Фиаско диктатора. Турецкая лира в свободном падении
---
Эрдоган снял главу ЦБ и принял отставку с поста министра финансов (который, кстати, отвечает за ЦБ) своего зятя. Недоволен он резким падением лиры — возможно, худшей валюты 2020-го года в мире. Поможет ли это лире?
Для понимания ситуации стоит начать издалека.
В нулевые и начале десятых Турция считалась восходящей экономической «звездой», показывала почти «китайские» темпы роста ВВП, ей давали самые благоприятные прогнозы на будущие десятилетия. Страна была одной ногой в ЕС. И вдруг все сломалось.
Можно вполне точно датировать, когда это началось. С попытки неудачного военного переворота 2016-го года. После него Эрдоган принялся железной рукой наводить порядок, «вычищать» инакомыслящих, укреплять свою власть. И жесткими преследованиями оппозиции испортил отношения с западом. Инвесторы стали много осторожнее, вдруг вспомнив, что турецкий капитализм — это не свободная конкуренция, а клановый и коррупционный режим.
На графиках легко видеть, как инвесторы с 2016 года потянулись «на выход», а вслед за этим начала падать турецкая лира и ВВП.
Очень показательна история 2018 года, когда Эрдоган арестовал проповедника — американского гражданина — с обвинениями в госперевороте и терроризме. Трамп в ответ вдвое поднял пошлины на импорт турецкой стали и алюминия. Американский капитал побежал из страны, валютные поступления должны были сократиться. Лира не выдержала и рухнула на 20%+ за день. В попытках ее удержать турецкий ЦБ поднял ставку до 24%.
Эрдоган завил, что против Турции объявлена экономическая война. И, понимая, что с такой ставкой никакого экономического роста не будет, начал давить на центробанк, проведя вместе с поправками в конституцию и подчинение ЦБ правительству.
Подчиненный ЦБ снизил ставку и стал удерживать лиру с помощью валютных интервенций. Сегодня ставка ЦБ Турции очень привлекательна — 8,25% при инфляции в 12%. Но это стимулирование не помогает, из-за испорченных отношений с Западом иностранные и турецкие капиталы тихонечко, без шума, эвакуируются из страны с непредсказуемым авторитарным лидером.
Что в итоге? ВВП Турции в первой половине десятых годов рос с темпом в 5-8%. А в 2019 — менее 1%. Инфляция увеличилась (на пике — до 20% в год), а лира рухнула с июля 2016 почти втрое.
Денежное стимулирование (отрицательной реальной процентной ставкой и дешевеющей лирой) не привело к разгону ВВП. Несмотря на привлекательные экономические условия, капиталы бегут из страны по политическим причинам. Внутренняя политика (переход к открытому авторитаризму Эрдогана) поставила подножку внешней политике страны, а это подкосило экономику.
Эрдоган не собирается менять политику. Наоборот, он «закусил удила» и мчит все дальше вперед, не оглядываясь. Что показывает, например, его открытое позиционирование в азербайджано-армянской войне в Карабахе, обострение отношений с Грецией. Чем хуже дела в экономике — тем больше Эрдоган налегает на политику и войну.
Если он думает, что новые люди во главе финансов страны смогут что-то изменить — он ошибается. Шансов на это в рамках его политического курса — никаких. И пусть небольшое укрепление лиры в последние дни никого не обманывает.
Оригинал
Источник: hollivizor.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]