Униаты — это…Определение, понятие, история возникновение, особенности вероисповедания, отражение в фильмах и литературе
---
Униаты — это популярный термин для наименования восточных христиан, признающих авторитет римского папства. На Украине и в Белоруссии этот термин стал общепринятым после Брестской церковной унии (1596 г.), когда некоторые православные жители Западной Руси объединились с Римом, приняв католические догмы, но при этом сохранили свой византийский обряд и канонические особенности. В католических и униатских писаниях те, кто отвергал унию, часто назывались «разлуки». Термин «униаты» приобрел негативную окраску в православной полемической литературе, украинской народной устной литературе (думе) и некоторых классических украинских писаниях (прежде всего, в стихах Тараса Шевченко). В наше время украинские католики возражали против термина как по экклезиологическим причинам, так и из-за уничижительных коннотаций, характерных для трудов противников унии. Тем не менее многие униаты это приняли, смирившись с таким ярлыком.
Терминология
Термин «униат», как уже было сказано ранее, применяется по отношению к восточно-католическим церквям, ранее принадлежавшим к восточным или восточным православным церквям или, в редких случаях, к ассирийской церкви Востока. Этот термин иногда считается порицательным, но, невзирая на это, часто использовался римскими и восточными католиками до второго Ватиканского собора. Официальные католические документы больше не используют термин из-за его отрицательной репутации, связанной с критикой униатской церкви. По словам Иоанна Эриксона из Свято-Владимирской православной духовной семинарии, сам термин «униат», когда-то используемый с гордостью в римском общении, уже давно считается уничижительным. «Восточный обряд» также больше не в почете среди униатов, поскольку он создавал иллюзию того, что униаты — это какие-то «неправильные» католики, отличные от своих западных собратьев.
Второй Ватиканский совет подтвердил, что восточные католики составляют часть Единой католической церкви и должны служить мостом между Западом и Востоком. Униаты это отметили, возрадовавшись столь благосклонному отношению к себе со стороны Рима. Сегодня этот термин используется во всех языках мира для обозначения греко-католиков.
Исторические предпосылки
Прежде чем возникла церковь униатов, католическая церковь пережила уйму конфликтов с Восточной (православной) церковью.
Общение христианских церквей было нарушено из-за различий в вопросах веры, в соответствии с которыми каждая сторона обвиняла других в ереси или отхода от истинной веры («ортодоксии»). Причастие было нарушено из-за несогласия с вопросами власти и легитимностью выборов конкретного епископа. В этих последних случаях каждая сторона обвиняла другую в расколе, но не в ереси.
Великий раскол церквей
Раскол между Востоком и Западом произошел в контексте культурных различий между грекоязычным Востоком и латиноязычным Западом и соперничестве между Церквями в Риме, которые требовали первенства не только в вопросах чести, но и в вопросах властного авторитета — и в Константинополе, который требовал паритета с Римом в вопросе управления Церковью. Соперничество и отсутствие понимания вызвали споры, некоторые из которых проявляются уже в актах 692 года. На Флорентийском соборе (1431-1445) эти споры о западных богословских традициях и обычаях были включены в Никейский Символ веры.
Раскол единой христианской Церкви на Католическую и Православную традиционно отсчитывается с 1054 года, когда Патриарх Константинопольский, Михаил I Керуларий, и Папский Легат, Гумберт Сильва Кандида, взаимно отлучили друг друга от церкви (в 1965 году эти взаимные изгнания были отменены как Римом, так и Константинополем). Несмотря на это событие, на протяжении многих лет обе Церкви продолжали поддерживать партнерские отношения и, казалось, не знали о каком-либо формальном или окончательном разрыве.
Однако отчуждение продолжало нарастать. В 1190 году восточно-православный богослов Теодор Бальзамон, который был патриархом Антиохии, писал, что «ни один латинянин не должен быть причащен, если он сначала не заявит, что откажется от учения и обычаев, которые отделяют его от нас».
