Боевые корабли. На пути к совершенству
---
«Савойя» очень серьезно повредил флагманский эсминец «Бедуин». 11 попаданий 152-мм снарядов лишили корабль хода, разворотили надстройку, пришлось затапливать носовой погреб, в котором начался пожар, и в довершение всего итальянцы вывели из строя обе турбины. Снаряды с «Бедуина» разнесли медотсек крейсера и убили двух врачей.
"Савойя" ведет огонь в районе о. Пантеллерия
«Монтекукколи» успешно отстрелял по ЭМ «Партридж», который тоже потерял ход.
В целом у итальянцев дебют вполне получился.
Дальше британцы смогли хорошо повредить один из эсминцев, но сражение начало выдыхаться. Виной были весьма искусно поставленные дымзавесы, которые из-за отсутствия ветра фактически закрыли от итальянцев цели. Британцы этим воспользовались и начали срочный отход на север, а итальянцы не сразу разгадали суть маневров противника и пошли несколько не туда.
А потом прилетели бравые парни из Люфтваффе и для начала потопили транспорт «Чант». Три прямых попадания, и пароход быстро затонул. Танкер «Кентукки» тоже не обошли вниманием, и он потерял ход. Пришлось его брать на буксир одному из тральщиков.
Учитывая, что в охранении транспортов остались только тральщики и катера, можно сказать смело, что пилоты Ju-87 занимались учебным бомбометанием.
Затем противники временно потеряли друг друга, и британцы сделали весьма оригинальный ход: неповрежденные суда и корабли рванули на Мальту, а поврежденные… А поврежденные были обнаружены итальянцами.
Британский крейсер «Каир» и три оставшихся эсминца на полном ходу пошли навстречу итальянцам, но пока они спешили на помощь, итальянские корабли спокойно расстреляли два поврежденных транспорта и повредили тральщик. А потом, догнав «Партридж» и «Бедуина», отправили второго на дно при участии итальянских торпедоносцев.
Тонущий ЭМ "Бедуин"
«Партридж» сумел оторваться и уйти в Гибралтар. «Каир» с эсминцами тоже развернулся, поскольку помогать было уже некому.
Британские корабли ставят дымовую завесу около о. Пантеллерия
Итальянцы с чувством выполненного долга пошли на базу. Это было нормально, поскольку расход боекомплекта на крейсерах достигал 90%.
Стоит сказать, что конвой хоть и дошел до Ла-Валлетты, но потерял на итальянских минах эскортный миноносец, два эсминца, тральщик и транспорт были повреждены.
В общем, поле боя осталось за Супермариной.
Дальше для итальянского флота наступили тяжелые времена. Корабли фактически застряли в базах из-за нехватки топлива. Выходы в море были крайне редкими, боевые операции фактически не проводились.
После заключения перемирия «Савойе» не повезло. Крейсер перевели в Суэц и там он выполнял роль мишени для британских торпедных катеров и самолетов. С 1 января 1945 года корабль официально вывели в резерв.
Далее произошла смена флага, так как «Савойя» попал под раздел. Итальянский флот победившие стороны делили между собой. Так крейсер оказался в ВМФ Греции.
Кстати, не самый плохой вариант, потому что на греческой службе «Элли», которым стал «Савойя», прослужил аж до 1965 года. По настоянию итальянской стороны особо оговаривалось, что корабль не является военным трофеем, а передается в качестве компенсации за греческий крейсер «Элли», потопленный итальянской подводной лодкой задолго до объявления войны между этими странами.
На протяжении восьми лет «Элли» являлся флагманским кораблем командующего греческим флотом. Неоднократно на нем совершал морские вояжи король Греции Павел. Активная служба закончилась в 1965 году, «Элли» был исключен из состава флота. Но разобрали его только в 1973 году, а до этого момента корабль успел послужить еще и плавучей тюрьмой после успешного восстания «черных полковников».
«Эмануэле Филиберто Дука д’Аоста»
Крейсер был назван в честь знаменитого итальянского военачальника — Эмануэле Филиберто, принца Савойского, герцога Аосты (1869-1931). Герцог командовал 3-й итальянской армией в годы Первой мировой войны. Маршал Италии.
