ГАЗ-14 «Чайка» — жертва перестройки
---
Последний советский представительский автомобиль Горьковского автозавода создавался долго, имел современную конструкцию, собирался тщательно и обрёл сложную судьбу, связанную с непродуманными решениями верховной власти.
Первый серийный ГАЗ-14 «Чайка» был подарен Л. И. Брежневу.
Как создавался ГАЗ-14 «Чайка»?
Созданием «Чайки» второго поколения занялся в 67-м году коллектив талантливых конструкторов ГАЗа во главе с А. Д. Просвириным. В этом же году был собран опытный образец, после которого создали ещё семь прототипов, традиционных для ГАЗа трёх серий, предшествующих серийному автомобилю. За основу взяли ГАЗ-13, кузов которого был значительно изменён, а все узлы и системы тщательно переработаны.
Путь до конвейера оказался долгим (более 10 лет) и был направлен на гармоничное решение технических, стилистических и эстетических вопросов. Изменение одного параметра приводило к нарушению пропорций кузова, идеальное восприятие которых было поставлено «во главу угла». Творческий процесс занял четыре года. Его результатом стал следующий ходовой образец с удлинённой на 20 см колёсной базой.
В процессе разнообразных испытаний выявлялись недостатки, строились новые образцы, в которых устранялись недоработки предыдущих. Так постепенно автомобиль пришёл к серийному образу и в 76-м году был принят на производство. Первый автомобиль этого года имел цвет тёмной вишни и явился подарком к юбилею главного советского автолюбителя – Л. И. Брежнева.
Промышленная партия пошла только в октябре 77-го года. За 11 лет изготовлено свыше 1100 автомобилей. Сборка ГАЗ-14 производилась с большой тщательностью и личной ответственностью каждого специалиста, принимающего участие в его создании. Автомобиль, сошедший со стапеля, подвергался испытательному пробегу, после которого проводилось техническое обслуживание с протяжкой резьбовых соединений и полировкой кузова.
Компоновочная схема ГАЗ-14 «Чайка».
Конструктивные особенности ГАЗ-14
Автомобиль по сравнению с ГАЗ-13 получил увеличенные на 20 см базу, на 5 см колею, на 3 см клиренс.
Комфортабельный кузов, утративший выразительные формы предшественника, был длиннее, шире и ниже его. Он был оснащён большим количеством устройств советского производства (электроприводов разных конструкций почти два десятка), направленных на повышение комфортабельности и безопасности. Имел технический уровень соответствующий мировым требованиям (по-современному «полный фарш»), являясь среди одноклассников наиболее лёгким и компактным.
Кузов ГАЗ-14 «Чайка» удалось сделать стремительным и солидным
Стёкла, антенна, омыватели фар имели электропривод. Стереофонический приёмник из Риги нового образца, кассетный магнитофон и дистанционное управление всей системой скрашивали монотонность путешествия. Двери с брусьями безопасности, инерционные ремни с тремя точками крепления и мягкая отделка салона обеспечивали безопасность высочайшего уровня. Климатическая установка с японским кондиционером, расположенным в багажнике обеспечивала комфортные условия пребывания в салоне.
Усовершенствованные системы питания и отвода газов, а также изменённые фазы газораспределения и значительное количество других новшеств, позволили V-образной восьмёрке на 95-м бензине выдавать 220 л.с. и резво разгонять автомобиль, массой превышающей 3 тонны, до 175 км/час.
Внутренняя отделка автомобиля выполнялась с высочайшим уровнем тщательности
В связи с увеличением мощности двигателя и массы автомобиля (на полтонны), практически все узлы трансмиссии были изменены. Подверглась изменениям конструкция гидромеханической передачи, что улучшило плавность хода и динамику автомобиля. Последовательность выбора режимов АКПП стала соответствовать принятой в мировом автопроме, рычаг расположился на полу. Задний мост в виде не разрезной балки явился аналогом конструкции применённой на «Волгах».
В передней подвеске появились шаровые опоры и сайлент-блоки. Изменение рессор и амортизаторов задней подвески способствовало повышению комфорта.
ГАЗ-14 «Чайка» обычно красилась в чёрный цвет, но были исключения
В передних тормозах, впервые на газовских машинах, были применены вентилируемые диски. Тормозную систему изготавливали с применением лицензии английской фирмы Girling. Она имела два контура с гидровакуумными усилителями (третий был общий), в каждый из которых входило три колеса (два передних, одно заднее). Стояночный тормоз приводился в действие от отдельной ножной педали и блокировал задние колёса.
