Какой была за кадром Клара Лучко
---
15 лет назад, 26 марта 2005 г. ушла из жизни замечательная актриса, народная артистка СССР Клара Лучко, известная зрителям по ролям в фильмах «Кубанские казаки», «Цыган» и «Возвращение Будулая».
В кино она играла простых женщин из народа, добрых, верных и честных, ее называли эталоном красоты славянского типа, а в отрицательных ролях Лучко просто невозможно было представить. За кадром она тоже всегда оставалась неизменно доброжелательной и лучезарной, и никто не подозревал о том, как была обманчива ее внешность, и что на самом деле происходило у нее в душе…
Клара Лучко в детстве и в юности
Клара Лучко всегда выглядела и вела себя так, как будто была потомственной дворянкой. Но на самом деле дворян в ее роду не было, она родилась в украинском селе Чутове. Поскольку отец был директором совхоза в одном районе, а мать – председателем колхоза в другом, воспитанием дочери им заниматься было некогда, и девочку вырастила ее тетя, неграмотная баба Киля.
Актриса в молодости
С детства Клара (названная в честь революционерки Клары Цеткин) росла очень замкнутой и нелюдимой, а общению со сверстниками предпочитала книги. Но еще в школе она начала заниматься в драматическом кружке и мечтала стать актрисой. В школе ее дразнили «жирафой» из-за высокого роста и нескладной фигуры. В 6-м классе Клара влюбилась в 9-классника и, чтобы привлечь его внимание, прыгнула с парашютом с вышки. Хотя на ее избранника это впечатления не произвело, девочка не пожалела о своем решении. «Зато благодаря такому поступку я испытала огромное наслаждение от полета», – говорила она.
Актриса в молодости
Она всегда производила впечатление очень мягкой, женственной и робкой девушки, но внешность была обманчивой. За этим фасадом скрывался волевой и стойкий характер. Сама о себе Клара говорила: «Я сама из запорожских казаков. Фамилия моя имеет военное происхождение. «Лучко» – это от слова «лучник», то есть стрелок из лука. Что-то есть в характере такое, что дает расправить спину, так и чувствую по жизни – меня трудно согнуть. Чтобы я звания или ордена просила? Да не нужны они мне. Главное, что тебя принимают зрители – их не обманешь». И за себя она могла постоять при необходимости.
Клара Лучко в фильме *Три встречи*, 1948
Если бы не ее упорство и настойчивость, зрители никогда бы не увидели ее на экранах. Когда Клара Лучко поступала во ВГИК, конкурс проходил в 3 этапа, и к последнему допускали только 12 человек. Клара оказалась 13-й, но сумела убедить комиссию дать ей шанс. Даже ее украинский акцент не помешал ей стать студенткой этого вуза, правда, педагог по технике речи поставил ей жесткое условие: или она избавляется от акцента, или будет отчислена. Клара с утра до ночи занималась, декламировала стихи, зачитывала большие отрывки прозы, и на экзаменах показала блестящий результат! ВГИК она окончила с красным дипломом.
Кадр из фильма *Двенадцатая ночь*, 1955
На ее характер обратили внимание и педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова, на курсе которых Клара Лучко училась во ВГИКе. Однажды Макарова сравнила свою ученицу с цветком петунией. «Рядом со ВГИКом была клумба, и я попросила показать эту неизвестную мне петунию. И вижу – чахлый, засохший, несчастный бледно-сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли. Я поняла, что мой педагог говорила о моем характере…», – рассказывала Клара.
Клара Лучко (слева) в фильме *Кубанские казаки*, 1949
Возможно, именно благодаря своему характеру она и смотрелась так убедительно в роли Даши Шелест в «Кубанских казаках». Эта работа превратила 25-летнюю актрису в лауреата Государственной премии и звезду всесоюзного масштаба, фильм посмотрели более 40 млн зрителей, а настоящие кубанские казаки так поверили ее героине, что вручили актрисе грамоту «Почетная казачка». В городе Курганинске ей поставили памятник: сноп пшеницы, обвитый кинолентой с надписью: «Стела в честь великой актрисы Клары Степановны Лучко». Сама она была крайне удивлена таким успехом – говорила, что никакого характера не создавала, просто играла саму себя в предлагаемых обстоятельствах.