Девиз корабля — «Victoria nobis vita» («Победа — наша жизнь»), наносился на возвышенный барбет башни № 3.
Боевую службу крейсер начал во время Гражданской войны в Испании, сперва выполняя роль стационара, затем вывозя граждан на родину, а потом дело дошло и до реальных боевых действий.
14 февраля 1936 года «Аоста» подошел на 6 миль к Валенсии и открыл огонь по железнодорожной станции. В течение восьми минут крейсер выпустил 125 снарядов в 32 залпах. Были разрушены железнодорожные пути, станционные постройки, несколько снарядов случайно попали на территорию городской больницы и уничтожили столовую детского госпиталя Красного Креста.
Среди мирного населения имелись жертвы: 18 убитых, 47 раненых. После четвертого залпа ответную стрельбу начали республиканские береговые батареи и стоявшие на рейде боевые корабли. Стрельба была неточной, но несколько снарядов легли неподалеку от «Аосты». Осколками легко повредило одну из кормовых башен, а один снаряд небольшого калибра попал в корму, разбив шлюпбалку.
«Аоста» поставил дымовую завесу и ретировался.
Вместе с «Савойей» должен был участвовать в кругосветном плавании, но дело ограничилось вояжем в Южную Америку. Хотя цель (демонстрация перед постоянными заказчиками Бразилией, Уругваем, Аргентиной), в принципе, была выполнена.
С началом Второй мировой войны принимал участие во всех операциях 7-й дивизии крейсеров. Участник боя у Пунта-Стило, хотя не сделал ни одного выстрела.
В 1941 году вместе с «Савойей» и остальными крейсерами дивизии «Аоста» принял участие в крупнейшей и эффективнейшей для итальянского флота минной постановке у Триполи.
Во времена конвойного противостояния в Средиземном море «Аоста» принимал участие в первом бою в заливе Сирт. Примерно с тем же успехом, что и Пунта-Стило.
В 1942 году крейсер по-прежнему принимал участие в конвойных операциях. Точкой экстремума стала операция против конвоя «Вигорэс», шедшего из Александрии на Мальту.
В принципе, все заслуги по нейтрализации конвоя принадлежали авиации и торпедным катерам, участие крейсеров было минимальным. Британцы потеряли потопленными два судна и эсминец «Хэйсти», а крейсер «Ньюкасл» получил очень тяжелые повреждения. Итальянцы лишились тяжелого крейсера «Тренто», который был подбит торпедоносцами и добит подводной лодкой.
Можно сказать, что с задачей немецко-итальянские силы справились, поскольку конвой «Вигорэс» отказался от идеи прорыва на Мальту и развернулся на обратный курс. До своего возвращения в Александрию англичане потеряли от ударов с воздуха эсминцы «Нестор» и «Айредейл», а подводная лодка U-205 потопила крейсер «Хермайони».
После заключения перемирия «Аоста» ушел на Мальту вместе с остальными силами итальянского флота. Кораблю повезло, и его назначили в группу противодействия немецким силам прорыва в Атлантике. Был составлен отряд итальянских кораблей из крейсеров «Аоста» и «Абруцци» и эсминцев «Легионер» и «Альфредо Ориани». Корабли базировались на Фритаун и занимались патрулированием в указанных районах.
«Аоста» совершил семь патрулирований, после чего был возвращен в Италию.
Тут можно рассказать, что команда «Аосты» заслужила репутацию весьма буйного и невыдержанного экипажа, причем настолько, что матросам запретили сходить на берег в иностранных портах. Драки экипажа «Аосты» с моряками других национальностей стали своеобразной визитной карточкой крейсера.
После патрулирований «Аосту» использовали в качестве транспорта для доставки военнослужащих и гражданских в Европу.
10 февраля 1947 г. в Париже начала работу военно-морская комиссия четырех держав, занимавшаяся вопросами раздела кораблей проигравших держав.
Согласно жеребьевке, «Аоста» достался Советскому Союзу. 12 февраля 1949 г. крейсер был исключен из состава итальянского флота и получил номер Z-15. В документах советской стороны крейсер первоначально значился под названием «Адмирал Ушаков», позже — «Одесса» и лишь накануне приемки получил имя «Керчь». Но с момента подписания соглашений и до поднятия на корабле советского флага прошло целых полтора года.
