История битвы сосков за свободу
14.02.2017 671 0 0 tanjand

История битвы сосков за свободу

---
0
В закладки
27.251

Возникали и исчезали государства, человек освоил письменность, конвейерную сборку и полеты в космос, а обнаженная грудь все еще пробивает свой путь к свободе. Но надо ли это, насколько необходимо право женщин оголять грудь в общественных местах?
Вопрос, допустима ли демонстрация верхней части туловища, причем не только женского, актуален со времен появления древних цивилизаций. Для любителей искусства — это далеко не праздный вопрос, потому, что в порыве борьбы за приличия, из сетей иногда изымаются шедевры с обнаженной натурой.



Пять тысяч лет назад прогулка с полностью обнаженной грудью на Крите — в центре зарождения древнегреческой культуры — считалась нормой независимо от пола. Со временем правила ужесточились. Хотя Европа сегодня относится к публичному обнажению довольно терпимо, а Испания и вовсе считает право оголиться неотъемлемым для любого человека, даже в европейских странах такое поведение может расцениваться как оскорбительное и закончиться штрафом или заключением.



В США еще сто лет назад прийти с неприкрытым торсом на пляж было серьезным проступком даже для мужчин. В 2017 году полуголые мужчины уже никого не смущают, а вот для девушки попытка пройтись по городу топлес в нескольких американских штатах все еще чревата штрафом от $1 до 10 тысяч и заключением на срок от шести месяцев (штат Юта) до двух с половиной лет (штат Индиана). В соцсетях изображения женщин с обнаженной грудью с некоторых пор табу, а вопрос, можно ли кормить младенца грудью в общественных местах, до сих пор вызывает споры.

XXX век до н.э. — XVI век до н.э.
Забытая свобода

27.251

Репродукция фрески «Дамы в голубом», обнаруженной в большом тронном зале Кносского дворца. Фреска относится к позднеминойскому периоду и датируется 1525—1450 годами до н. э. Изображение: metmuseum.org

Возникают государства, которые войдут в историю под общим названием крито-микенская цивилизация. Критяне строят многоэтажные дома с канализацией, разбираются в мореплавании и изобретают собственную письменность. При этом местные мужчины могут появляться в общественных местах в одних набедренных повязках, а женщины — в платьях с полностью открытой грудью.



Мужские и женские соски в глазах неискушенной общественности пока ничем не отличаются и воспринимаются как заурядная часть тела любого горожанина.

VIII век до н.э. — V век н.э.
Грудь, спасшая Рим


Отношение древних римлян к груди противоречиво. В литературе распространенным мотивом — очевидно, позаимствованным из реальной жизни, — становятся матери и кормилицы, которые выставляют грудь напоказ в знак скорби или мольбы пощадить своих мужей и сыновей.

Возможно, первыми, кто использовал грудь как аргумент, стали сабинянки. По легенде в первые годы существования Рим населяют одни мужчины — бедные и диковатые. Чтобы решить вопрос с нехваткой женщин, один из братьев — основателей города, Ромул, устраивает праздник, на который зовет соседей. В разгар празднеств римляне просто похищают девушек, прибывших из соседних селений, и без раздумий берут их в жены.

Когда разгневанные отцы приходят вернуть дочерей, те в разорванных одеждах встают среди мужчин с требованием прекратить битву. Не найдя что на это ответить, мужчины мирятся и приступают к созданию Римской республики.

XV век
Снова в моде



«Портрет Симонетты Веспуччи», Пьеро ди Козимо, 1490 год. Изображение: wikipedia.org (слева) / «Богоматерь с младенцем», фрагмент «Меленского диптиха», Жан Фуке, ок. 1450 года. Изображение: wikipedia.org (справа)

В 1422 году на свет появляется Аньес Сорель — будущая фаворитка короля Франции Карла VII, которая введет в придворную моду наряды с глубоким декольте, обнажающим даже соски. Сегодня Аньес сложно представить без такого выреза — ее портретисты старательно выписывали эту деталь. В 1450 году французский живописец Жан Фуке оканчивает «Меленский диптих», на правой части которого Аньес предстает в образе кормящей девы Марии, а в 1490-м примеру Фуке следует флорентийский живописец Пьеро ди Козимо, который изображает первую красавицу флорентийского Ренессанса Симонетту Веспуччи с полностью открытым декольте. Модное веяние идет в массы.



