Система активного светового камуфляжа Compass Ghost
---
Истребитель F-4C в стандартной камуфляжной окраске
Во время Второй мировой войны в интересах морской авиации ВМС США разрабатывалась система светового камуфляжа Yehudi Lights, позволявшая скрыть самолет на фоне светлого неба и сокращавшая дальность видимости. Однако конец войны и широкое распространение радиолокации сделали такую разработку бесполезной. К идее светового сокрытия самолетов вернулись через несколько десятилетий, по опыту вьетнамской войны.
Прогресс и регресс
В ходе вьетнамской войны основным средством обнаружения самолетов противника являлись РЛС наземного, корабельного и воздушного базирования. Однако при всех своих преимуществах современные и прогрессивные РЛС не смогли полностью вытеснить визуальный метод обнаружения. Так, летчикам-истребителям в поисках самолетов противника по-прежнему приходилось крутить головой и использовать приборы наблюдения типа «Глаз Mk 1».
В ходе многочисленных воздушных боев было замечено, что вьетнамские истребители МиГ-17 или МиГ-21 имеют необычное преимущество перед американскими F-4 Phantom II. Имея меньшие габариты и поперечное сечение, такие самолеты оказывались менее заметными для невооруженного глаза. Американский «Фантом» был крупнее, а кроме того, оставлял за собой заметный дымный след. Соответственно, вьетнамский летчик имел шансы раньше заметить противника и удачно построить атаку.
Подобные вопросы в течение некоторого времени оставались без особого внимания. Только в 1973 г. Пентагон запустил исследовательскую программу Compass Ghost («Круговой призрак»), целью которой являлось сокращение оптической видимости серийного F-4. Программа Compass Ghost рассматривалась как потенциальная часть более крупных перспективных проектов – ее результаты можно было использовать как для модернизации существующей техники, так и при разработке совершенно новой.
Главным требованием к «Круговому призраку» было сокращение оптической заметности со всех ракурсов. Для этого решили применить основные идеи проекта «Огни Иегуди» – но на новом техническом уровне.
Идеи и их реализация
Достаточно давно было установлено, что любой самолет в дневных условиях выглядит темным пятном на фоне светлого неба. Осветление схем окраски не давало желаемого результата, и потому пришлось использовать «активные» методы. Проект Yehudi Lights предусматривал оснащение лобовой проекции самолета набором фонарей заданной яркости, направлявших световой поток вперед.
Искусственный свет должен был сливаться с естественным и тем самым маскировал самолет, сокращая дистанцию его обнаружения из передней полусферы. Все это было подтверждено рядом испытаний.
Схема размещения фонарей Compass Ghost
В основе «Кругового призрака» лежали те же идеи, но переработанные в сторону улучшения. Так, фонари подсветки предлагалось разместить не только на лобовой проекции, но и на иных поверхностях самолета. Это позволяло обеспечить маскировку на разных ракурсах и давало очевидные преимущества перед «Огнями Иегуди».
Для Compass Ghost разработали специальный фонарь продолговатой формы, пригодный для монтажа на фюзеляж и крылья истребителя F-4. Вместе с фонарями использовалась система управления, призванная поддерживать мощность фонарей на уровне естественного освещения.
Проект предусматривал монтаж девяти фонарей. Пять устанавливались на фюзеляже: один под носовой частью, два на бортах воздухозаборников и два под мотогондолами. Еще четыре изделия закрепили под крылом – на уровне центроплана и поднятой законцовки. Активный камуфляж дополнили маскирующей окраской. Верхние поверхности самолета следовало окрашивать в голубой, нижние – в серый.
Оправдывая название системы, фонари одновременно светили вниз и в стороны. Их свет не перекрывал полностью все проекции самолета, однако создавал на них характерные светлые пятна. В сочетании с новой окраской система Compass Ghost должна была размывать очертания самолета и искажать его пропорции. Таким образом, вместо истребителя F-4 противник должен был наблюдать в небе менее крупный самолет или даже странный набор цветных пятен.
Практические результаты
В том же 1973 г. компания McDonnell Douglas переоборудовала имеющийся истребитель F-4 в летающую лабораторию. Самолет перекрасили, а также оснастили фонарями, системой управления и т.д. В таком виде он вышел на испытания, в ходе которых планировалось проводить наблюдения и измерения.
Во время испытаний летающая лаборатория выполняла полеты на разных высотах и скоростях на разных курсах. На земле находились наблюдатели с различными оптическими средствами, задачей которых являлось обнаружение самолета на максимально возможной дальности. Затем проводилось сравнение дальностей обнаружения самолета с выключенной и включенной системой камуфляжа.
Испытания подтвердили ухудшение видимости из передней и боковой полусфер. Такой же эффект наблюдался от светлого днища с фонарями. В среднем новая окраска и Compass Ghost сокращали дальность визуального обнаружения на 30% в разных метеоусловиях – при различном уровне естественного освещения, облачности и т.д.
Современные F-35 в сером "камуфляже"
Впрочем, в зависимости от применяемой оптики, дальность обнаружения даже с включенными огнями достигала нескольких миль. Кроме того, «Круговой призрак» не мог скрыть характерный «выхлоп» двигателей. Все это показывало, что система фонарей и новая окраска сами по себе недостаточны для защиты самолетов.
Проект без перспектив
Наработки по теме Compass Ghost представляли большой интерес в контексте дальнейшего развития тактической авиации, и их планировалось учитывать при создании новых самолетов. Параллельно велись исследования по теме малозаметности для радиолокационных и инфракрасных средств обнаружения. Все это в итоге привело к созданию современной концепции «стелс» и основных ее решений.
По результатам различных исследований было решено сосредоточить усилия на противодействии радиолокации, а активный световой камуфляж посчитали ненужным. Впрочем, это не исключало необходимость поиска оптимальных покрытий и схем окраски. К концу семидесятых все работы по системам подсветки прекратили ввиду отсутствия реальных перспектив и интереса со стороны заказчика.
В дальнейшем предпринимались новые попытки создания камуфлирующей подсветки, в т.ч. успешные с точки зрения техники и характеристик. Самолеты буквально исчезали в конце взлетной полосы и вновь появлялись только на глиссаде. Однако и эти разработки не заинтересовали военных – по тем же причинам, что и в середине сороковых.
Единственным реальным результатом проекта Compass Ghost стало появление новой окраски для самолетов. Сочетание оттенков серого само по себе сокращало видимость истребителя в сравнении со стандартным зеленым пятнистым камуфляжем. В дальнейшем «Призрак» получил распространение в ВВС США.
Неудача направления
Все американские проекты светового камуфляжа для боевых самолетов подтвердили свой потенциал, но не дали реальных результатов. Проект Yehudi Lights закрыли в середине сороковых, а работы по Compass Ghost начали и завершили через три десятилетия. Любопытно, что эти проекты объединяла не только основная идея, но и главная причина неудачи.
«Огни Иегуди» появились достаточно поздно. Когда эта система была готова, широкое распространение получили РЛС, что снизило ценность оптических систем. В начале семидесятых военные вновь заинтересовались световым камуфляжем, но к середине десятилетия вновь проявили повышенное внимание к радиолокации – и средствам защиты от нее.
В итоге «Круговой призрак» так и остался в единственном экземпляре. Активный оптический камуфляж сохранил статус технического курьеза без реальных практических перспектив. Развитие получили технологии снижения радиолокационной и инфракрасной заметности, а в области оптического камуфляжа впредь обходились только маскирующей окраской.
Автор:Рябов КириллИспользованы фотографии:Popular Science, US Air Force
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]