Каким был архитектурный авангард в СССР 1920-х? Часть 1.
---
Каким мы представляем себе конструктивизм? В середине 20-х годов прошлого века в нашей стране происходит взрывообразное развитие прикладных отраслей изобразительного искусства, прежде всего — архитектуры и дизайна.
Наверное, советский конструктивизм можно сравнить с чуть чуть более ранним русским же авангардом. Он тоже вторичен по отношению к западному искусству: в начале ХХ века молодые русские художники, воспитанные на классической живописи, неожиданно открывают вначале импрессионистов, затем Сезанна и, наконец, современную им европейскую живопись, прежде всего Матисса и Пикассо.
Познакомились, втянулись и постепенно пошли почти вровень с западными коллегами. А в чем-то, наверное, и опережали… Из русского авангарда и вышли будущие советские конструктивисты, вклад которых в мировую архитектуру и дизайн трудно переоценить.
На самом деле, процессы в Советской России/СССР и Европе шли параллельно.
Так, с разницей всего в один год создаются два крупнейших художественных центра: Баухауз в Веймаре и ВХУТЕМАС в Москве и Петрограде. Они и работают параллельно, контактируя друг с другом и с коллегами из других стран. И даже закрываются почти одновременно и по схожим причинам…
Так что советский конструктивизм — и дизайнерский, и архитектурный — развивается совершенно в контексте общемировых тенденций. Вот только, если присмотреться к нему чуть пристальнее, обнаруживается, что не вся новая советская архитектура того периода — конструктивизм. И далеко не все, что изучается и делается во ВХУТЕМАСе — конструктивизм. И даже сам конструктивизм не является чем-то единым.
Попробуем немного разобраться?
В узком смысле, архитектурный конструктивизм — это направление, развиваемое группой ОСА (Объединение Современных Архитекторов, создано в 1925 году). Организаторы и главные теоретики — братья Веснины и Моисей Гинзбург, автор знаменитого Дома Наркомфина.
Разумеется, нельзя сказать, что архитектурный конструктивизм создается с нуля. Братья Веснины подхватывают витающие в воздухе идеи, прежде всего, идеи функционализма.
Основоположником же «конструктивизма вообще», наверное, можно считать одного из крупнейших представителей авангарда Владимира Татлина. Да и в архитектуре… Знаменитая Башня Татлина — чем не символ конструктивизма?
Конструктивистам часто «противопоставляют» рационалистов из Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) — кстати, основанной двумя годами раньше ОСА. В чем различие? Наверное, можно сказать, что конструктивизм ближе к западному функционализму — так что его иногда называют советской версией последнего.
Рационалисты ставили во главу угла восприятие архитектуры человеком, психологизм, организацию пространства — в том числе с акцентом на ее эстетичность. И, в отличие от конструктивизма и функционализма, здесь не отрицается классическое наследие.
Вот пример типовой застройки в Шаболовском районе, т. н. Хавско-Шаболовский жилмассив, спроектированный участниками АСНОВА:
И общая планировка района заметно отличается от привычной нам строчной застройки:
Мало того, в 1928 году из АСНОВА выделяется Ассоциация архитекторов-урбанистов (АРУ) во главе… со все тем же Ладовским.
Что до конструктивизма и функционализма, то будь они одним и тем же — назывались бы одинаково. Между этими стилями архитектуры существует ряд довольно существенных отличий, главное же — при всей функциональности, конструктивистское здание должно быть эстетичным. Не украшенным: его эстетика не в декоре, а в самих формах.
Примеры?
Вот функционализм:
Правда, иностранный.
Что ж, вот наш. Правда, промышленный, именно здесь функционализм, пожалуй, наиболее востребован.
Впрочем, вот и наш отечественный, и жилой дом в стиле функционализма:
Ну да, «хрущевка», она самая.