XVI век – XVIII век
Декольте и ничего личного



«Вероника Франко», Доменико Тинторетто (по другой версии — Паоло Веронезе), 1575 год. Изображение: wikipedia.org

Неприкрытые бюсты женщин разных сословий то и дело мелькают на улицах Западной Европы. В Венеции куртизанки и проститутки выставляют грудь напоказ и используют косметику, чтобы сделать соски более заметными. Память об их трудолюбии сохранится на века в виде понте делле Тетте — моста Грудей, который благополучно доживет до наших дней. Здесь в XVI веке девушки демонстрируют бюст проплывающим на гондолах, пытаясь уберечь мужчин от гомосексуального опыта, а себя от убытков (в это время миловидные юноши составляют барышням серьезную конкуренцию — неприкрытая грудь помогает определить пол проститутки до того, как будет слишком поздно). Дамы посолиднее с энтузиазмом подхватывают эксперименты с декольте, но соски выставляют разве что случайно.

Строгая Великобритания держится в стороне от новой моды дольше других, но сдается при «веселом короле» Карле II, впитавшем легкие нравы французского двора. У куртизанок, королевских любовниц и христианских мучениц появляется что-то вроде общего дресс-кода — живописцы не устают изображать и тех, и других без верха. Коронованные особы на портретах выглядят скромнее: декольте королевы-девы Елизаветы I и Анны Датской на большинстве портретов до сосков (чуть-чуть) не доходит.



Портрет французской аристократки Марии-Терезы-Луизы Савойской, принцессы де Ламбаль, Жозеф Дюплесси, вторая половина XVIII века. Изображение: wikipedia.org (слева) / Портрет 6-летней принцессы Луизы Великобританской, Жан Этьен Лиотар, 1754 год. Изображение: wikipedia.org (справа)

Статус женщины практически невозможно определить по фасону платья — представительницы низших сословий охотно копируют моду высшего класса, пытаясь максимально поднять и открыть грудь.

Объясняется все невинно: сильно декольтированные платья подчеркивают плодовитость юной девушки и ее нежную красоту. Поэтому для девушки приемлемо выставить обнаженную грудь, если она желает показать готовность стать женой и матерью, объяснит лектор Уорикского университета Анджела МакШейн Джонс.



Английская гравюра к балладе о Марии II, около 1689 года. Изображение: historytoday.com

И все же что-то идет не так. Скабрезными гравюрами с изображением женщин с неприкрытым бюстом все чаще иллюстрируют листовки об актуальных событиях — от городских анекдотов до коронаций. Особенно достается королеве Англии Марии II: с 1689-го по 1694-й ей посвятят не меньше 18 гравюр, на многих из которых она будет изображена с открытой грудью. Тон листовок, как правило, хвалебный, но на одном из самых растиражированных портретов вдобавок к слишком откровенному декольте Марию II зачем-то снабдят мушками, которые обычно используют проститутки, скрывая следы сифилиса на лице. Беспокоясь о своей репутации, женщины со временем приподнимают уровень декольте.

XVIII век — XIX век
Накануне перемен



Карикатура, высмеивающая контраст дамского наряда XVI столетия и ампирной моды конца XVIII века — «Слишком много и слишком мало, или летняя одежда 1556 и 1796 годов». Гравюра английского карикатуриста Исаака Крукшенка, созданная на основе рисунка Джорджа Маутарда Вудворда, 1796 год. Изображение: wikipedia.org

Впрочем, все эти вольности просуществуют недолго — восхождение на британский трон королевы Виктории в 1837 году станет началом эпохи, которая заставит дам отказаться от декольте и приучит стыдиться броских и откровенных нарядов их бабушек. В моду войдет добродетель, застегнутая на все пуговицы и затянутая в воротник. Избавляться от суровых догм этого периода западный мир будет на протяжении всего XX века.

