Строительство универсальных десантных кораблей для ВМФ России
---
Макет УДК «Прибой»
В текущем году российский ВМФ ждет радостное событие: должна состояться закладка и начаться строительство двух УДК проекта «Прибой» на заводе «Залив» в Керчи. Во второй половине 2020-х годов ВМФ должен получить два УДК: «Севастополь» и «Владивосток».
Точные характеристики нового проекта пока неизвестны. Ориентировочные же данные таковы: полное водоизмещение корабля 28 000 тонн; полная скорость хода – 22 узла; дальность хода – 6000 морских миль; автономность – 60 суток; экипаж – 320 человек, кроме того: до 900 морпехов, до 50 единиц боевой техники, до 6 десантных катеров в доковой камере; авиакрыло: более 20 десантных вертолетов Ка-29, противолодочных Ка-27, либо ударных Ка-52К.
Новость действительно хорошая. Судостроительная промышленность получает новый крупный заказ, также будет работа и для производителей вертолетов. Впервые с советских времен отечественное судостроение получает заказ на строительство таких крупных судов для ВМФ.
В данной статье рассматриваются как отечественные проекты УДК, так и иностранный опыт, осмысливается концепция применения таких кораблей в составе ВМФ России и иностранных государств.
УДК: иностранный опыт
США
У США как главной морской державы на сегодня самый большой флот УДК, равно как и опыт их проектирования, строительства и эксплуатации. К настоящему времени в ВМФ США применялись 3 типа УДК.
УДК типа «Тарава»
Первыми из них стали УДК типа «Тарава» построенные в 1971–1978 годах. Эти корабли имели полное водоизмещение около 40 000 тонн; двигатели – паротурбинная установка мощностью 70 000 л.с.; скорость до 24 узлов; дальность хода – 10 000 морских миль; экипаж – 1067 человек; десант – 1903 человека морской пехоты. Штатный состав авиационной группы предусматривает наличие на борту кораблей типа «Тарава» 16 вертолётов CH-46D Sea King, 6 вертолётов CH-53D Sea Stallion и 4 вертолётов UH-1N. Максимально возможное число летательных аппаратов на борту — 43 ед.
УДК типа «Уосп»
Следующими в составе американского флота стали УДК типа «Уосп». Эти корабли строили с 1987 по 2009 годы. Всего было построено 8 кораблей. Характеристики УДК «Уосп»: полное водоизмещение – 40 532 тонны; двигатели – 2 паровые и 2 газовые турбины мощностью 70 000 л.с.; максимальная скорость – 24 узла; дальность хода – 9500 морских миль; экипаж – 1147 человек и 1893 человека морской пехоты; авиакрыло – 30 – 32 вертолёта CH-46, 6 – 8 самолётов AV-8B или до 46 вертолётов CH-46 или 20 самолётов AV-8B.
УДК типа «Америка»
Последний проект, строящийся сейчас, – УДК типа «Америка», который обладает следующими характеристиками: полное водоизмещение – 45 700 тонн; двигатели – 2 ГТУ General Electric мощностью 70 000 л.с.; максимальная скорость – более 22 узлов; дальность хода – 9500 морских миль; экипаж – 1059 человек; десант – 1871 солдат морской пехоты; авиакрыло – до 29 вертолетов и самолетов, либо 22 истребителя F-35B.
Япония
Эсминец-вертолетоносец типа «Идзумо»
На вооружении японских ВМС находятся 2 типа УДК (здесь они называются эскадренными миноносцами-вертолетоносцами). Первый тип – эсминцы-вертолетоносцы «Идзумо». Полное водоизмещение – 27 000 тонн; двигатели – 4 ГТУ General Electric мощностью 112 000 л.с.; скорость хода – 30 узлов; экипаж – 470 человек и 500 человек десанта; авиагруппа – до 28 летательных аппаратов (вертолетов, конвертопланов, истребителей).
Эсминец-вертолетоносец типа «Хюга»
Второй тип – эсминцы-вертолетоносцы «Хюга». Полное водоизмещение – 18 000 тонн; двигатели General Electric мощностью 100 000 л.с.; максимальная скорость – 30 узлов; экипаж – 370 человек; десант – 100 человек; авиакрыло – 11 вертолетов.
