Магистратура Nikon. Спортивная съемка
10.03.2017 561 0 0 nikonofficial

Магистратура Nikon. Спортивная съемка

---
0
В закладки
Друзья, мы рады запустить новую Магистратуру Nikon. В марте учимся снимать спорт! Наши эксперты амбассадоры Nikon Кирилл Умрихин и Роберт Максимов, а также профессиональный фотограф Лео Жуков, помогут вам разобраться в спортивной фотографии от и до.

И традиционный конкурс: ждем ваши спортивные фото в комментариях до 5 апреля! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon — подписывайте, на что сделаны кадры :) И всем удачи!

Автор: Кирилл Умрихин


Роберт Максимов:

“Спорт всегда был и будет одним из интереснейших объектов съемки. Живые неподдельные эмоции, командный дух и конкурентная борьба, переживания на грани срыва, горечь поражений и головокружительная радость побед – все это делает спортивные фотографии наглядными образцами самых мощных человеческих эмоций.


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/2000
ISO: 320


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000
ISO: 3200
В программе выступления в синхронном плавании есть такой элемент — выброс
из-под воды. Он выполняется только один раз и в неожиданном месте. К этому нужно
быть готовым — выбрать нужную оптику и ждать момент.

1. Навыки спортивного фотографа

Технически грамотный кадр сейчас может сделать каждый, то есть технический навык уже не является критерием успеха. Кроме него, нужно обладать мгновенной реакцией, суметь вложить в снимок, желательно в один, всю суть происходящего. И тут нужны и адресный план, и мысль, и способность поймать решающий момент — и тогда получится тот самый звездный кадр. И вот это уже не так просто сделать, этим сейчас владеют очень немногие, а для спортивного фотографа подобное умение – самое главное. Дубля не будет, на «бис» никто не повторит, поэтому фотограф должен быть готов к тому, что все происходит очень быстро. А везение, конечно, нужно — может произойти то, что сделает кадр уникальным.


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1600
ISO: 3200
На баскетбольном матче я тестировал новый объектив 70х200 F2.8. Результат меня потряс. И я тут же приобрел его.


Камера: Nikon D3
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
ISO: 1000
В матче по хоккею с мячом все мое внимание было сосредоточено на прекрасной игре вратаря.


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/2000
ISO: 1600
Теннис — один из быстрых видов спорта. При скорости полета мяча свыше 200 кмч нужна хорошая реакция для съемки одним кадром.


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/2500
ISO: 800
Один из моих любимых объектов съемки — французский теннисист Манфис. Это воплощение красоты и артистизма в теннисе.

2. Беспристрастность

На съемке ты обязан быть абсолютно беспристрастным, иначе работать не сможешь, тому есть немало подтверждений. Иногда спортивные фотографы, пользуясь тем, что у них есть аккредитация, приходят на спортивные мероприятия поболеть, и они не столько снимают, сколько болеют. Я это не для того говорю, чтобы осудить их, но делать эти два дела одновременно нельзя. Будешь сторонником происходящего – не снимешь самое интересное, поэтому свои эмоции надо оставлять в стороне. Если не можешь быть беспристрастным, никогда не сделаешь свой звездный кадр.


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
Хорошая фотография водного поло может быть и без бросков и борьбы.


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1000
ISO: 3200
Групповой кадр лучше снимать на первых барьерах в предварительном забеге, а в финальном забеге на последнем барьере — победителя.


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1000
ISO: 1600


Камера: Nikon D3
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/800
ISO: 1200
При съемке борьбы необходима выдержка, чтобы дождаться своего кадра. При равных по силе соперниках приемов и бросков может быть очень мало.

3. Эмоции момента

Хочется только, чтобы, вглядываясь в эти удачные снимки, можно было и через много лет вспомнить и ощутить всплеск эмоций, который поразил когда-то. В спорте есть и драматизм, и красота, и разнообразие чувств. Мне это нравится и как зрителю, и как фотографу. Я стараюсь не просто зафиксировать какую-то фазу спортивного действия, а запечатлеть тот момент разворачивающейся передо мной истории, который может стать решающим или же открыть нам то, о чем мы только догадываемся.


Камера: Nikon D5
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1250
ISO: 3200
Радость победы часто происходит по-разному!