Мало того что итальянцы не спешили, они еще и не выполнили всех условий по комплектации корабля. Кроме того, крейсер требовал капитального ремонта силовой установки и общего ремонта среднего порядка.
Командование Черноморского флота очень долго думало, что делать с крейсером. Вложения денег и ресурсов обещали быть просто огромными. Планы были весьма обширными, но их несколько раз корректировали. В итоге получилось следующее:
— итальянские средства ПВО заменили на 14 отечественных автоматов 37-мм (4x2 установки В-11 и 6x1 70-К);
— торпедные аппараты установили отечественные, 533-мм;
— почти полностью заменили вспомогательные механизмы на отечественные;
— провели капремонт ТЗА.
Далее были проведены работы по максимальной унификации корабля с крейсерами проекта 26 и 26 бис. Главный калибр решили сохранить, а остальное вооружение решили заменить. Однако вынужденная экономия средств привела к тому, что «Керчь» был отнесен к категории кораблей, подлежащих поддержанию в строю только текущими ремонтами без модернизаций.
В результате корабль закончил ремонт в мае 1955 г. с прежним составом вооружения, что существенно снизило его боевое значение. Достаточно сказать, что на нем так и осталась единственная американская РЛС SG-1, лишь позже была установлена аппаратура опознавания «Факел-М» и навигационная РЛС «Нептун».
После ремонта «Керчь» входил в состав бригады, а затем — дивизии крейсеров Черноморского флота.
"Керчь" на стоянке в Севастополе
Но катастрофа линкора «Новороссийск» поставила крест на дальнейшем использовании крейсера. Доверия к кораблю не было, и потому его в 1956 году перевели в учебный корабль, а в 1958 – в опытовое судно ОС-32.
Жаль, потому что крейсер реально мог служить еще довольно долго и без особых проблем. Но в 1959 году его окончательно разоружили и сдали на металл.
Что можно сказать о крейсерах типа «Д»? Они стали ветеранами. Слово «ветеран» имеет латинское происхождение и означает «выживший». Корабли реально прошли всю войну, принимали участие во всех значимых операциях Супермарины, и, как говорится, умерли своей смертью.
Это свидетельствует о том, что проект все-таки довели до ума.
Автор:Роман Скоморохов
"Савойя" ведет огонь в районе о. Пантеллерия
«Монтекукколи» успешно отстрелял по ЭМ «Партридж», который тоже потерял ход.
В целом у итальянцев дебют вполне получился.
Дальше британцы смогли хорошо повредить один из эсминцев, но сражение начало выдыхаться. Виной были весьма искусно поставленные дымзавесы, которые из-за отсутствия ветра фактически закрыли от итальянцев цели. Британцы этим воспользовались и начали срочный отход на север, а итальянцы не сразу разгадали суть маневров противника и пошли несколько не туда.
А потом прилетели бравые парни из Люфтваффе и для начала потопили транспорт «Чант». Три прямых попадания, и пароход быстро затонул. Танкер «Кентукки» тоже не обошли вниманием, и он потерял ход. Пришлось его брать на буксир одному из тральщиков.
Учитывая, что в охранении транспортов остались только тральщики и катера, можно сказать смело, что пилоты Ju-87 занимались учебным бомбометанием.
Затем противники временно потеряли друг друга, и британцы сделали весьма оригинальный ход: неповрежденные суда и корабли рванули на Мальту, а поврежденные… А поврежденные были обнаружены итальянцами.
Британский крейсер «Каир» и три оставшихся эсминца на полном ходу пошли навстречу итальянцам, но пока они спешили на помощь, итальянские корабли спокойно расстреляли два поврежденных транспорта и повредили тральщик. А потом, догнав «Партридж» и «Бедуина», отправили второго на дно при участии итальянских торпедоносцев.
Тонущий ЭМ "Бедуин"
«Партридж» сумел оторваться и уйти в Гибралтар. «Каир» с эсминцами тоже развернулся, поскольку помогать было уже некому.
Британские корабли ставят дымовую завесу около о. Пантеллерия
Итальянцы с чувством выполненного долга пошли на базу. Это было нормально, поскольку расход боекомплекта на крейсерах достигал 90%.