Франция
УДК типа «Мистраль»
Французские ВМС располагают широко известными нам УДК типа «Мистраль». Эти корабли имеют полное водоизмещение в 32 300 тонн; двигатели: 3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт), 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт), 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт); суммарная мощность двигателей – 20 400 л.с.; скорость хода – 19 узлов; дальность хода – 10 700 морских миль; экипаж – 160 человек; десант – до 900 человек морской пехоты; авиакрыло – 16 тяжелых либо 32 легких вертолета.
Великобритания
Вертолетно-десантный корабль-док HMS Albion (L14)
Вертолетно-десантный корабль-док HMS Albion (L14). Полное водоизмещение – 18 500 тонн; двигатели – 4 дизеля суммарной мощностью 21 213 л.с.; скорость хода – 18 узлов; дальность хода – 8 600 миль; экипаж – 325 человек; авиакрыло – 3 вертолета «Си Кинг» Мk 4.
КНР
УДК проекта 071 типа «Циньчэньшань»
УДК проекта 071 типа «Циньчэньшань». Стандартное водоизмещение 19 000 тонн; двигатели – 4 дизеля суммарной мощностью 47 200 л.с.; максимальная скорость – 20 узлов; дальность хода – 11 000 км; десант – 1000 человек; авиакрыло – 4 вертолета Z-8.
Испания
УДК Хуан Карлос I
УДК Хуан Карлос I. Водоизмещение – 27 079 тонн; двигатели – дизель-электрическая двигательная установка суммарной мощностью 30 000 л.с.; скорость хода – 21 узел; дальность хода – 9000 морских миль; экипаж – 900 человек; десант – 1200 морских пехотинцев; авиагруппа – до 30 самолетов и вертолетов.
Нидерланды
УДК типа «Роттердам»
Корабль имеет нормальное водоизмещение в 12 750 тонн. Основой силовой установки являются четыре дизельных генератора Stork Wärtsilä 12SW28 общей мощностью 14,6 МВт. Генераторы подают электроэнергию на четыре электромотора общей мощностью 12 МВт. Электродвигатели связаны с двумя гребными винтами, по два на каждый винт. В носовой части корабля имеется подруливающее устройство. Подобная силовая установка позволяет десантному кораблю развивать скорость до 19 узлов.
Дальность плавания на экономической скорости 12 узлов – до 6000 миль. Экипаж – 128 человек. Десант – 600 морских пехотинцев. При необходимости этот десантный корабль может перевозить свыше 30 танков или до 170 бронетранспортеров. Авиакрыло – от 4 до 6 вертолетов.
УДК: отечественный опыт
СССР не строил УДК, однако проектировал как ответ американскому УДК «Тарава». Речь идёт об УДК проекта 11780. Эти корабли должны были иметь нормальное водоизмещение в 25 000 тонн; в качестве двигателей предполагалась котлотурбинная установка мощностью 180 000 л.с.; максимальная скорость – 30 узлов; дальность хода – 8000 морских миль; десант – 1000 человек, до 40 танков; авиакрыло: десантный вариант – 12 Ка-29 или противолодочный вариант – 25 Ка-27.
БДК проекта 1174 «Носорог»
Также стоит сказать несколько слов о пошедших в серию БДК проекта 1174 «Носорог». Эти корабли строились для ВМФ СССР в 1973-1978 годах. Они имели полное водоизмещение в 14 060 тонн; двигатели – 2 ГТУ суммарной мощностью 36 000 л.с.; скорость – 20 узлов; дальность хода – 7500 морских миль; экипаж 239 человек; десант – до 500 человек, до 50-ти танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 автомашин; авиакрыло – 4 вертолета Ка-29.
Строительство УДК: подводные камни
Как видно из международного опыта и из опыта СССР, УДК широко применялись и применяются во флотах по всему миру. Вполне понятно в этом контексте стремление российского ВМФ иметь такие корабли на вооружении.
УДК могут использоваться:
• для высадки десанта на побережье противника;
• в качестве командного корабля;
• в качестве легкого авианосца;
• в качестве госпитального судна;
• в качестве корабля стратегической проекции силы;
• в качестве плавучего аэродрома для противолодочных вертолетов.
