Руководитель Свердловского регионального сосудистого центра, директор Клинического института мозга. Главный специалист по реабилитации УрФО. Доктор медицинских наук.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]