Стоит сказать, что конвой хоть и дошел до Ла-Валлетты, но потерял на итальянских минах эскортный миноносец, два эсминца, тральщик и транспорт были повреждены.
В общем, поле боя осталось за Супермариной.
Дальше для итальянского флота наступили тяжелые времена. Корабли фактически застряли в базах из-за нехватки топлива. Выходы в море были крайне редкими, боевые операции фактически не проводились.
После заключения перемирия «Савойе» не повезло. Крейсер перевели в Суэц и там он выполнял роль мишени для британских торпедных катеров и самолетов. С 1 января 1945 года корабль официально вывели в резерв.
Далее произошла смена флага, так как «Савойя» попал под раздел. Итальянский флот победившие стороны делили между собой. Так крейсер оказался в ВМФ Греции.
Кстати, не самый плохой вариант, потому что на греческой службе «Элли», которым стал «Савойя», прослужил аж до 1965 года. По настоянию итальянской стороны особо оговаривалось, что корабль не является военным трофеем, а передается в качестве компенсации за греческий крейсер «Элли», потопленный итальянской подводной лодкой задолго до объявления войны между этими странами.
На протяжении восьми лет «Элли» являлся флагманским кораблем командующего греческим флотом. Неоднократно на нем совершал морские вояжи король Греции Павел. Активная служба закончилась в 1965 году, «Элли» был исключен из состава флота. Но разобрали его только в 1973 году, а до этого момента корабль успел послужить еще и плавучей тюрьмой после успешного восстания «черных полковников».
«Эмануэле Филиберто Дука д’Аоста»
Крейсер был назван в честь знаменитого итальянского военачальника — Эмануэле Филиберто, принца Савойского, герцога Аосты (1869-1931). Герцог командовал 3-й итальянской армией в годы Первой мировой войны. Маршал Италии.
Девиз корабля — «Victoria nobis vita» («Победа — наша жизнь»), наносился на возвышенный барбет башни № 3.
Боевую службу крейсер начал во время Гражданской войны в Испании, сперва выполняя роль стационара, затем вывозя граждан на родину, а потом дело дошло и до реальных боевых действий.
14 февраля 1936 года «Аоста» подошел на 6 миль к Валенсии и открыл огонь по железнодорожной станции. В течение восьми минут крейсер выпустил 125 снарядов в 32 залпах. Были разрушены железнодорожные пути, станционные постройки, несколько снарядов случайно попали на территорию городской больницы и уничтожили столовую детского госпиталя Красного Креста.
Среди мирного населения имелись жертвы: 18 убитых, 47 раненых. После четвертого залпа ответную стрельбу начали республиканские береговые батареи и стоявшие на рейде боевые корабли. Стрельба была неточной, но несколько снарядов легли неподалеку от «Аосты». Осколками легко повредило одну из кормовых башен, а один снаряд небольшого калибра попал в корму, разбив шлюпбалку.
«Аоста» поставил дымовую завесу и ретировался.
Вместе с «Савойей» должен был участвовать в кругосветном плавании, но дело ограничилось вояжем в Южную Америку. Хотя цель (демонстрация перед постоянными заказчиками Бразилией, Уругваем, Аргентиной), в принципе, была выполнена.
С началом Второй мировой войны принимал участие во всех операциях 7-й дивизии крейсеров. Участник боя у Пунта-Стило, хотя не сделал ни одного выстрела.
В 1941 году вместе с «Савойей» и остальными крейсерами дивизии «Аоста» принял участие в крупнейшей и эффективнейшей для итальянского флота минной постановке у Триполи.
Во времена конвойного противостояния в Средиземном море «Аоста» принимал участие в первом бою в заливе Сирт. Примерно с тем же успехом, что и Пунта-Стило.
В 1942 году крейсер по-прежнему принимал участие в конвойных операциях. Точкой экстремума стала операция против конвоя «Вигорэс», шедшего из Александрии на Мальту.
В принципе, все заслуги по нейтрализации конвоя принадлежали авиации и торпедным катерам, участие крейсеров было минимальным. Британцы потеряли потопленными два судна и эсминец «Хэйсти», а крейсер «Ньюкасл» получил очень тяжелые повреждения. Итальянцы лишились тяжелого крейсера «Тренто», который был подбит торпедоносцами и добит подводной лодкой.