Позже Константинопольский патриархат был упразднен в 1204 году католическими армиями Четвертого Крестового похода, а за два десятилетия, в 1182 году, в Константинополе произошла резня латинян (то есть католиков). Таким образом, в XII-XIII веках обе стороны стали открыто враждовать, и каждая из них оставляла за собой право называться подлинной обителью Христа. Со временем было принято ссылаться на восточную сторону как на Православную Церковь и Западную как на Католическую Церковь.
Возникновение церкви униатов
После падения Константинополя в Европе появились люди, возжелавшие восстановить единство католической и православной церквей. В 1438 году состоялся Флорентийский Собор, на котором произошел долгий диспут, посвященный богословским различиям между двумя церквями. Причиной этого диспута было желание некоторых кардиналов и богословов восстановить церковное единство.
Несколько европейских православных церквей в итоге все-таки связали себя с Римом, формируя Восточные католические церкви. Католический Рим принял их, не требуя, чтобы они приняли обычаи Латинской Церкви, так что все они имеют свое литургическое, богословское, духовное и дисциплинарное наследие, определенное культурой и историческими обстоятельствами. Священник униат, к примеру, носит то же облачение, что и православные служители.
Униаты на Украине и в Белоруссии
Предварительные попытки прийти к союзу с католической церковью были сделаны несколько раз. Самой известной попыткой было подписание Флорентийской унии Митрополитом Киевским Исидором, что технически объединило русинскую православную церковь.
В 1588-1589 гг. Патриарх Константинопольский Иеремия II путешествовал по Восточной Европе, в частности по Речи Посполитой и Великому княжеству Московскому, где он, наконец, с 1458 г. признал Русскую Православную Церковь в Москве и освятил Патриарха Московского Иова. Патриарх Иеремия II низложил митрополита Киевского Онсифоруса Дивочку и по одобрению короля Польши Сигизмунда III освятил Михаила Рохозу как нового митрополита Киева, Галича и всея Руси.
В 1595-1596 годах ряд западнорусских епархий под давлением польско-литовских властей принял решение оборвать отношения с Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом, признав над собой власть римского папы. Это решение было поддержано королем Польши и великим князем Литовским, Сигизмундом III Вазой, что возмутило некоторых епископов и видных дворян Руси, а также запорожских казаков. Эти события породили начало формата «униаты — православные», что было выгодно польско-литовскому дворянству.
Другие восточно-католические церкви
Католики-униаты — не единственные представители «гибридных» конфессий, образовавшихся после принятия некоторыми православными христианами католических норм. К примеру, маронитская церковь (Ближний восток) считается единственной из Восточно-католических церквей, которая всегда оставалась в полном общении со Святым Престолом, в то время как большинство других церквей объединялись с 16-го века и далее. Тем не менее, Мелькитская католическая церковь и итало-албанская греко-католическая церковь также требуют постоянного общения с Папой, подобно настоящим католикам.
Полное общение представляет собой взаимный сакраментальный обмен между Восточными католическими церквями и Римской Церковью, включая евхаристическое взаимодействие. С другой стороны, литургические традиции 23 восточных католических церквей, в том числе византийского, александрийского, армянского, восточно-сирийского и западно-сирийского разделяются с другими восточно-христианскими церквями: восточноевропейскими православными, балканскими православными, ассирийской церковью Востока и так называемой Древней церковью Востока. Хотя некоторые богословские проблемы разделяют восточные католические церкви от других восточнохристианских (прежде всего, православных), они допускают членов последних к Евхаристии и другим таинствам, руководствуясь законами восточного канона.
Примечательно, что многие восточно-католические церкви применяют иной подход к священному целибату, чем это делает латинская церковь, и позволяют рукополагать женатых мужчин к священству (хотя и не к епископству).
Восточные католические церкви берут свое начало на Ближнем Востоке, в Восточной Африке, Восточной Европе и Индии. Однако с 19-го века диаспора распространилась на Западную Европу, Америку и Океанию отчасти из-за преследования, осуществляемого местными православными и, прежде всего, мусульманами.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]