4. Подготовка и техника

К каждой съемке необходима подготовка, подбор камеры и оптики, знание объекта и условий съемки. Я своим ученикам говорю, что основной принцип профессионального фотографа — это съемка «в ноль». Это значит — абсолютно правильная экспозиция. Мы еще на пленке приучены снимать правильно. А сейчас многие почему-то считают, что они потом что-то исправят. Глупость! Во-первых, во многих агентствах запрещено влезать в Photoshop. Поэтому — баланс белого, правильная экспозиция — и твори. Единственное, что разрешено — небольшой кроп, кадрирование. И то — не больше 30%.

Что нужно делать спортивному фотографу? Смотреть, наблюдать, замечать, искать. Выделять важное, интересное. Я терпеть не могу, когда рядом со мной сидит фотограф и строчит, как из пулемета. Я говорю ему: «Подумай. У тебя 10 кадров в секунду. Бежит Болт. Почти каждый кадр совпадает с отталкиванием. Если ты первый кадр снял в тот момент, когда у бегуна нога «захлестывает» (между собой мы называем такие кадры «инвалидами» — одной ноги не видно), тогда все 10 кадров получатся дефектными. Если ты попал с первым снимком в нужный момент, то все следующие тоже будут хорошие. Думай! Скорость полета теннисного мяча — от 150 до 200 км/ч. Между первым и вторым кадрами мяч пролетает 10 метров. Никогда ты не снимешь мячик в ракетке! Такой фотограф, может, из 1000 кадров и поймает случайно один нужный — и потом так этому радуется.

Обычно на одной съемке я использую, в основном, 3 объектива — 24х70 F2.8, 70х200 F2.8, одну из больших линз — 200х400 F4, 400 F2.8, 800 F5,6 и два телеконвертера — 1.4, 2.0”.

Кстати, я категорически не рекомендую смотреть на дисплей во время съемки. Забудьте о нем! Пока ты туда заглядываешь, столько пропустишь вокруг! Я приведу один пример: мы снимали Исинбаеву, когда она выиграла Олимпийские игры. Сначала она подбежала в мою сторону, затем — к тренеру, фотографы собираются вокруг, снимают, а один-единственный стоит над всеми нами и смотрит в дисплей. Потом он сказал, что его немного «заклинило» — захотел посмотреть прямо здесь и сейчас, что нащелкал, и пропустил все эти важные моменты, которые не повторятся — слезы, поцелуи, объятия. Когда спортсмен выигрывает — куда он первое движение делает? В сторону тренера, жены или мужа. И если ты будешь стоять с нужной стороны — сделаешь шикарный кадр.

Лео Жуков:

“Спортивная съемка – это тоже своего рода соревнование, только для фотографа. Бегать с тяжелым рюкзаком вдоль трассы, предугадывать действия спортсменов, ловить моменты и попадать в цель. Как и в любом спорте, тут важна тренировка и, главное, хорошая подготовка.

1. Изучите предмет съёмки.

Хорошо, если вы «в теме» и знакомы с тем видом спорта, который будете снимать. А если нет, постарайтесь узнать как можно больше до начала съемки. Найдите в Интернете фотографии с подобных соревнований и подумайте, как и откуда фотограф их сделал.


Чемпионат мира по велотриалу
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1600
ISO: 400
Фокусное расстояние: 14 мм


Матч по гандболу турнира EHF
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S VR NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 165 мм

Соревнования проходят по правилам, и фотографу также важно знать эти правила, чтобы предугадывать происходящее. Изучите регламент стартов. Во сколько начало, сколько длится период, в каком порядке стартуют категории, какую дистанцию преодолевают спортсмены, сколько у них попыток. Если есть возможность, возьмите в пресс-центре или распечатайте заранее стартовые протоколы. Я предпочитаю бумажный вариант, нежели электронный на телефоне. На бумаге всегда можно делать пометки. Ещё я часто креплю протокол к аккредитационному бейджу, чтобы он всегда был под рукой. Из протокола фотограф может получить много полезной информации: номера спортсменов, чтобы потом идентифицировать их на снимках, порядок выхода на старт, рейтинг и т. д.


Стартовый протокол всегда под рукой. Чемпионат мира по даунхиллу


Чемпионат мира по даунхиллу
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 15 мм

2. Изучите площадку.

