Вечный двигатель: как советский внедорожник покорил весь мир
---
40 лет назад с конвейера АвтоВАЗа сошла 100-тысячная Нива - автомобиль уникальный во всех смыслах.Причем произошло это буквально через пару лет после запуска модели в серийное производство.Первоначальный план производства на год составлял скромные 25 000 машин, но очень скоро он был увеличен вдвое, а затем еще на треть.В лучшие времена АвтоВАЗа доля экспорта Нивы доходила до невероятных 80%, машина продавалась в сотни стран! Что же такого уникального и интересного в советском внедорожнике 1970-х годов, который практически не изменился и по сей день?
Пятьдесят лет назад тогдашний председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин принял на вооружение модель «автомобиля № 2», которой впоследствии суждено было стать роскошной версией «Жигулей» (ВАЗ-2103).«На этом работа с Fiat заканчивается, и тогда нам остается рассчитывать только на себя.Итак, вашим первым самостоятельным шагом должно стать создание для наших сельчан вездехода на базе Жигулей », - четкую и конкретную задачу Косыгин поставил инженерам сразу трех предприятий: ВАЗ, АЗЛК и Ижмаш. в итоге доверили тольяттинцам.
Конструкторы разделились на два лагеря. Некоторые предлагали классический вариант с рамным кузовом, двухступенчатым демультипликатором, зависимыми подвесками, барабанными тормозами спереди и сзади. Другие же наоборот предлагали более гражданскую поперечную компоновку и независимые подвески. Правда оказалась посередине, и в разработку пошла машина с удобной независимой подвеской и несущим кузовом, но со всеми инструментами классического внедорожника..
Тот самый «Крокодил Гена» Э1101, больше похожий на Citroen Mehari
Пока экспериментальные узлы и агрегаты будущей «Нивы» обкатывали на мулах Э-2121, которых прозвали «Крокодил Гена» из-за зеленого цвета и схожей наружности, дизайнеры разрабатывали экстерьер будущего бестселлера. Дизайнер Валерий Павлович Семушкин не скрывал — ориентиром для «Нивы» стал Fiat-127, однако ж советский внедорожник не стал очередной копией, скорее, вариацией на тему. Еще один интересный факт: «Ниву» назвали не в честь плодородного поля, название складывается из имен детей ведущего конструктора проекта Петра Прусова и главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Натальи и Ирины, Вадима и Андрея).
Fiat-127, который взяли за основу при создании дизайна «Нивы»
В итоге после шести лет кабинетных мытарств и согласований с конвейера АвтоВАЗа сошел компактный городской автомобиль с внедорожным потенциалом — ВАЗ 2121. «Нива» была максимально унифицирована со всем модельным рядом предприятия. Движок и многие детали внутреннего убранства салона были унаследованы у «Шестерки», а с традиционной жигулевской 4-ступенчатой коробкой передач была соединена через короткий кардан (впоследствии его заменили на ШРУС от «Оки») двухступенчатая раздатка, распределяющая постоянно тягу между обеими осями автомобиля. Собственно, этот новый агрегат и доставлял больше всего неприятностей при эксплуатации. Из-за несогласованности узлов на скорости трансмиссия издавала ужасные звуки, салон был наполнен страшными шумами даже на небольшой скорости. Раздатка «запевала», а ей в унисон гудели «зубастые» шины ВлИ.
Едва ли этот, как и все остальные недостатки кого-то пугали. Да, «Нива» шумела, подвеска в силу легкового происхождения не отличалась надежностью вне дорог, жигулевского движка мощностью всего 80 л.с. с ничтожным моментом в 116 Нм и на дороге-то хватало впритык, чего уж говорить про буераки, а из-за повышенной нагрузки аппетит у внедорожника был хоть куда. Но «Нива» была простая как в эксплуатации, так и в ремонте, при этом комфортабельная по всем параметрам и с серьезным внедорожным потенциалом.
На западе автомобиль моментально распробовали и выстроились в большие очереди. Причем народ смекнул: «Нива» идеально подходит для разнокалиберного тюнинга от чисто декоративной пластики, до серьезных узловых модернизаций. Шутка ли — количество только официальных модификаций, продаваемых за бугром, насчитывало несколько десятков, а ведь были еще и дилерские версии. Элегантные пикапы, версии с открытым верхом, цельнометаллические фургоны и даже багги! Правда, все это многообразие советскому человеку не полагалось: на волжском автопредприятии собирали множество крутых версий «Нивы» исключительно на экспорт.