Пока Европа экспериментирует с глубиной декольте, постепенно приучая женщин стыдиться неприкрытого бюста, на другом конце материка происходит противоположное.
После опустошительной японо-корейской войны в конце XVI века корейцы сталкиваются с обеднением и голодом. Возможно, именно этим объясняются изменения в традиционном корейском костюме — люди стараются использовать меньше ткани. К концу XVIII века блуза чогори укорачивается и открывает грудь. Представительницы знати решают проблему, добавив в гардероб повязку хоритти, а простые женщины предпочитают оставить все как есть — в конце концов так удобнее работать и кормить детей. Впрочем, более смелые теории объясняют моду запоздалым влиянием Европы — укороченная чороги становится местным аналогом декольте.



«Прачка. Корея», Поль Жаколе, 1955 год.

Согласно одной из самых распространенных трактовок такого легкого отношения к неприкрытому бюсту в этот период, выставленная напоказ грудь подчеркивает материнство. Поскольку рождение сына считается здесь важным достижением, прилюдное кормление повышает статус женщины в глазах окружающих. По другому мнению, выглядывающая из-под чогори грудь является знаком готовности девушки к деторождению.

Конец вольностям принесут японцы, которые аннексируют Корею в начале XX века и до 1945 года будут проводить здесь жесткие реформы.


«Сценка на празднике Тано», Син Юнбок, 1805 год.

XIX век
Свобода или грудь

Отношение к наготе в разных регионах Индии до XIX века заметно отличается и отражает влияние других культур и религий — от греческой и римской до арабской и китайской. На юге женщину без верха нередко можно увидеть даже в викторианскую эпоху, хотя именно тогда в индийском словаре появляется термин «блуза».

В это время обнаженная грудь вовсе не считается символом свободы. Так, в штате Керала на юго-западе страны женщины вынуждены платить специальный налог, чтобы прикрыться.
Тогда же возникает легенда о женщине по имени Нангели, которая отрезает свою грудь серпом и преподносит ее сборщику налогов на листе подорожника вместо денег.

tits-pic-11.jpg

В южном княжестве Траванкор оголять грудь перед человеком из высшей касты обязаны и мужчины, и женщины. Последним прикрывать верхнюю часть туловища и вовсе запрещается — чтобы они не скрывали свой статус. Ситуация усложняется с прибытием христианских миссионеров, которые призывают женщин добавить в гардероб что-то поскромнее. За право носить верх женщины будут бороться почти 50 лет, а их мятеж войдет в историю как одно из первых сражений за права женщин в Азии. Символом свободы здесь станет не грудь, а накидка, которая ее прикроет.

В южном княжестве Траванкор оголять грудь перед человеком из высшей касты обязаны и мужчины, и женщины. Последним прикрывать верхнюю часть туловища и вовсе запрещается — чтобы они не скрывали свой статус. Ситуация усложняется с прибытием христианских миссионеров, которые призывают женщин добавить в гардероб что-то поскромнее. За право носить верх женщины будут бороться почти 50 лет, а их мятеж войдет в историю как одно из первых сражений за права женщин в Азии. Символом свободы здесь станет не грудь, а накидка, которая ее прикроет.

XX век
Мужские соски и сексуальная революция



В начале прошлого века в Европе, Австралии и США купальные костюмы прикрывают тело не хуже нарядов для званого ужина. И хотя брюки и юбки, которые предписывается надевать во время купания даже мужчинам, постепенно укорачиваются, за право расхаживать по песку без верха придется бороться еще несколько десятилетий.

Попытки искупаться топлес в США и Австралии регулярно заканчиваются арестами, пока ситуацию не меняет Голливуд.
В 1932 году на экраны кинотеатров выходит фильм по роману «Тарзан: Человек-обезьяна». Пятикратный олимпийский чемпион по плаванию и исполнитель главной роли Джонни Вайсмюллер раскачивается на лианах в одной набедренной повязке — рассмотреть его черно-белый торс зрителям не составляет труда.



Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью», 1934 год. Производство Columbia Pictures Corporation

Пока консервативная публика пытается оправиться от шока, в прокат выходит фильм «Это случилось однажды ночью», в котором Кларк Гейбл обнажает грудь прямо на глазах у зрителей. В том же 1934 году появление топлес на пляже Кони-Айленда в Нью-Йорке заканчивается для четверых мужчин штрафом в $1. Назревает конфликт.



Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью», 1934 год. Производство Columbia Pictures Corporation

Через год в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, происходит массовый арест — за попытку искупаться без верха 42 мужчин обязуют выплатить штраф на общую сумму $82 доллара.

Наконец, в 1937 году власти штата Нью-Йорк сдаются и снимают запрет на демонстрацию мужских сосков в общественных местах.
Впрочем, новые правила не распространяются на тех, кого считают геями. Над процедурой идентификации долго не думают: публичное обнажение груди женатым мужчиной остается в рамках закона, а вот группу холостяков, решивших позагорать топлес, скорее всего, задержат. Постепенно меняется отношение к обнаженному мужскому торсу по всей стране.



Три молодые девушки позируют в купальных костюмах, украшенных медалями за победу в соревновании по плаванию. Между 1910 и 1930 годами. Фото: Коллекция Джорджа Грэнтома Бэйна из Библиотеки Конгресса, loc.gov

Женщинам приходится сложнее. Носить слитный купальник долгое время считается неприличным — он слишком подчеркивает формы. Вместо него дамы красуются в чем-то вроде плавательных платьев с подштанниками, надеясь укоротить хотя бы длину штанин.
В 1907 году австралийскую пловчиху Аннет Келлерман, одну из первых женщин, осмелившихся переплыть Ла-Манш, арестовывают на пляже в штате Массачусетс за появление в цельном купальном костюме. Почти через 10 лет Келлерман вновь шокирует американскую общественность, став первой кинозвездой в США, которая полностью обнажается в кадре.



Кажется, примеры из кинематографа вот-вот перекочуют на пляжи страны. Но в 1930 году в США принимают кодекс Хейнса, который жестко цензурирует американскую киноиндустрию в течение трех следующих десятилетий. Появляются специальные контролеры бюста и пристойности нарядов, и магия Голливуда растворяется за частоколом из ограничений.

Когда в 1960-х Европу облетают снимки Брижит Бардо, загорающей топлес на Лазурном Берегу, купальщицы без верха постепенно заполняют многие европейские пляжи и становятся визитной карточкой раскрепощенного юга. В Америке тем временем восходит звезда Руди Гернрайха. Непримиримый противник религиозных и социальных стереотипов, в 1964 году он презентует революционный для США купальный костюм «Монокини», полностью открывающий грудь.



Чиновникам идея приходится не по вкусу: нью-йоркские полицейские девушек в таком наряде задерживают; юную пляжницу, опробовавшую новинку в Чикаго, оштрафовывают на $100; продажи м — свое творение он называет «политическим заявлением», которое должно подчеркнуть новый уровень свободы тела.

Похоже, фэшн-манифест доходит до аудитории: в калифорнийских клубах появляются первые топлес-танцовщицы. Когда родоначальницу жанра Кэрол Энн Доду арестовывают в 1965 году, вокруг полицейского участка собираются сотни активистов. Приближается эпоха сексуальной революции, но право женщин демонстрировать соски так же свободно, как это делают мужчины, будет стоить активисткам еще не одного ареста.

В 1986 году семь девушек оставят дома кофточки и отправятся на пикник в парке города Рочестера, штат Нью-Йорк. Их арест подготовит почву для отмены в 1992 году (на 55 лет позже, чем для мужчин!) запретов на обнаженную грудь во всем штате.
Женщин, прогуливающихся без верха, то и дело будут задерживать, но все чаще — с ущербом для штата. Джил Коккаро в 2007-м получит компенсацию в размере $29 тысяч, а художница и фотограф Холли Ван Воаст в 2014-м — $40 тысяч (правда, $37 250 достанутся ее адвокатам).

С 1990-х и по сей день девушки будут с разным успехом активно проводить похожие акции в других американских штатах, а также Канаде и Европе. Но теперь в перерывах между протестной деятельностью они смогут свободно отдохнуть на одном из множества нудистских пляжей, легально существующих по всему миру.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]