Праздник Собор Архангела Гавриила: описание, история и интересные факты
---
С давних пор на Руси вошло в традицию трижды в год (8 апреля, 26 июля и 21 ноября) отмечать праздник, именуемый Собором Архангела Гавриила. Установлен он был в честь бесплотного духа ─ служителя Божьего, принесшего Пресвятой Деве Марии весть о Её великом предназначении. В связи с этим становится понятно, почему одним из дней выбрана дата, следующая за праздником Благовещения, отмечаемым накануне. Слово же «собор», включённое в название праздника, подчёркивает его всеобщность и массовость. В этот день христиане собираются все вместе, чтобы славить Бога и Его верного посланника.
Архангел, именуемый «Божьей крепостью»
Для того чтобы более осознанно читать во время празднования Собора Архангела Гавриила акафист и молитвы, следует подробнее остановиться на том, что известно нам из Священного Писания и Предания об этом представителе чинов ангельских.
Прежде всего, отметим, что его имя ─ Гавриил, переводится с древнееврейского языка, как «Крепость Божья». Кроме того, принято считать, что среди архангелов, являющихся представителями второго чина небесных духов (всего их, как известно девять) он занимает позицию сразу за Архангелом Михаилом, держащим в руке огнепалящий меч, и охраняющим вход в райский сад Эдем.
Упоминание Архангела Гавриила в Ветхом Завете
Всякий ангел является вестником чего-либо (заметим попутно, что именно так переводится слово «ангел» с греческого языка), на Архангела же Гавриила возложена особая миссия ─ раскрывать сокровенный смысл видений, и предвещать людям ход грядущих событий. Кроме этого, у него немало обязанностей. В частности, стоя у Престола Божьего, он возносит хвалу Творцу Вселенной и молится за живущих на земле.
В числе прочих высших сил бесплотного мира он повелевает Небесным воинством. Как явствует из 1-й главы ветхозаветной Книги Еноха, в числе прочих архангелов Гавриил был послан Создателем покарать падших ангелов. Он же вдохновил пророка Моисея на создание Книги Бытия и открыл ему будущее еврейского народа. Однако и это далеко не всё из того, благодаря чему Собор Архангела Гавриила входит в число наиболее почитаемых в народе праздников.
Первые новозаветные пророчества
Именно Архангел Гавриил явился праведной Анне, когда она предавалась скорби о своём бесплодии, и возвестил ей о том, что её молитва ко Господу услышана, и вскоре она родит Деву, через которую воплотится в мир Сын Божий. Его слова в точности исполнились, и по истечении должного срока праведная Анна произвела на свет Пресвятую Деву Марию.
Когда с церковного амвона звучит в день Собора Архангела Гавриила проповедь, то в ней, как правило, упоминается и о том, как посланник Божий незримо пребывал со святой Девой в Иерусалимском храме в период Её отрочества, а затем оберегал во все дни земной жизни. Не забывают в таких случаях упомянуть и о том, как Архангел Гавриил явившись священнику Захарии, возвестил о том, что в скором времени его жена Елисавета произведёт на свет сына ─ будущего Иоанна Предтечу. Когда же тот усомнился в истинности пророчества, архангел поразил его немотой.
Благовещение непорочной Деве
Однако главное его деяние, сделавшее праздник Собор Архангела Гавриила особенно дорогим для всех православных христиан, ─ это благая весть, принесённая им Пресвятой Деве Марии о зачатии в Ней Сына Божьего осенением и действием Святого Духа. Об этом событии повествуют два евангелиста: Матфей и Лука, причём если первый из них весьма краток, то второй даёт подробный рассказ.
Далее, чтобы избавить непорочную Деву от подозрений, возникших у её обручника (формального мужа) Иосифа, неспособного слабым человеческим разумом постичь божественную тайну, Архангел Гавриил явился ему во сне и возвестил о том, что Отроковица, зачав во чреве, осталась невинной, так как произошло сие от действия Святого Духа, меняющего человеческое естество. Этим он вселил мир и покой в душу праведного старца Иосифа, о чём также упоминается в праздник Собора Архангела Гавриила.
