10 самых необычных автомобильных двигателей внутреннего сгорания
---
Одноцилиндровый двигатель
Benz Patent-Motorwagen, построенный Карлом Бенцем в 1885 году и считающийся первым автомобилем в истории, оснащался одноцилиндровым четырёхтактным двигателем объёмом 954 «кубика». Спустя почти десятилетие, в 1894 году, собрали 25 машин с таким мотором мощностью от 1,5 до 3 сил.
На протяжении многих лет одноцилиндровые ДВС использовались на небольших городских автомобилях, но при этом были не такими уж распространёнными. Чаще всего их можно встретить в мире двухколёсной техники: на скутерах и мотоциклах.
Роторно-поршневой двигатель (РПД)
Также называемый двигателем Ванкеля, этот мотор в большей степени стал известен благодаря автомобилям Mazda. Считается, что его изобрёл в конце 1920-х годов немецкий инженер-самоучка Феликс Ванкель. Одними из первых такой ДВС получили автомобили NSU. Также роторно-поршневой двигатель ставили на мотоциклы Norton и Suzuki. Но абсолютным рекордсменом по числу моделей, оснащённых им, была все же Mazda (RX-3, RX-7 и RX-8).
В 1991 году гоночная Mazda 787B победила в «24 часах Ле-Мана», став первым автомобилем с РПД, достигшим такого результата. Хотя, она же была и последним, поскольку на следующий год машинам с таким типом мотора запретили участвовать в гонке.
Кстати, наш АвтоВАЗ тоже проектировал роторно-поршневые двигатели. И даже выпускал их малыми сериями.
V16
Поскольку эквивалентным по рабочему объёму моторам V8 и V12 удавалось обеспечивать такие же мощностные характеристики, двигатель V16 не получил широкого распространения в автомобильной промышленности. Хотя несколько любопытных примеров его использования всё же имеют место быть.
Начиная с марки Cadillac, которая первой стала устанавливать такой мотор в 30-х годах прошлого века, продолжая спорткаром Cizeta V16T (на фото) и заканчивая очень редким седаном BMW 767iL в кузове Е32. А ещё двигателями V16 оснащали свои гоночные болиды Alfa Romeo («Тип 316» и «Тип 162») и Auto Union.
V-Twin
Любители мотоциклов хорошо знакомы с этим типом двигателя, который представляет собой V-образный двухцилиндровый агрегат, также обозначаемый V2. Он получил широкое распространение в мире двухколёсной техники и ставился на байки таких марок, как Harley-Davidson, Indian, Suzuki, Honda, Aprilia, Kawasaki и Yamaha.
Впрочем, двигателями V2 в 1920-х годах оснащали и автомобили. Спустя 40 лет Mazda даже выпускала с таким мотором ситикар R360. На сегодняшний день V-Twin встречается только на эффектном Morgan Threewheeler. Причём эта V-образная «двойка» выставлена напоказ перед кузовом.
Газотурбинный двигатель
До сих пор мы говорили только о поршневых ДВС. Однако, в автомобильной истории встречались и куда более экзотические моторы – газотурбинные. Пожалуй, самой известной машиной подобного рода являлась двухдверка, выпущенная для «Крайслера» компанией Ghia в период с 1963 по 1964 годы.
Тираж необычного купе составил всего 55 экземпляров, из которых пять были прототипами и 50 - серийными для будущих покупателей. Все они построены в оригинальных кузовах фирмы Ghia. Модель не получила собственного имени и потому стала известной просто как Chrysler Turbine Car, то есть «турбинный автомобиль Крайслер».
На машину установили газотурбинный двигатель A-831, способный работать буквально на всём, что горит: от бензина и керосина до соевого масла, текилы и даже женских духов. Отдача составляла чуть более 130 сил, а турбина раскручивалась до 60 000 об/мин.
Несмотря на то, что автомобиль успешно прошел испытания на дорогах общего пользования, Chrysler свернул проект. Отчасти из-за финансового кризиса в автоконцерне, а также по причине подготовки к введению первых американских стандартов ограничения токсичности выхлопа.
V5
На самом деле, Audi, Volvo, Mercedes-Benz и Fiat неоднократно оснащали свои модели пятицилиндровыми двигателями. Но обычно они были рядными, V-образный вариант такого мотора – редкость.
Тем не менее, в 1997 году Volkswagen выпустил собственный V5 рабочим объёмом 2,3 л и мощностью 150 л.с. (была и 170-сильная версия с четырьмя клапанами на цилиндр). Этот мотор, известный как VR5, получился не очень удачным и успел засветиться лишь на нескольких моделях концерна: Volkswagen Golf, Bora и Seat Toledo.
цилиндров в ряд
В первой половине 20 века рядные «восьмёрки» были довольно распространённым типом двигателя, особенно в Америке. Однако, со временем эти агрегаты уступили место гораздо более компактным V8.
В Европе одним из первых рядные «восьмерки» начал использовать Daimler, позже они появились на Bugatti и Opel, гоночных Duesenberg и Alfa Romeo. А одним из последних был Mercedes-Benz 300 SLR, на котором Стирлинг Мосс (на фото) выиграл Mille Miglia 1955 года
V4
Хотя четырехцилиндровый V-образный двигатель – явление для автопрома достаточно редкое, некоторые компании всё же оснащали им свои модели. Среди первых был гоночный французский Mors. Затем такой мотор появился у «Лянчи»: сперва на Lambda (первом серийном автомобиле с несущим кузовом), а затем и на Fulvia. Кроме того, найти V4 можно под капотами Ford Taunus (1962-1981 годы) и некоторых моделей Saab. Не будем забывать и о советских «Запорожцах» с агрегатами воздушного охлаждения.
Последним, кто использовал на своих машинах двигатель V4, была компания Porsche. Именно V-образная двухлитровая бензиновая «четвёрка» работала в составе гибридной силовой установки победителя «24-часов Ле-Мана» - Porsche 919 Hybrid.
H16
Такой двигатель был разработан фирмой British Racing Motors (BRM) и, по сути, представлял собой комбинацию из блоков двух оппозитников.
Экзотический мотор стоял на гоночной BRM P83, построенной для Формулы 1 и пилотируемой Грэмом Хиллом и Джеки Стюартом. А ещё на Lotus 43/1 (на фото), на котором Джим Кларк победил в Гран-При США 1966 года.
W8
Моторы с W-образным расположением цилиндров были детищем Volkswagen Group, оснастившей шестилитровым W12 топовые модели Volkswagen Phaeton, Touareg, Audi A8 и Bentley Continental GT.
Впрочем, был у немцев и менее известный восьмицилиндровый агрегат такой же конфигурации. В 2002 году им комплектовали самые дорогие и мощные полноприводные версии «Пассата».
Это был четырёхлитровый агрегат отдачей 275 сил и 370 Нм. По сути, он представлял собой комбинацию из двух блоков V4. И, кстати, не славился надёжностью из-за сложной конструкции.
Источник: zabarankoi.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]