Система активного светового камуфляжа Compass Ghost
16.08.2020 3 457 0 +39 vorbur

Система активного светового камуфляжа Compass Ghost

---
+39
В закладки
Система активного светового камуфляжа Compass Ghost (США) Ghost, Compass, обнаружения, самолетов, самолета, система, фонарей, только, камуфляжа, разных, самолет, войны, уровне, Проект, середине, использовать, вновь, противника, фонарями, камуфляж

Истребитель F-4C в стандартной камуфляжной окраске

Во время Второй мировой войны в интересах морской авиации ВМС США разрабатывалась система светового камуфляжа Yehudi Lights, позволявшая скрыть самолет на фоне светлого неба и сокращавшая дальность видимости. Однако конец войны и широкое распространение радиолокации сделали такую разработку бесполезной. К идее светового сокрытия самолетов вернулись через несколько десятилетий, по опыту вьетнамской войны.

Прогресс и регресс

В ходе вьетнамской войны основным средством обнаружения самолетов противника являлись РЛС наземного, корабельного и воздушного базирования. Однако при всех своих преимуществах современные и прогрессивные РЛС не смогли полностью вытеснить визуальный метод обнаружения. Так, летчикам-истребителям в поисках самолетов противника по-прежнему приходилось крутить головой и использовать приборы наблюдения типа «Глаз Mk 1».

В ходе многочисленных воздушных боев было замечено, что вьетнамские истребители МиГ-17 или МиГ-21 имеют необычное преимущество перед американскими F-4 Phantom II. Имея меньшие габариты и поперечное сечение, такие самолеты оказывались менее заметными для невооруженного глаза. Американский «Фантом» был крупнее, а кроме того, оставлял за собой заметный дымный след. Соответственно, вьетнамский летчик имел шансы раньше заметить противника и удачно построить атаку.

Подобные вопросы в течение некоторого времени оставались без особого внимания. Только в 1973 г. Пентагон запустил исследовательскую программу Compass Ghost («Круговой призрак»), целью которой являлось сокращение оптической видимости серийного F-4. Программа Compass Ghost рассматривалась как потенциальная часть более крупных перспективных проектов – ее результаты можно было использовать как для модернизации существующей техники, так и при разработке совершенно новой.

Главным требованием к «Круговому призраку» было сокращение оптической заметности со всех ракурсов. Для этого решили применить основные идеи проекта «Огни Иегуди» – но на новом техническом уровне.

Идеи и их реализация

Достаточно давно было установлено, что любой самолет в дневных условиях выглядит темным пятном на фоне светлого неба. Осветление схем окраски не давало желаемого результата, и потому пришлось использовать «активные» методы. Проект Yehudi Lights предусматривал оснащение лобовой проекции самолета набором фонарей заданной яркости, направлявших световой поток вперед.

Искусственный свет должен был сливаться с естественным и тем самым маскировал самолет, сокращая дистанцию его обнаружения из передней полусферы. Все это было подтверждено рядом испытаний.

Система активного светового камуфляжа Compass Ghost (США) Ghost, Compass, обнаружения, самолетов, самолета, система, фонарей, только, камуфляжа, разных, самолет, войны, уровне, Проект, середине, использовать, вновь, противника, фонарями, камуфляж

Схема размещения фонарей Compass Ghost

В основе «Кругового призрака» лежали те же идеи, но переработанные в сторону улучшения. Так, фонари подсветки предлагалось разместить не только на лобовой проекции, но и на иных поверхностях самолета. Это позволяло обеспечить маскировку на разных ракурсах и давало очевидные преимущества перед «Огнями Иегуди».

Для Compass Ghost разработали специальный фонарь продолговатой формы, пригодный для монтажа на фюзеляж и крылья истребителя F-4. Вместе с фонарями использовалась система управления, призванная поддерживать мощность фонарей на уровне естественного освещения.

Проект предусматривал монтаж девяти фонарей. Пять устанавливались на фюзеляже: один под носовой частью, два на бортах воздухозаборников и два под мотогондолами. Еще четыре изделия закрепили под крылом – на уровне центроплана и поднятой законцовки. Активный камуфляж дополнили маскирующей окраской. Верхние поверхности самолета следовало окрашивать в голубой, нижние – в серый.

