«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране
25.02.2020 6 593 0 +206 Moramar

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране

---
+206
В закладки
«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

24 февраля празднует свое 73-летие известная актриса, народная артистка РСФСР Елена Соловей. Ее актерский талант раскрылся во многом благодаря режиссеру Никите Михалкову, который снял ее в своих самых известных фильмах. Их сотрудничество и творческая любовь началась с фильма «Раба любви», ставшего и для режиссера, и для актрисы прорывом в мире большого кино. Правда, в начале съемок никто и предположить не мог, что все завершится успешно: Никита Михалков «донашивал» этот фильм за другим режиссером, а Елена Соловей рыдала от отчаяния, узнав, что он сделал с ее героиней…

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Инна Гулая и Геннадий Шпаликов

Все началось с того, что однажды поэт и сценарист Геннадий Шпаликов вдруг заметил: его жена, красавица-актриса Инна Гулая чем-то похожа внешне на звезду немого кино Веру Холодную. И он загорелся идеей снять о ней фильм и начал работу над сценарием. Однако на тот момент Шпаликов попал в немилость к властям и остался практически без работы. Из-за творческой нереализованности он начал выпивать, отношения в семье разладились, и вскоре они с женой развелись. После этого Шпаликов потерял интерес ко всему происходящему и принял решение добровольно уйти из жизни. Незаконченный сценарий попал в руки к Андрею Кончаловскому, и он дописал его совместно с Фридрихом Горенштейном.

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Режиссер Рустам Хамдамов

Снимать фильм по этому сценарию с рабочим названием «Нечаянные радости» доверили режиссеру Рустаму Хамдамову, по рекомендации его педагога и наставника Григория Чухрая. Шпаликов планировал, что Веру Холодную сыграет его жена, Инна Гулая, но у Хамдамова было другое видение этого образа. По его мнению, эту роль могла исполнить только Елена Соловей, которая и внешне, и по манере поведения словно сама была из другой эпохи – эпохи Серебряного века.

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Вера Холодная и Елена Соловей, воплотившая на экране ее образ

Помимо Елены Соловей, в фильме был задействован мощный актерский состав: Олег Янковский, Эммануил Виторган, Татьяна Самойлова. Хамдамов приступил к съемкам, но в процессе работы совершенно забыл о сценарии, переделывая его на ходу. Его творческие поиски бросали его от мелодрамы к детективу с налетом мистицизма, от детектива – к комедии. Когда цензоры посмотрели отснятый материал, они потребовали переделать фильм согласно утвержденному сценарию. В сердцах режиссер бросил съемки и уехал в родной Ташкент. Его официально отстранили от работы и приняли решение найти ему замену – ведь большая часть средств, выделенных на съемки, уже была потрачена, и их надо было завершить.

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Актер Олег Басилашвили, оператор Павел Лебешев, режиссер Никита Михалков и художник-постановщик Александр Адабашьян

«Донашивать» фильм за другим режиссером среди кинематографистов считалось дурным тоном – конечно, каждый из них хотел снимать свое собственное кино, а не доделывать чужую незавершенную работу. Режиссеры один за другим отказывались, и тогда Андрей Кончаловский предложил взяться за эту непростую задачу своему брату – Никите Михалкову. На тот момент он успел выпустить свой первый полнометражный фильм, «Свой среди чужих, чужой среди своих», который пользовался большим успехом у зрителей. Идея доснять чужой фильм не привела его в восторг, но взяться за работу он все-таки решился. Во-первых, в память о Геннадии Шпаликове, написавшем сценарий фильма «Я шагаю по Москве». Именно с его подачи Данелия утвердил на главную роль Никиту Михалкова, с чего началась его актерская карьера. Во-вторых, над сценарием «Нечаянных радостей» работал его брат, посоветовавший ему не отказываться от этого проекта.

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Режиссер на съемках

Согласившись работать в условиях ограниченного бюджета и сжатых сроков съемок, Михалков выдвинул свои условия: «Я ответил, что не буду ничего заканчивать, это – другой стиль, это Хамдамов, и вообще, я не считаю себя вправе вмешиваться в чужие дела или вторгаться в чужую творческую лабораторию, пусть даже «закрытую и опечатанную». Если они хотят, я попробую снять совершенно другую картину на близкую (но ни в коем случае не идентичную!) тему на оставшиеся деньги. На вопрос, насколько это реально, я повторил, что попробую… Я знал, что иду на риск, тем более что картина постановочно-сложная, костюмная. Но меня манило азартное желание закалять свое мастерство в сложных условиях».