Кадр из фильма *Красные листья*, 1958
Народная артистка СССР Клара Лучко
Ею восхищались тысячи зрителей и в СССР, и за рубежом, где она побывала в 1953 г. с фильмом «Возвращение Василия Бортникова». На Каннском кинофестивале советская актриса произвела фурор, от нее были в восторге художники Пабло Пикассо и Фернан Леже. А сама она снова не испытывала по этому поводу ни гордости, ни восторга: «На протяжении всей жизни мне присуждали огромное количество титулов и регалий. И «женщина тысячелетия», и «женщина Америки», «женщина Индии», но я всегда улыбаюсь, получая эти награды. Это же нельзя воспринимать всерьез. Конечно, это просто условности, и относиться к ним надо соответствующе». Реклама
Клара Лучко в фильме *Снежная сказка*, 1959
Казалось, до 40 лет она была любимицей Фортуны. Но после этого рубежа в ее жизни наступил новый, очень тяжелый период. В 1960-х гг. после инфаркта ушел из жизни ее 54-летний муж, актер Сергей Лукьянов. Актриса осталась одна с маленькой дочерью, к тому же в ее карьере после шумного успеха наступило долгое затишье. И хотя больших ролей ей больше не предлагали, Клара Лучко бралась за любую работу – она считала, что актерская профессия не терпит простоев, и старалась не терять творческой формы.
Кадр из фильма *Опекун*, 1970
Народная артистка СССР Клара Лучко
Такая стратегия принесла плоды: когда актрисе было уже 54, она сыграла 40-летнюю главную героиню в фильме «Цыган», а через 6 лет – в продолжении, «Возвращение Будулая». Начался новый виток ее популярности, такого успеха у нее не было даже в молодости. А через 8 лет после ухода мужа она познакомилась с журналистом и писателем Дмитрием Мамлеевым, с которым вновь обрела личное счастье.
Кадр из фильма *Цыган*, 1979
Клара Лучко в фильме *Цыган*, 1979
О том, что творилось у нее в душе, не знал никто. Она была сдержанным, деликатным и скромным человеком и считала недопустимым жаловаться на свои трудности, переживания и болезни. Актриса говорила, что когда была не в духе, попросту не выходила из дома. Поэтому никто никогда не видел ее в слезах, в плохом настроении, без улыбки на лице. Наверное, состояние гармонии с собой и окружающим миром позволяло ей оставаться всегда такой органичной и на экране, и за кадром.
Клара Лучко в фильме *Карнавал*, 1981
Кадр из фильма *Мы, нижеподписавшиеся*, 1981
До последних дней актриса великолепно выглядела. На публике она появлялась в неизменных элегантных нарядах и шляпках, поражая всех аристократизмом манер, а на вопрос о секрете ее красоты и молодости отвечала, что сама все делает по дому, моет полы и готовит, а на даче выращивает цветы. А главным рецептом красоты считала то, что никогда никому не завидовала и не желала зла.
Актриса в 1999 г.
26 марта 2005 г. сердце Клары Лучко перестало биться. Она ушла на 80-м году жизни, причиной врачи назвали оторвавшийся тромб. О ее плохом самочувствии никто не догадывался, ведь она никогда не жаловалась на здоровье, поэтому ее уход стал для многих настоящим шоком. Она оставила после себя десятки великолепных ролей в кино и добрую память всех, кто ее знал. Актриса Людмила Хитяева говорила о ней: «Главный завет, который оставила нам Клара Лучко, – спешите делать добро. Мы всегда брали с неё пример и как с актрисы, и как с человека, который всю свою жизнь посвятил служению людям».