Подобная многофункциональность вызывает симпатию к кораблям подобного типа, однако в строительстве подобных судов для ВМФ России есть подводные камни.
Способна ли промышленность осилить строительство этих кораблей? Готов ли ССЗ «Залив» построить такие крупные корабли в приемлемый срок? С учетом новизны проекта десять лет на строительство кораблей выглядит вполне реалистичным сроком.
На каких двигателях будут ходить эти корабли? Тут кандидат только один – рыбинский «Сатурн», где только-только разворачивается производство ГТУ для фрегатов проекта 22350. Сможет ли предприятие обеспечить своевременную поставку двигателей для УДК? Не возникнет ли при этом задержка поставок двигателей для фрегатов?
УДК в море требует надежных ПВО и ПЛО. Это значит, что каждый УДК в боевых условиях должны сопровождать корабли с современными и дальнобойными системами ПВО, противолодочные корабли, а также несколько подводных лодок. Способен ли наш ВМФ предоставить такой эскорт для УДК «Прибой»?
В условиях нехватки кораблей 1-2 ранга оправданно ли строительство УДК, которые требуют двигателей, с которыми и так дефицит, занимают место на стапеле, поглощают денежные средства? Не лучше ли заказать дополнительные фрегаты проекта 22350 или 11356Р или корветы проекта 20380?
Каково тактическое применение этих кораблей в российском ВМФ? Где мы собираемся высаживать десант? Какими группами кораблей руководить? Где проецировать силу нашего ВМФ?
Выводы
УДК – широко распространенный тип корабля в разных флотах мира. Разнообразны применяемые при их проектировании конструкционные решения и ТТХ кораблей. По размерам они могут варьироваться от сравнительно небольших: УДК типа «Роттердам» или БДК проекта 1174 до размеров легкого авианосца, как, например, УДК «Америка». Двигательные установки на этих кораблях также отличаются разнообразием: дизельные, дизель-электрические, газотурбинные.
Наиболее интересен опыт США в строительстве УДК, так как они эксплуатируют уже третье поколение подобных кораблей. Американцы с 1970-х годов строят однотипные УДК практически с одинаковыми размерами, скоростью, дальностью хода, мощностью силовой установки, десантовместимостью. Изменениям подвергаются главным образом двигатели (замена паротурбинной установки на ГТУ) и авиакрыло, пополняющееся новыми видами ЛА. Применение УДК во флотах НАТО вполне очевидно и не оставляет сомнений. Для США и их союзников УДК — это наступательное оружие, которое может быть применено в любых районах Мирового океана, надежно прикрытое огромным флотом НК и ПЛ. Но что же насчет России?
Сомнений в том, что наша промышленность сможет построить такие корабли, немного. Скорее всего, при должном финансировании лет через десять мы эти корабли получим. Двигатели для них может построить рыбинский «Сатурн», вполне возможно, на основе агрегатов для фрегатов проекта 22350.
Что до тактического применения этих кораблей, то оно не вполне ясно. Нам, по большому счету, негде высаживать десант, более того, в случае конфликта с серьезным противником 900 человек десанта и пара десятков вертолетов погоды не сделают, зато сами окажутся в очень уязвимом положении. Американцы могут обеспечить своему десанту мощнейшее прикрытие с моря, мы же этого сделать не в состоянии.
УДК в море – очень уязвимая цель и требует мощного прикрытия с воздуха и от ПЛ противника. Для российского флота выделить такой эскорт для УДК — сейчас сложная задача.
Единственная функция, которую УДК «Прибой» смогут однозначно выполнять, – это функция плавучего аэродрома для вертолетов ПЛО.
Пожалуй, наиболее оптимальным решением было бы отложить строительство УДК лет на десять и сейчас сосредоточить силы на насыщении флота кораблями 1-2 рангов, многоцелевыми АПЛ и ДЭПЛ и лишь по решении этой задачи переходить к строительству крупных авианесущих кораблей. Однако мы не ищем легких путей.
Остается только добавить, что проект строительства УДК «Прибой» имеет и свои плюсы: судостроительная промышленность получает крупнейший за последнее время заказ и возможность обрести новые компетенции в строительстве крупных надводных кораблей. Новый заказ также получают производители вертолетов, что также хорошо для нашей промышленности.
Автор:Дмитрий из Воронежа
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]