А вот прототип «хрущевской» застройки в Гавре:
Вот советский конструктивизм середины 30-х:
Вот жилой поселок «Погодинская» в Хамовниках второй половины 20-х:
Это 400-квартирный «Дом-коллектив» в Иваново, архитектора Ильи Голосова, первоначальное и современное состояние:
К состоянию и долговечности этих зданий мы еще вернемся, когда речь пойдет о закате авангардной архитектуры в СССР…
А вот классика из классики, дом-коммуна на Гоголевском бульваре в Москве, «двоюродный брат» знаменитого дома Наркомфина:
Точнее, этот проект принято относить к коммунам. На самом деле, это дома т. н. «переходного типа» — от обычного дома к коммуне с обобществленным бытом… Но сейчас не о типах зданий, а о стилях архитектурного авангарда.
В отличие от чистого функционализма, здесь немалое внимание уделено эстетике — особенно в интерьерах. Даже коридор, связывающий квартиры, в этой серии домов намеренно выполнен просторным и светлым, предполагаясь как общественное пространство:
И немного интерьеров квартир, правда, уже с современным антуражем:
А это — производственный конструктивизм, московские Хлебозаводы № 9 в Бутырском и № 5 в Пресненском районах:
Это серия т. н. хлебозаводов Марсакова, где технологический процесс организован по нисходящей спирали: ингредиенты лифтами поднимаются на четвёртый этаж, на первом этаже с конвейера сходит хлеб. Производство ещё и полностью автоматизировано, и это собственная советская разработка! Напомню, это середина 1920-х, страна только поднимается из разрухи.
Четыре завода этой серии построили в Москве, два в Ленинграде. Функция здесь полностью определяет форму зданий, так что их можно, наверное, отнести к функционализму. Но здесь важно и градостроительное решение.
Заводы, расположенные в непосредственной близости к жилым кварталам, органично вписываются в общую застройку. И внешняя эстетика на высоте, позволяя в наше время перепрофилировать заводские здания, о чем я лично искренне сожалею… Но мы ведь говорим не о политике, а об архитектуре?
Так что это, пожалуй, все же конструктивизм.
Продолжение следует…
Наверное, советский конструктивизм можно сравнить с чуть чуть более ранним русским же авангардом. Он тоже вторичен по отношению к западному искусству: в начале ХХ века молодые русские художники, воспитанные на классической живописи, неожиданно открывают вначале импрессионистов, затем Сезанна и, наконец, современную им европейскую живопись, прежде всего Матисса и Пикассо.
Познакомились, втянулись и постепенно пошли почти вровень с западными коллегами. А в чем-то, наверное, и опережали… Из русского авангарда и вышли будущие советские конструктивисты, вклад которых в мировую архитектуру и дизайн трудно переоценить.
На самом деле, процессы в Советской России/СССР и Европе шли параллельно.
Так, с разницей всего в один год создаются два крупнейших художественных центра: Баухауз в Веймаре и ВХУТЕМАС в Москве и Петрограде. Они и работают параллельно, контактируя друг с другом и с коллегами из других стран. И даже закрываются почти одновременно и по схожим причинам…
Так что советский конструктивизм — и дизайнерский, и архитектурный — развивается совершенно в контексте общемировых тенденций. Вот только, если присмотреться к нему чуть пристальнее, обнаруживается, что не вся новая советская архитектура того периода — конструктивизм. И далеко не все, что изучается и делается во ВХУТЕМАСе — конструктивизм. И даже сам конструктивизм не является чем-то единым.
Попробуем немного разобраться?
В узком смысле, архитектурный конструктивизм — это направление, развиваемое группой ОСА (Объединение Современных Архитекторов, создано в 1925 году). Организаторы и главные теоретики — братья Веснины и Моисей Гинзбург, автор знаменитого Дома Наркомфина.
Разумеется, нельзя сказать, что архитектурный конструктивизм создается с нуля. Братья Веснины подхватывают витающие в воздухе идеи, прежде всего, идеи функционализма.