Оправдывая название системы, фонари одновременно светили вниз и в стороны. Их свет не перекрывал полностью все проекции самолета, однако создавал на них характерные светлые пятна. В сочетании с новой окраской система Compass Ghost должна была размывать очертания самолета и искажать его пропорции. Таким образом, вместо истребителя F-4 противник должен был наблюдать в небе менее крупный самолет или даже странный набор цветных пятен.

Практические результаты

В том же 1973 г. компания McDonnell Douglas переоборудовала имеющийся истребитель F-4 в летающую лабораторию. Самолет перекрасили, а также оснастили фонарями, системой управления и т.д. В таком виде он вышел на испытания, в ходе которых планировалось проводить наблюдения и измерения.

Во время испытаний летающая лаборатория выполняла полеты на разных высотах и скоростях на разных курсах. На земле находились наблюдатели с различными оптическими средствами, задачей которых являлось обнаружение самолета на максимально возможной дальности. Затем проводилось сравнение дальностей обнаружения самолета с выключенной и включенной системой камуфляжа.

Испытания подтвердили ухудшение видимости из передней и боковой полусфер. Такой же эффект наблюдался от светлого днища с фонарями. В среднем новая окраска и Compass Ghost сокращали дальность визуального обнаружения на 30% в разных метеоусловиях – при различном уровне естественного освещения, облачности и т.д.

Система активного светового камуфляжа Compass Ghost (США) Ghost, Compass, обнаружения, самолетов, самолета, система, фонарей, только, камуфляжа, разных, самолет, войны, уровне, Проект, середине, использовать, вновь, противника, фонарями, камуфляж

Современные F-35 в сером "камуфляже"

Впрочем, в зависимости от применяемой оптики, дальность обнаружения даже с включенными огнями достигала нескольких миль. Кроме того, «Круговой призрак» не мог скрыть характерный «выхлоп» двигателей. Все это показывало, что система фонарей и новая окраска сами по себе недостаточны для защиты самолетов.

Проект без перспектив

Наработки по теме Compass Ghost представляли большой интерес в контексте дальнейшего развития тактической авиации, и их планировалось учитывать при создании новых самолетов. Параллельно велись исследования по теме малозаметности для радиолокационных и инфракрасных средств обнаружения. Все это в итоге привело к созданию современной концепции «стелс» и основных ее решений.

По результатам различных исследований было решено сосредоточить усилия на противодействии радиолокации, а активный световой камуфляж посчитали ненужным. Впрочем, это не исключало необходимость поиска оптимальных покрытий и схем окраски. К концу семидесятых все работы по системам подсветки прекратили ввиду отсутствия реальных перспектив и интереса со стороны заказчика.

В дальнейшем предпринимались новые попытки создания камуфлирующей подсветки, в т.ч. успешные с точки зрения техники и характеристик. Самолеты буквально исчезали в конце взлетной полосы и вновь появлялись только на глиссаде. Однако и эти разработки не заинтересовали военных – по тем же причинам, что и в середине сороковых.

Единственным реальным результатом проекта Compass Ghost стало появление новой окраски для самолетов. Сочетание оттенков серого само по себе сокращало видимость истребителя в сравнении со стандартным зеленым пятнистым камуфляжем. В дальнейшем «Призрак» получил распространение в ВВС США.

Неудача направления

Все американские проекты светового камуфляжа для боевых самолетов подтвердили свой потенциал, но не дали реальных результатов. Проект Yehudi Lights закрыли в середине сороковых, а работы по Compass Ghost начали и завершили через три десятилетия. Любопытно, что эти проекты объединяла не только основная идея, но и главная причина неудачи.

«Огни Иегуди» появились достаточно поздно. Когда эта система была готова, широкое распространение получили РЛС, что снизило ценность оптических систем. В начале семидесятых военные вновь заинтересовались световым камуфляжем, но к середине десятилетия вновь проявили повышенное внимание к радиолокации – и средствам защиты от нее.

В итоге «Круговой призрак» так и остался в единственном экземпляре. Активный оптический камуфляж сохранил статус технического курьеза без реальных практических перспектив. Развитие получили технологии снижения радиолокационной и инфракрасной заметности, а в области оптического камуфляжа впредь обходились только маскирующей окраской.

Автор:Рябов КириллИспользованы фотографии:Popular Science, US Air Force
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]