Весть о приходе в мир Спасителя
Святой евангелист Лука, описывая рождение в Вифлееме Сына Божьего ─ Иисуса Христа, упоминает о том, что именно Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада, и возвестил им о великой радости ─ явлении во граде Давидовом Спасителя, Которому суждено избавить всех людей мира от вечной смерти. Он же, в окружении Небесных воинов, первый воспел хвалу Всевышнему, вселяющему в сердца своих чад мир и благоволение.
Не оставил своим попечением посланник Божий святого Иосифа Обручника и после рождения Иисуса. Посланный Господом, он вторично явился ему во сне и повелел вместе с Богородицей и её Предвечным Младенцем бежать в Египет, чтобы там найти спасение от козней нечестивого царя Ирода, замыслившего уничтожить их Святое Семейство.
Благовестник трёх главных евангельских событий
Но и это ещё далеко не все деяния Божьего Посланника, упоминаемые в акафисте Собору Архангела Гавриила, который читается во всех православных храмах России. В один из самых драматических моментов земной жизни Иисуса Христа ─ Его молитвы в Гефсиманском саду, ставшей преддверием крестных мучений, Господь направил Архангела Гавриила укрепить Своего Сына. Евангелист Лука подробно описывает в 22-й главе, как Посланник Божий неотлучно находился рядом с Иисусом, помогая ему сохранить присутствие духа.
Далее на этот раз уже все четыре евангелиста сообщают о явлении Архангела Гавриила Жёнам Мироносицам, явившимся ранним утром ко Гробу Господню, помазать благовониями Его честное тело. Несмотря на то что их свидетельства несколько расходятся в перечислении участниц этого события, все они единодушны в одном ─ у входа в пещеру благочестивых женщин встретил именно Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении из мёртвых Сына Божьего. Таким образом, он явился благовестником трёх главных новозаветных событий, связанных с именем Иисуса Христа, ─ Его зачатия, рождества и воскресения.
И наконец, последний эпизод, связанный с Архангелом Гавриилом, и описанный в Новом Завете, ─ это его явление Пресвятой Деве Марии, пришедшей в конце жизненного пути на Елеонскую гору помолиться Своему Предвечному Сыну. Сообщив о приближении дня Её честного успения и вознесения на небо, он оставил Богородице светлую ветвь из райского сада.
Чудо, явленное на Афонской горе
Всё, о чём было рассказано выше, известно со страниц Нового Завета, но рассказы о Божьем вестнике можно найти и в Священном Предании. И хоть они не звучат с церковных амвонов в день Собора Архангела Гавриила, христиане бережно хранят их на протяжении многих столетий. Вспомним лишь один из них.
Рассказывают, например, такой любопытный факт, имеющий прямое отношение к празднованию Собора Архангела Гавриила, ─ молитва «Достойно есть», читаемая ежедневно всеми воцерковлёнными людьми, оказывается, была принесена в мир именно этим Божьим посланником. Произошло это в конце XI века на святой горе Афон, где спасался тогда некий монах-отшельник со своим послушником.
Однажды, когда он отправился во храм ко всенощной службе, его келью посетил неведомый старец и научил остававшегося в ней отрока, приклонившего в тот час колени перед образом Богородицы, тексту этой новой, по тем временам, молитвы. Чтобы её слова не истёрлись из памяти юноши, ночной гость начертал их перстом на каменной плите, поверхность которой при этом сделалась мягкой, как воск. После этого он исчез также таинственно, как и появился, назвав лишь своё имя ─ Гавриил. Вернувшись от всенощной и выслушав рассказ послушника, монах понял, что в его отсутствие келью посетил Архангел Гавриил.