Сегодня автомобильный динозавр, который сначала переименовали в Lada Niva, а затем и вовсе в Lada 4x4, дожил до наших дней и прекрасно себя чувствует. В 2013 года АвтоВАЗ произвел двухмиллионную «Ниву» и не спешит сбавлять темпы производства. Сегодня на внедорожник ставят кондиционер, систему ABS, при сборке уделяют большое внимание вибро- и шумоизоляции, «Нива» медленно и упрямо, но все же избавляется от детских болячек коих еще навалом. Тем не менее, это не мешает ей быть любимой не только на домашнем рынке, но и во всем мире.
Пятьдесят лет назад тогдашний председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин принял на вооружение модель «автомобиля № 2», которой впоследствии суждено было стать роскошной версией «Жигулей» (ВАЗ-2103).«На этом работа с Fiat заканчивается, и тогда нам остается рассчитывать только на себя.Итак, вашим первым самостоятельным шагом должно стать создание для наших сельчан вездехода на базе Жигулей », - четкую и конкретную задачу Косыгин поставил инженерам сразу трех предприятий: ВАЗ, АЗЛК и Ижмаш. в итоге доверили тольяттинцам.
Конструкторы разделились на два лагеря. Некоторые предлагали классический вариант с рамным кузовом, двухступенчатым демультипликатором, зависимыми подвесками, барабанными тормозами спереди и сзади. Другие же наоборот предлагали более гражданскую поперечную компоновку и независимые подвески. Правда оказалась посередине, и в разработку пошла машина с удобной независимой подвеской и несущим кузовом, но со всеми инструментами классического внедорожника..
Тот самый «Крокодил Гена» Э1101, больше похожий на Citroen Mehari
Пока экспериментальные узлы и агрегаты будущей «Нивы» обкатывали на мулах Э-2121, которых прозвали «Крокодил Гена» из-за зеленого цвета и схожей наружности, дизайнеры разрабатывали экстерьер будущего бестселлера. Дизайнер Валерий Павлович Семушкин не скрывал — ориентиром для «Нивы» стал Fiat-127, однако ж советский внедорожник не стал очередной копией, скорее, вариацией на тему. Еще один интересный факт: «Ниву» назвали не в честь плодородного поля, название складывается из имен детей ведущего конструктора проекта Петра Прусова и главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева (Натальи и Ирины, Вадима и Андрея).
Fiat-127, который взяли за основу при создании дизайна «Нивы»
В итоге после шести лет кабинетных мытарств и согласований с конвейера АвтоВАЗа сошел компактный городской автомобиль с внедорожным потенциалом — ВАЗ 2121. «Нива» была максимально унифицирована со всем модельным рядом предприятия. Движок и многие детали внутреннего убранства салона были унаследованы у «Шестерки», а с традиционной жигулевской 4-ступенчатой коробкой передач была соединена через короткий кардан (впоследствии его заменили на ШРУС от «Оки») двухступенчатая раздатка, распределяющая постоянно тягу между обеими осями автомобиля. Собственно, этот новый агрегат и доставлял больше всего неприятностей при эксплуатации. Из-за несогласованности узлов на скорости трансмиссия издавала ужасные звуки, салон был наполнен страшными шумами даже на небольшой скорости. Раздатка «запевала», а ей в унисон гудели «зубастые» шины ВлИ.
Едва ли этот, как и все остальные недостатки кого-то пугали. Да, «Нива» шумела, подвеска в силу легкового происхождения не отличалась надежностью вне дорог, жигулевского движка мощностью всего 80 л.с. с ничтожным моментом в 116 Нм и на дороге-то хватало впритык, чего уж говорить про буераки, а из-за повышенной нагрузки аппетит у внедорожника был хоть куда. Но «Нива» была простая как в эксплуатации, так и в ремонте, при этом комфортабельная по всем параметрам и с серьезным внедорожным потенциалом.
На западе автомобиль моментально распробовали и выстроились в большие очереди. Причем народ смекнул: «Нива» идеально подходит для разнокалиберного тюнинга от чисто декоративной пластики, до серьезных узловых модернизаций. Шутка ли — количество только официальных модификаций, продаваемых за бугром, насчитывало несколько десятков, а ведь были еще и дилерские версии. Элегантные пикапы, версии с открытым верхом, цельнометаллические фургоны и даже багги! Правда, все это многообразие советскому человеку не полагалось: на волжском автопредприятии собирали множество крутых версий «Нивы» исключительно на экспорт.
Сегодня автомобильный динозавр, который сначала переименовали в Lada Niva, а затем и вовсе в Lada 4x4, дожил до наших дней и прекрасно себя чувствует. В 2013 года АвтоВАЗ произвел двухмиллионную «Ниву» и не спешит сбавлять темпы производства. Сегодня на внедорожник ставят кондиционер, систему ABS, при сборке уделяют большое внимание вибро- и шумоизоляции, «Нива» медленно и упрямо, но все же избавляется от детских болячек коих еще навалом. Тем не менее, это не мешает ей быть любимой не только на домашнем рынке, но и во всем мире.
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]