Можно сказать, что с задачей немецко-итальянские силы справились, поскольку конвой «Вигорэс» отказался от идеи прорыва на Мальту и развернулся на обратный курс. До своего возвращения в Александрию англичане потеряли от ударов с воздуха эсминцы «Нестор» и «Айредейл», а подводная лодка U-205 потопила крейсер «Хермайони».
После заключения перемирия «Аоста» ушел на Мальту вместе с остальными силами итальянского флота. Кораблю повезло, и его назначили в группу противодействия немецким силам прорыва в Атлантике. Был составлен отряд итальянских кораблей из крейсеров «Аоста» и «Абруцци» и эсминцев «Легионер» и «Альфредо Ориани». Корабли базировались на Фритаун и занимались патрулированием в указанных районах.
«Аоста» совершил семь патрулирований, после чего был возвращен в Италию.
Тут можно рассказать, что команда «Аосты» заслужила репутацию весьма буйного и невыдержанного экипажа, причем настолько, что матросам запретили сходить на берег в иностранных портах. Драки экипажа «Аосты» с моряками других национальностей стали своеобразной визитной карточкой крейсера.
После патрулирований «Аосту» использовали в качестве транспорта для доставки военнослужащих и гражданских в Европу.
10 февраля 1947 г. в Париже начала работу военно-морская комиссия четырех держав, занимавшаяся вопросами раздела кораблей проигравших держав.
Согласно жеребьевке, «Аоста» достался Советскому Союзу. 12 февраля 1949 г. крейсер был исключен из состава итальянского флота и получил номер Z-15. В документах советской стороны крейсер первоначально значился под названием «Адмирал Ушаков», позже — «Одесса» и лишь накануне приемки получил имя «Керчь». Но с момента подписания соглашений и до поднятия на корабле советского флага прошло целых полтора года.
Мало того что итальянцы не спешили, они еще и не выполнили всех условий по комплектации корабля. Кроме того, крейсер требовал капитального ремонта силовой установки и общего ремонта среднего порядка.
Командование Черноморского флота очень долго думало, что делать с крейсером. Вложения денег и ресурсов обещали быть просто огромными. Планы были весьма обширными, но их несколько раз корректировали. В итоге получилось следующее:
— итальянские средства ПВО заменили на 14 отечественных автоматов 37-мм (4x2 установки В-11 и 6x1 70-К);
— торпедные аппараты установили отечественные, 533-мм;
— почти полностью заменили вспомогательные механизмы на отечественные;
— провели капремонт ТЗА.
Далее были проведены работы по максимальной унификации корабля с крейсерами проекта 26 и 26 бис. Главный калибр решили сохранить, а остальное вооружение решили заменить. Однако вынужденная экономия средств привела к тому, что «Керчь» был отнесен к категории кораблей, подлежащих поддержанию в строю только текущими ремонтами без модернизаций.
В результате корабль закончил ремонт в мае 1955 г. с прежним составом вооружения, что существенно снизило его боевое значение. Достаточно сказать, что на нем так и осталась единственная американская РЛС SG-1, лишь позже была установлена аппаратура опознавания «Факел-М» и навигационная РЛС «Нептун».
После ремонта «Керчь» входил в состав бригады, а затем — дивизии крейсеров Черноморского флота.
"Керчь" на стоянке в Севастополе
Но катастрофа линкора «Новороссийск» поставила крест на дальнейшем использовании крейсера. Доверия к кораблю не было, и потому его в 1956 году перевели в учебный корабль, а в 1958 – в опытовое судно ОС-32.
Жаль, потому что крейсер реально мог служить еще довольно долго и без особых проблем. Но в 1959 году его окончательно разоружили и сдали на металл.
Что можно сказать о крейсерах типа «Д»? Они стали ветеранами. Слово «ветеран» имеет латинское происхождение и означает «выживший». Корабли реально прошли всю войну, принимали участие во всех значимых операциях Супермарины, и, как говорится, умерли своей смертью.
Это свидетельствует о том, что проект все-таки довели до ума.
Автор:Роман Скоморохов
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]