Если соревнования проходят по трассе на открытой местности, полезно заранее, до старта, пройти по дистанции и присмотреть интересные места для съемки. На крупных соревнованиях съемка обычно возможна строго с определённых фотопозиций. Посмотрите до старта, какие ракурсы вам будут более интересны, и не снимайте всё время с одной точки – меняйте позиции!


Чемпионат мира по скалолазанию
Панорама из 4 кадров
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/60
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 16 мм

3. Планируйте съемку.

В зависимости от вашей задачи, продумайте, какие моменты вы хотите поймать. Во время съемки чемпионата мира по кросс-кантри у меня в голове был четкий план. В начале гонки я снимал старт – это очень эффектный момент, особенно на массовых соревнованиях, когда спортсмены одновременно стартуют и мчатся на тебя на всех парах.


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S VR NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/3200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 200 мм

Затем я уходил на трассу, где заранее приметил несколько интересных ракурсов. На каждой точке я снимал один-два круга с таким расчетом, чтобы за один круг до конца гонки прийти в зону финиша и занять удобную позицию для съёмки лидера, пересекающего финишную черту.


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 19 мм

4. Техника.

Чтобы «заморозить» движение, вам понадобится светосильная оптика, которая даже при плохом освещении позволяет снимать с короткой выдержкой. Я использую объективы с постоянной светосилой 2,8.
Верный друг спортивного фотографа – это телеобъектив. Далеко не всегда можно близко подойти к спортсмену, и длиннофокусная оптика тут будет как раз кстати. Но и широкоугольным объективом можно сделать много интересных спортивных кадров. Главное – не загонять себя в рамки и использовать фантазию!


Александр Бессмертных на чемпионате мира по лыжным видам спорта в г. Лахти
Камера: Nikon D800
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/3200
ISO: 400
Фокусное расстояние: 16 мм

Не обязательно использовать «скорострельную» камеру. Если вы хорошо чувствуете и понимаете спорт, можно точно “стрелять” одним «выстрелом». Мой Nikon D4s способен делать 11 кадров в секунду. Однако обычно у меня стоит средняя скорость серийной съемки (5—6 кадров), а “скорострельный” режим я включаю в исключительных случаях, например, при съемке тенниса, где бывает очень непросто поймать в нужный момент быстро летящий мяч.


Международный теннисный турнир St.-Petersburg Open
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S VR NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 78 мм

5. Эмоции.

Конечно, кроме съемки только спортивной составляющей – прыжков, бросков, атак, – важно ловить и эмоции спортсменов. Это добавляет жизни любому репортажу. Не спешите просматривать фотографии на дисплее камеры после того как вы засняли голевой момент. Посмотрите, как будут реагировать спортсмены. Следите за ходом соревнований и держите фаворитов в поле зрения, чтобы поймать их радость.


Международный теннисный турнир St.-Petersburg Open
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S VR NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 1800
Фокусное расстояние: 180 мм

Во время финала соревнований по скалолазанию на III зимних Всемирных военных играх российский спортсмен Вадим Тимонов шел на первом месте. Но всё решалось на последней трассе, где оставался еще один участник из Словении Домен Шкофик, который мог улучшить свой результат. Я сделал несколько «дежурных» кадров и за несколько секунд до конца выступления словенца подбежал к Вадиму. Как раз в этот момент Шкофик закончил свое выступление и остался на третьем месте, а мне удалось запечатлеть радость победителя!


Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3600
Фокусное расстояние: 24 мм

6. Выделяйте главное.

Подумайте, что вы хотите показать фотографией. Сложность трюка? Голевой удар? Важный момент? Тяжелую трассу? Полный стадион зрителей? Исходя из этого, ищите ракурсы, подбирайте фокусное расстояние.


Марит Бьёрген (Норвегия) пересекает финишную линию на чемпионате мира по лыжным видам спорта с с флагом в руках
Камера: Nikon D5
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/4 ED IF
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/500
ISO: 400
Фокусное расстояние: 300 мм


Далекий прыжок на чемпионате мира по маунтинбайку
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/6400
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 14 мм

И самое главное – тренируйтесь. Без тренировки не будет и хорошего результата!”