Впоследствии весть о чудесном происшествии распространилась по миру и достигла Константинополя. Туда, в подтверждение подлинности случившегося, была отправлена каменная плита с текстом молитвы «Достойно есть», читаемой с тех пор ежедневно и особенно торжественно произносимая в день Собора Архангела Гавриила. Икона же Богородицы, перед которой молились отрок и его ночной гость, с тех пор также получила название «Достойно есть». Её изображение приводится ниже.
Дискуссии учёных
Среди церковных историков нет единого мнения по поводу официальной даты установления праздника Дня Собора Архангела Гавриила. Многие из них склонны полагать, что эта традиция берёт начало с освящения в XVII веке Константинопольского храма, воздвигнутого в его честь. Однако их оппоненты весьма резонно указывают на многочисленные свидетельства того, что история Собора Архангела Гавриила имеет гораздо более глубокие корни.
Первые два дня памяти Архангела Гавриила
Что же касается общепринятых дней памяти этого бесплотного духа, посланника Божия, принесшего в мир вести, ставшие основными вехами в его истории, то их, как было сказано в начале статьи, три. Первый из них ─ 26 марта (8 апреля), отмечается на следующий день после праздника Благовещения, так как Архангел Гавриил имеет к нему самое прямое отношение.
Следующая дата ─ 13 (26) июля установлена в честь, происшедшего четыре столетия назад, освящения в Константинополе храма, посвящённого Архангелу Гавриилу, об этом также шла речь выше. Заметим кстати, что в народе бытует поверье ─ если этот день выдастся, пусть даже холодным, но без дождя, значит, осень будет сухой и тёплой.
День воздания почестей всем бесплотным Небесным Силам
А вот 8 (21) ноября выбрано, поскольку в этот день чествуется Архангел Михаил, а вместе с ним и все равные ему по чину бесплотные духи: Иеримиил, Иегудиил, Уриил, Варахиил, Селафиил и, разумеется, ближайший к нему ─ Архангел Гавриил. Кроме того, в этот день воздаётся честь всем Небесным Силам, обретающимся у Престола Всевышнего и исполняющим Его святую волю.
Особенности праздничного дня
С давних пор в народе сложилось множество поверий, определяющих, что можно, а что нельзя делать в праздник Собора Архангела Гавриила. Среди дел, признанных уместными, можно отметить общехристианские благочестивые поступки, такие как однодневный пост накануне праздника, посещение церкви с чтением подходящей случаю молитвы, а также оказание посильной помощи всем, кто в ней нуждается. В данном случае требования не выходят за рамки обычных норм поведения благочестивого христианина.
Дела, от которых лучше воздержаться
Перечень же запретов, налагаемых в этот день, достаточно своеобразен. Прежде всего, считается, что 8 (21) ноября нельзя делать две вещи: резать ножом и колоть топором. Это объясняется тем, что чествуемый в тот же день Архангел Михаил может обидеться, поскольку колоть и рубить является прерогативой его огнепалящего меча. Нельзя также ткать, хотя причину этому и трудно найти.
Впрочем, эти запреты, возможно, связаны с более древним поверьем, согласно которому в этот день человеку ещё при жизни может воздаться за совершённые им грехи, то есть произойти нечто непредвиденное и роковое, например, какой-нибудь несчастный случай. В связи с этим было принято избегать выполнения различных тяжёлых работ, при которых можно было, скажем, надорваться или тех, которые сопряжены с риском получить травму.
Разумеется, исключения составляли те виды деятельности, которые человек обязан был выполнять не по своей воле, например, служебные или производственные обязанности. Сюда же относились дела, хоть и сопряжённые с тяжёлой или опасной работой, но при этом направленные на совершение чего-либо доброго и богоугодного. Важно лишь, чтобы при этом не преследовались корыстные цели.
Общим же для трёх дней чествования Архангела Гавриила было требование совершать в них как можно больше добрых поступков, что, впрочем, относится и ко всей человеческой жизни.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]