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Никита Михалков и Елена Соловей в фильме *Раба любви*, 1975

Из солидарности с Хамдамовым из проекта ушли все актеры, кроме Елены Соловей. Она согласилась исполнить главную роль в фильме под руководством Михалкова, но вот тут и началось самое сложное. Хотя актриса смирилась со сменой режиссера и дала свое согласие на съемки, на площадке она постоянно конфликтовала с Михалковым, сравнивая его с предыдущим мастером не в пользу нового режиссера. Ей казалось, что ее героиня у Хамдамова выглядела намного органичней, естественней и интересней, чем у Михалкова.

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Кадр из фильма *Раба любви*, 1975

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Елена Соловей в фильме *Раба любви*, 1975

Позже актриса рассказывала: «Никита Сергеевич взял меня в ленту не сразу. Он отказался утверждать меня на главную роль, пока я повторно не пройду пробы на общих основаниях. А когда я их прошла, выяснилось, что моя новая героиня, Ольга Вознесенская, к Вере Холодной уже не имеет никакого отношения. Меня это потрясло... Когда я первый раз увидела фрагменты «Рабы любви», я была в полном отчаянии. Плакала, рыдала, отказывалась дальше сниматься, потому что совершенно не восприняла ту женщину, которая предстала передо мной на экране. Михалков был в панике, еле убедил меня довести работу до конца. Да я и сама понимала, что в тех обстоятельствах деваться мне было просто некуда».

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Кадр из фильма *Раба любви*, 1975

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Никита Михалков в фильме *Раба любви*, 1975

Однако переживания и претензии актрисы были напрасными: этот фильм принес ей популярность и в СССР, и за рубежом, став ее визитной карточкой, а самого Никиту Михалкова возвел в ранг режиссера мирового уровня: это был первый его фильм, отмеченный на международных фестивалях. Да и сам процесс съемок запомнился Елене Соловей своей легкостью, быстротой и очень теплой атмосферой. После этого она продолжила сотрудничать с Михалковым, снявшись в его фильмах «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Елена Соловей в фильме *Раба любви*, 1975

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Режиссер на съемках

Только спустя годы Елена Соловей призналась: «Однажды я все-таки решилась полностью посмотреть «Рабу любви», после чего сразу же сказала Никите (и это была правда!), что у нас получилась настоящая живая женщина, в которой ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, и что никакой другой она просто не могла быть. Ольга Вознесенская, которую помнят зрители, – полностью заслуга Никиты. Я была лишь формой, из которой гениальный режиссер создал образ. Вот так: с одной стороны сложно, с другой – обыкновенно...».

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Кадр из фильма *Раба любви*, 1975

Роль в этом фильме стала не только знаковой и определяющей для всей творческой судьбы актрисы, но и в какой-то степени пророческой для нее самой. В финальном эпизоде ее героиня уезжает на трамвае «в никуда», и в этой сцене Елена Соловей видела параллели с собственной жизнью: вскоре она приняла решение эмигрировать из СССР. «Когда через несколько лет я уезжала в США, остро вспоминала песню, звучавшую в титрах: «Где же ты, мечта?» Отъезд казался мне дежавю, предсказанным и предначертанным...», – рассказывала актриса.

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской

Она исчезла с экранов на пике популярности, и тогда ее решение удивило многих. Но не Никиту Михалкова – он уже привык к тому, что Елена Соловей не была похожа на других актрис и могла без раздумий пожертвовать любой ролью, если это шло вразрез с интересами ее семьи. Карьера всегда оставалась для нее на втором плане, и на этот раз «раба любви» вновь послушала свое сердце, уехав в США вслед за мужем.

«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране Соловей, Елена, фильм, фильме, любви, Михалков, фильма, Михалкова, решение, любви», актриса, Никита, этого, режиссера, Шпаликов, другой, работу, съемок, могла, работы

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]