Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane
31.08.2020 2 740 0 +71 vorbur

Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane

---
+71
В закладки
Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane (Великобритания) крыло, крыла, самолета, самолет, Hurricane, испытаний, характеристики, стоек, проекта, slipwing, после, повысить, можно, времени, машину, полета, характеристик, начались, более, опытного

FH.40 на земле с установленным крылом

В 1941 г. Британская компания F. Hills & Sons (Hillson) построила экспериментальный самолет Bi-Mono необычной схемы slip-wing («соскальзывающее крыло»). Он должен был взлетать в конфигурации биплана и в полете сбрасывать верхнее крыло, что позволяло повысить характеристики на взлете и во время полета. Королевские ВВС заинтересовались этим проектом – и вскоре начались работы по самолету Hawker-Hillson FH.40 Hurricane.

От опытов к проекту

Летные испытания опытного «Би-Моно» начались весной 1941 г., а 16 июля выполнили первый полет со сбросом крыла. Вскоре после этого машину передали КВВС для проведения собственных испытаний. По результатам этих проверок составили объемный отчет.

Военные установили, что самолет типа slip-wing сложнее «обычного» моноплана с точки зрения конструкции и эксплуатации, но действительно имеет заметные преимущества во взлетно-посадочных характеристиках. По результатам испытаний Bi-Mono было рекомендовано продолжать развитие концепции и реализовать ее на основе одного из существующих истребителей.

Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane (Великобритания) крыло, крыла, самолета, самолет, Hurricane, испытаний, характеристики, стоек, проекта, slipwing, после, повысить, можно, времени, машину, полета, характеристик, начались, более, опытного

В начале 1942 г. КВВС заказали компании «Хиллсон» разработку нового самолета с двумя крыльями. За основу для него решили взять истребитель Hawker Hurricane Mk I. Конструкторский коллектив во главе с У.Р. Чауном и Э. Льюисом достаточно быстро подготовил проект с рабочим названием FH.40 Hurricane.

Второе крыло

Для использования в новом проекте компании Hillson предоставили серийный «Харрикейн» модификации Mk I с б/н L1884, построенный несколько лет назад. После недолгой службы в КВВС, в 1939 г. эту машину продали Канаде, где она получила б/н 321. Уже в 1940-м в составе 1-й эскадрильи КВВС Канады истребитель прилетел на родину и вновь сменил хозяев. В начале 1942 г. британские КВВС передали его на перестройку в летающую лабораторию. Весьма примечательная «биография» для самолета того времени.

В минимальные сроки «Хиллсон» спроектировала необходимый комплект дополнительного оснащения. В него входили сбрасываемое крыло, набор стоек и средства управления сбросом. При их разработке пришлось учесть основные особенности базового самолета. В частности, конструкция фонаря заставила поднять крыло выше обычного, чтобы оно не мешало посадке в кабину.

Новое «соскальзывающее крыло» повторяло конструкцию штатных плоскостей самолета, но не являлось их точной копией. Использовался деревянный силовой набор с полотняной обшивкой. Профиль – Clark YH с толщиной 19% на центроплане и 12,5% у законцовок. Стреловидность передней и задней кромки, форма законцовки и поперечное V соответствовали штатному крылу. Плоскость получила новый «сплошной» центроплан с дополнительным топливным баком. Механизация на крыле отсутствовала.

Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane (Великобритания) крыло, крыла, самолета, самолет, Hurricane, испытаний, характеристики, стоек, проекта, slipwing, после, повысить, можно, времени, машину, полета, характеристик, начались, более, опытного

Вид на нос. Хорошо заметны стойки второго крыла

На центроплане и фюзеляже самолета появились крепления для установки стоек под дополнительное крыло. На своем месте оно удерживалось двумя N-образными агрегатами из трубчатых стоек. Еще пара наклонных стоек соединяла верхнее крыло и фюзеляж. Для сброса стоек вместе с крылом планировалось использовать пиропатроны с электрическим воспламенением.

В центроплане сбрасываемого крыла находился отсек для парашюта с простейшей автоматикой выброса. Почти сразу после схода с самолета крыло должно было выпускать парашют и осуществлять мягкую посадку. Это позволяло сохранить не самый простой и дешевый агрегат для последующего использования.

По расчетам инженеров…

Проект FH.40 разрабатывался с целью повышения ряда тактико-технических характеристик базового «Харрикейна». Дополнительное крыло позволяло повысить подъемную силу, а вместе с ней некоторые летные характеристики. Такой прирост параметров можно было использовать в разных целях.

Концепция slip-wing изначально появилась как способ повышения взлетных характеристик. Наличие второго крыла снижало скорость отрыва и сокращало потребную длину взлетной полосы, а также упрощало набор высоты. После выхода на нужную высоту можно было сбрасывать крыло и получать высокую скорость и маневренность, требуемые истребителю.

Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane (Великобритания) крыло, крыла, самолета, самолет, Hurricane, испытаний, характеристики, стоек, проекта, slipwing, после, повысить, можно, времени, машину, полета, характеристик, начались, более, опытного

Также было установлено, что сбрасываемое крыло может повысить боевую нагрузку и/или дальность полета. В таком случае дополнительная подъемная сила компенсировала рост массы вооружения и позволяла взлетать так же, как и при нормальной нагрузке. Также можно было взять на борт дополнительное топливо в верхнем крыле.

Дополнительное крыло с креплениями весило 320 кг. Расчеты показали, что рост подъемной силы за счет второго крыла позволяет повысить взлетную массу до 4950 кг – примерно на тонну больше, чем у базового истребителя. Бак верхнего крыла доводил запас топлива до 1680 л, а дальность полета возрастала до 2300 км. При этом самолет сохранял все штатное оружие и боевые возможности. После сброса верхнего крыла он ничем не отличался от техники в штатной комплектации.

Моноплан-биплан-долгострой

Разработка проекта заняла немного времени, чего нельзя было сказать о его реализации. В тот период компания «Хиллсон» была полностью загружена заказами военного ведомства, и ей приходилось не без труда изыскивать возможности для работ по новому проекту.

Строительство всего одного деревянно-полотняного крыла с сопутствующей аппаратурой и незначительная переделка истребителя-летающей лаборатории заняли больше года. Только весной 1943 г. самолет FH.40 вывели из сборочного цеха и отправили на авиабазу RAF Sealand для проведения испытаний.

Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane (Великобритания) крыло, крыла, самолета, самолет, Hurricane, испытаний, характеристики, стоек, проекта, slipwing, после, повысить, можно, времени, машину, полета, характеристик, начались, более, опытного

Предварительные испытания подтвердили повышение взлетных характеристик и некоторое упрощение пилотирования. Также выполнили тестовые сбросы верхнего крыла. Плоскость успешно отделялась от самолета, набирала высоту и отставала от него. Затем раскрывался парашют, и крыло выполняло посадку. Сам истребитель, сбросив крыло и потеряв часть подъемной силы, незначительно терял высоту и не рисковал столкнуться с отлетающим агрегатом.

Летом того же года опытную машину передали организации Aeroplane and Armament Experimental Establishment (A&AEE), которая должна была провести все необходимые испытания в интересах КВВС. Вновь начались полеты на разных режимах, сбросы крыла и т.д. В дальнейшем командование должно было изучить результаты испытаний и вынести свое решение.

Финал проекта

Испытания FH.40 в A&AEE продолжались до весны 1944 г. Были подтверждены все основные характеристики и возможности, и проект в целом получил хорошую оценку. Однако к этому времени интерес КВВС к нему сократился. Это было связано как с особенностями slip-wing, так и с прогрессом в сфере боевой авиации.

«Харрикейн» с дополнительным крылом действительно показывал улучшенные взлетные характеристики, мог брать на борт дополнительную боевую нагрузку или топливо. Однако все это достигалось за счет установки непростого и недешевого агрегата. Кроме того, при приземлении крыло зачастую повреждалось и нуждалось в ремонте, что увеличивало стоимость эксплуатации.

Экспериментальный самолет Hawker-Hillson FH.40 Hurricane (Великобритания) крыло, крыла, самолета, самолет, Hurricane, испытаний, характеристики, стоек, проекта, slipwing, после, повысить, можно, времени, машину, полета, характеристик, начались, более, опытного

К 1944 г. проект FH.40 морально устарел. В нем использовался базовый самолет ранней модификации с ограниченными летно-техническими характеристиками. Более поздние варианты Hawker Hurricane имели достаточно высокие параметры и по некоторым были сопоставимы с летающей лабораторией-бипланом. Истребители более новых типов тоже, как минимум, не уступали экспериментальной машине.

Будущее проекта оказалось под вопросом. Установка дополнительного крыла действительно улучшала некоторые характеристики Hurricane Mk I, но это улучшение запоздало и уже не имело практического смысла. Потенциал такой конструкции можно было бы реализовать в рамках модернизации более новых истребителей, но и этот шаг посчитали ненужным и нецелесообразным.

В итоге летом 1944 г. работы по Hawker-Hillson FH.40 Hurricane прекратили за отсутствием реальных перспектив. С опытного самолета сняли новое оснащение и далее использовали в качестве летающей лаборатории для других исследований. По некоторым данным, через несколько месяцев очередной тестовый полет закончился аварией, после которой самолет восстанавливать не стали. Комплект slip-wing, по всей видимости, утилизировали сразу после закрытия проекта.

Таким образом, два проекта компании F. Hills & Sons не вышли из стадии разработки и испытаний. Потенциальный заказчик в лице КВВС изначально имел ограниченный интерес к этому предложению, а после проведения испытаний полностью его растерял. Ко времени появления опытного FH.40 в распоряжении КВВС уже были современные машины с высокими характеристиками, не нуждающиеся в дополнительном «соскальзывающем» крыле. Работы по этой теме прекратили и более не возобновляли.

Автор:Рябов КириллИспользованы фотографии:Alternathistory.com, Airwar.ru
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]