Кирилл Умрихин:

“Экстремальная съемка — это в первую очередь путешествия, а путешествия — это мечта. Через спорт я узнаю весь мир. Я был в Каире, когда там проходили соревнования по прыжкам на мотоциклах, был в Риме, летал на Маврикий. Я никогда раньше не катался на виндсерфе, а когда начал снимать этот вид спорта, ребята мне предложили попробовать. И вот теперь он стал одним из моих любимых. Я много что пробовал: прыгал с моста с веревкой, а недавно прыгнул с банджи с 200-метровой высоты — было очень страшно. Экстремальный спорт создал всю мою жизнь и меня самого, обозначил круг моих близких и друзей.


Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/5000
ISO: 100
Фокусное расстояние: 400 мм

1. Три секрета.

Есть одно правило, соблюдение которого поможет добиться прекрасных результатов: снимать нужно не просто человека, летящего в небе, а показать, откуда и куда он летит и что делает. Главный секрет хорошей фотографии кроется в трех простых вещах — это место, погода и райдер. Если все они присутствуют, кадр обязательно получится.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 300 мм

2. Съемка.

Я практически всегда заранее нахожу фокус и выстраиваю композицию, если речь идет о съемке спорта. В горах, например, я снимаю без света, потому что его очень сложно доставить до места съемки. В воде особо кадр не выставишь: когда тебя вертят волны, ты знаешь, что тебе надо попасть в фокус, чтобы не было капель, и ты думаешь о том, правильную ли позицию ты занял относительно спортсмена и относительно волны, которая может обрушиться перед тобой. А при съемке того же виндсерфинга с катера сильно трясёт. Так что всё зависит от того, что ты хочешь. Например, я давно уже хочу сделать close up – крупный кадр атлета с ярко выраженными эмоциями. Самим спортсменам нравятся одни кадры, а людям, сторонним от спорта, – другие. И круто видеть именно их реакцию, потому что спортсмен смотрит на техническое исполнение своего трюка, а сам кадр чаще оценивают сторонние зрители.


Камера: Nikon D810
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/1250
ISO: 500
Фокусное расстояние: 16 мм

Но при этом нужно, как оператору, захватить крупный план, общий план, средний план, показать разные детали и, конечно, предугадать. Необходимо хорошо знать спорт и не тратить время на какие-то технические детали.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/2500
ISO: 400
Фокусное расстояние: 300 мм

3. Техника.

Профессиональная техника для начинающего фотографа не так важна, можно начинать снимать на обычные фотоаппараты. Например, серия беззеркальных камер Nikon 1 прекрасно для этого подходит, а чтобы научиться фотографировать, нужно очень много снимать.

Хотя зачастую в экстремальной съемке без профессиональных спортивных объективов не обойтись. Готовясь к поездке, я выбираю, какое оборудование мне понадобится для каждой конкретной задачи. Если мне нужны объективы, которых у меня нет, я их беру по программе NPS (Nikon Professional Services). Мне часто бывают нужны спортивные объективы 300 mm или 400 mm.


Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Диафрагма: f/1.4
Выдержка: 1/8000
ISO: 64
Фокусное расстояние: 50 мм

Мой комплект — это камера D750 с объективом AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED. Этот комплект я брал под туристическую поездку в Швейцарию, но использовал как вторую камеру для лайф-съемки спортсменов. Еще D4s c фиксированным AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR с экстендером 1.4. Для меня это лучший спортивный объектив для съемок таких мероприятий, как соревнования по сноуборду, например.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/8000
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 300 мм

Кроме этого, я использую AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и даже тилт-шифт PC-E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED. Для съемки архитектурных конструкций (например, рампы) тилт очень интересен: можно «поиграть» с резкостью и перспективой.

4. Навыки спортивного фотографа.

Чтобы добиться успеха в экшн-фотографии, нужны выносливость, сила, здоровье, стрессоустойчивость, морозоустойчивость. Очень важно быть неприхотливым, потому что условия съемки бывают крайне разными: ты или около воды, или на жаре, или на холоде. Я снимал при температуре минус 38 градусов, когда у тебя руки к камере и к штативу примерзают. Конечно, нужно большое упорство, целеустремленность. Чтобы научиться снимать спорт, нужно его снимать, а чтобы его снимать, нужно ездить по всем соревнованиям и снимать, снимать, снимать, снимать очень долго”.


Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/800
ISO: 200
Фокусное расстояние: 300 ммуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]