Основоположником же «конструктивизма вообще», наверное, можно считать одного из крупнейших представителей авангарда Владимира Татлина. Да и в архитектуре… Знаменитая Башня Татлина — чем не символ конструктивизма?
Конструктивистам часто «противопоставляют» рационалистов из Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) — кстати, основанной двумя годами раньше ОСА. В чем различие? Наверное, можно сказать, что конструктивизм ближе к западному функционализму — так что его иногда называют советской версией последнего.
Рационалисты ставили во главу угла восприятие архитектуры человеком, психологизм, организацию пространства — в том числе с акцентом на ее эстетичность. И, в отличие от конструктивизма и функционализма, здесь не отрицается классическое наследие.
Вот пример типовой застройки в Шаболовском районе, т. н. Хавско-Шаболовский жилмассив, спроектированный участниками АСНОВА:
И общая планировка района заметно отличается от привычной нам строчной застройки:
Мало того, в 1928 году из АСНОВА выделяется Ассоциация архитекторов-урбанистов (АРУ) во главе… со все тем же Ладовским.
Что до конструктивизма и функционализма, то будь они одним и тем же — назывались бы одинаково. Между этими стилями архитектуры существует ряд довольно существенных отличий, главное же — при всей функциональности, конструктивистское здание должно быть эстетичным. Не украшенным: его эстетика не в декоре, а в самих формах.
Примеры?
Вот функционализм:
Правда, иностранный.
Что ж, вот наш. Правда, промышленный, именно здесь функционализм, пожалуй, наиболее востребован.
Впрочем, вот и наш отечественный, и жилой дом в стиле функционализма:
Ну да, «хрущевка», она самая.
А вот прототип «хрущевской» застройки в Гавре:
Вот советский конструктивизм середины 30-х:
Вот жилой поселок «Погодинская» в Хамовниках второй половины 20-х:
Это 400-квартирный «Дом-коллектив» в Иваново, архитектора Ильи Голосова, первоначальное и современное состояние:
К состоянию и долговечности этих зданий мы еще вернемся, когда речь пойдет о закате авангардной архитектуры в СССР…
А вот классика из классики, дом-коммуна на Гоголевском бульваре в Москве, «двоюродный брат» знаменитого дома Наркомфина:
Точнее, этот проект принято относить к коммунам. На самом деле, это дома т. н. «переходного типа» — от обычного дома к коммуне с обобществленным бытом… Но сейчас не о типах зданий, а о стилях архитектурного авангарда.
В отличие от чистого функционализма, здесь немалое внимание уделено эстетике — особенно в интерьерах. Даже коридор, связывающий квартиры, в этой серии домов намеренно выполнен просторным и светлым, предполагаясь как общественное пространство:
И немного интерьеров квартир, правда, уже с современным антуражем:
А это — производственный конструктивизм, московские Хлебозаводы № 9 в Бутырском и № 5 в Пресненском районах:
Это серия т. н. хлебозаводов Марсакова, где технологический процесс организован по нисходящей спирали: ингредиенты лифтами поднимаются на четвёртый этаж, на первом этаже с конвейера сходит хлеб. Производство ещё и полностью автоматизировано, и это собственная советская разработка! Напомню, это середина 1920-х, страна только поднимается из разрухи.
Четыре завода этой серии построили в Москве, два в Ленинграде. Функция здесь полностью определяет форму зданий, так что их можно, наверное, отнести к функционализму. Но здесь важно и градостроительное решение.
Заводы, расположенные в непосредственной близости к жилым кварталам, органично вписываются в общую застройку. И внешняя эстетика на высоте, позволяя в наше время перепрофилировать заводские здания, о чем я лично искренне сожалею… Но мы ведь говорим не о политике, а об архитектуре?
Так что это, пожалуй, все же конструктивизм.
Продолжение следует…
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]