Клара Лучко в фильме *Парк советского периода*, 2006
В кино она играла простых женщин из народа, добрых, верных и честных, ее называли эталоном красоты славянского типа, а в отрицательных ролях Лучко просто невозможно было представить. За кадром она тоже всегда оставалась неизменно доброжелательной и лучезарной, и никто не подозревал о том, как была обманчива ее внешность, и что на самом деле происходило у нее в душе…
Клара Лучко в детстве и в юности
Клара Лучко всегда выглядела и вела себя так, как будто была потомственной дворянкой. Но на самом деле дворян в ее роду не было, она родилась в украинском селе Чутове. Поскольку отец был директором совхоза в одном районе, а мать – председателем колхоза в другом, воспитанием дочери им заниматься было некогда, и девочку вырастила ее тетя, неграмотная баба Киля.
Актриса в молодости
С детства Клара (названная в честь революционерки Клары Цеткин) росла очень замкнутой и нелюдимой, а общению со сверстниками предпочитала книги. Но еще в школе она начала заниматься в драматическом кружке и мечтала стать актрисой. В школе ее дразнили «жирафой» из-за высокого роста и нескладной фигуры. В 6-м классе Клара влюбилась в 9-классника и, чтобы привлечь его внимание, прыгнула с парашютом с вышки. Хотя на ее избранника это впечатления не произвело, девочка не пожалела о своем решении. «Зато благодаря такому поступку я испытала огромное наслаждение от полета», – говорила она.
Актриса в молодости
Она всегда производила впечатление очень мягкой, женственной и робкой девушки, но внешность была обманчивой. За этим фасадом скрывался волевой и стойкий характер. Сама о себе Клара говорила: «Я сама из запорожских казаков. Фамилия моя имеет военное происхождение. «Лучко» – это от слова «лучник», то есть стрелок из лука. Что-то есть в характере такое, что дает расправить спину, так и чувствую по жизни – меня трудно согнуть. Чтобы я звания или ордена просила? Да не нужны они мне. Главное, что тебя принимают зрители – их не обманешь». И за себя она могла постоять при необходимости.
Клара Лучко в фильме *Три встречи*, 1948
Если бы не ее упорство и настойчивость, зрители никогда бы не увидели ее на экранах. Когда Клара Лучко поступала во ВГИК, конкурс проходил в 3 этапа, и к последнему допускали только 12 человек. Клара оказалась 13-й, но сумела убедить комиссию дать ей шанс. Даже ее украинский акцент не помешал ей стать студенткой этого вуза, правда, педагог по технике речи поставил ей жесткое условие: или она избавляется от акцента, или будет отчислена. Клара с утра до ночи занималась, декламировала стихи, зачитывала большие отрывки прозы, и на экзаменах показала блестящий результат! ВГИК она окончила с красным дипломом.
Кадр из фильма *Двенадцатая ночь*, 1955
На ее характер обратили внимание и педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова, на курсе которых Клара Лучко училась во ВГИКе. Однажды Макарова сравнила свою ученицу с цветком петунией. «Рядом со ВГИКом была клумба, и я попросила показать эту неизвестную мне петунию. И вижу – чахлый, засохший, несчастный бледно-сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли. Я поняла, что мой педагог говорила о моем характере…», – рассказывала Клара.
Клара Лучко (слева) в фильме *Кубанские казаки*, 1949
Возможно, именно благодаря своему характеру она и смотрелась так убедительно в роли Даши Шелест в «Кубанских казаках». Эта работа превратила 25-летнюю актрису в лауреата Государственной премии и звезду всесоюзного масштаба, фильм посмотрели более 40 млн зрителей, а настоящие кубанские казаки так поверили ее героине, что вручили актрисе грамоту «Почетная казачка». В городе Курганинске ей поставили памятник: сноп пшеницы, обвитый кинолентой с надписью: «Стела в честь великой актрисы Клары Степановны Лучко». Сама она была крайне удивлена таким успехом – говорила, что никакого характера не создавала, просто играла саму себя в предлагаемых обстоятельствах.
Кадр из фильма *Красные листья*, 1958
Народная артистка СССР Клара Лучко
Ею восхищались тысячи зрителей и в СССР, и за рубежом, где она побывала в 1953 г. с фильмом «Возвращение Василия Бортникова». На Каннском кинофестивале советская актриса произвела фурор, от нее были в восторге художники Пабло Пикассо и Фернан Леже. А сама она снова не испытывала по этому поводу ни гордости, ни восторга: «На протяжении всей жизни мне присуждали огромное количество титулов и регалий. И «женщина тысячелетия», и «женщина Америки», «женщина Индии», но я всегда улыбаюсь, получая эти награды. Это же нельзя воспринимать всерьез. Конечно, это просто условности, и относиться к ним надо соответствующе». Реклама
Клара Лучко в фильме *Снежная сказка*, 1959
Казалось, до 40 лет она была любимицей Фортуны. Но после этого рубежа в ее жизни наступил новый, очень тяжелый период. В 1960-х гг. после инфаркта ушел из жизни ее 54-летний муж, актер Сергей Лукьянов. Актриса осталась одна с маленькой дочерью, к тому же в ее карьере после шумного успеха наступило долгое затишье. И хотя больших ролей ей больше не предлагали, Клара Лучко бралась за любую работу – она считала, что актерская профессия не терпит простоев, и старалась не терять творческой формы.
Кадр из фильма *Опекун*, 1970
Народная артистка СССР Клара Лучко
Такая стратегия принесла плоды: когда актрисе было уже 54, она сыграла 40-летнюю главную героиню в фильме «Цыган», а через 6 лет – в продолжении, «Возвращение Будулая». Начался новый виток ее популярности, такого успеха у нее не было даже в молодости. А через 8 лет после ухода мужа она познакомилась с журналистом и писателем Дмитрием Мамлеевым, с которым вновь обрела личное счастье.
Кадр из фильма *Цыган*, 1979
Клара Лучко в фильме *Цыган*, 1979
О том, что творилось у нее в душе, не знал никто. Она была сдержанным, деликатным и скромным человеком и считала недопустимым жаловаться на свои трудности, переживания и болезни. Актриса говорила, что когда была не в духе, попросту не выходила из дома. Поэтому никто никогда не видел ее в слезах, в плохом настроении, без улыбки на лице. Наверное, состояние гармонии с собой и окружающим миром позволяло ей оставаться всегда такой органичной и на экране, и за кадром.
Клара Лучко в фильме *Карнавал*, 1981
Кадр из фильма *Мы, нижеподписавшиеся*, 1981
До последних дней актриса великолепно выглядела. На публике она появлялась в неизменных элегантных нарядах и шляпках, поражая всех аристократизмом манер, а на вопрос о секрете ее красоты и молодости отвечала, что сама все делает по дому, моет полы и готовит, а на даче выращивает цветы. А главным рецептом красоты считала то, что никогда никому не завидовала и не желала зла.
Актриса в 1999 г.
26 марта 2005 г. сердце Клары Лучко перестало биться. Она ушла на 80-м году жизни, причиной врачи назвали оторвавшийся тромб. О ее плохом самочувствии никто не догадывался, ведь она никогда не жаловалась на здоровье, поэтому ее уход стал для многих настоящим шоком. Она оставила после себя десятки великолепных ролей в кино и добрую память всех, кто ее знал. Актриса Людмила Хитяева говорила о ней: «Главный завет, который оставила нам Клара Лучко, – спешите делать добро. Мы всегда брали с неё пример и как с актрисы, и как с человека, который всю свою жизнь посвятил служению людям».
Клара Лучко в фильме *Парк советского периода*, 2006
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]