Рулевой механизм с «червяком» обзавёлся гидравлическим усилителем.
Большего объёма топливный бак позволил на 70 км увеличить запас хода.
На автомобиле отрабатывались новшества прорывного характера, которые должны были войти в базовую комплектацию будущих газовских моделей серийного производства.
Вместе с СССР была уничтожена и «Чайка».
Почему перестали производить ГАЗ-14?
В 85-м году «Чайка» подверглась модернизации. Была изменена система охлаждения двигателя, сиденья и некоторые элементы интерьера. Машину назвали ГАЗ-14-02. «Чайка» второго поколения имела модификации, рассказ о которых в следующих публикациях.
В 88-м автомобиль стал жертвой «борьбы с привилегиями», развёрнутой Михаилом Горбачёвым, в результате которой не только запретили чиновникам садиться в «Чайку», но и уничтожили все чертежи и технологическую оснастку для производства автомобиля, имеющего современный технический уровень, а так же опытного образца второй модернизации под индексом ГАЗ-14-07.
Первый серийный ГАЗ-14 «Чайка» был подарен Л. И. Брежневу.
Как создавался ГАЗ-14 «Чайка»?
Созданием «Чайки» второго поколения занялся в 67-м году коллектив талантливых конструкторов ГАЗа во главе с А. Д. Просвириным. В этом же году был собран опытный образец, после которого создали ещё семь прототипов, традиционных для ГАЗа трёх серий, предшествующих серийному автомобилю. За основу взяли ГАЗ-13, кузов которого был значительно изменён, а все узлы и системы тщательно переработаны.
Путь до конвейера оказался долгим (более 10 лет) и был направлен на гармоничное решение технических, стилистических и эстетических вопросов. Изменение одного параметра приводило к нарушению пропорций кузова, идеальное восприятие которых было поставлено «во главу угла». Творческий процесс занял четыре года. Его результатом стал следующий ходовой образец с удлинённой на 20 см колёсной базой.
В процессе разнообразных испытаний выявлялись недостатки, строились новые образцы, в которых устранялись недоработки предыдущих. Так постепенно автомобиль пришёл к серийному образу и в 76-м году был принят на производство. Первый автомобиль этого года имел цвет тёмной вишни и явился подарком к юбилею главного советского автолюбителя – Л. И. Брежнева.
Промышленная партия пошла только в октябре 77-го года. За 11 лет изготовлено свыше 1100 автомобилей. Сборка ГАЗ-14 производилась с большой тщательностью и личной ответственностью каждого специалиста, принимающего участие в его создании. Автомобиль, сошедший со стапеля, подвергался испытательному пробегу, после которого проводилось техническое обслуживание с протяжкой резьбовых соединений и полировкой кузова.
Компоновочная схема ГАЗ-14 «Чайка».
Конструктивные особенности ГАЗ-14
Автомобиль по сравнению с ГАЗ-13 получил увеличенные на 20 см базу, на 5 см колею, на 3 см клиренс.
Комфортабельный кузов, утративший выразительные формы предшественника, был длиннее, шире и ниже его. Он был оснащён большим количеством устройств советского производства (электроприводов разных конструкций почти два десятка), направленных на повышение комфортабельности и безопасности. Имел технический уровень соответствующий мировым требованиям (по-современному «полный фарш»), являясь среди одноклассников наиболее лёгким и компактным.
Кузов ГАЗ-14 «Чайка» удалось сделать стремительным и солидным
Стёкла, антенна, омыватели фар имели электропривод. Стереофонический приёмник из Риги нового образца, кассетный магнитофон и дистанционное управление всей системой скрашивали монотонность путешествия. Двери с брусьями безопасности, инерционные ремни с тремя точками крепления и мягкая отделка салона обеспечивали безопасность высочайшего уровня. Климатическая установка с японским кондиционером, расположенным в багажнике обеспечивала комфортные условия пребывания в салоне.
Усовершенствованные системы питания и отвода газов, а также изменённые фазы газораспределения и значительное количество других новшеств, позволили V-образной восьмёрке на 95-м бензине выдавать 220 л.с. и резво разгонять автомобиль, массой превышающей 3 тонны, до 175 км/час.
Внутренняя отделка автомобиля выполнялась с высочайшим уровнем тщательности
В связи с увеличением мощности двигателя и массы автомобиля (на полтонны), практически все узлы трансмиссии были изменены. Подверглась изменениям конструкция гидромеханической передачи, что улучшило плавность хода и динамику автомобиля. Последовательность выбора режимов АКПП стала соответствовать принятой в мировом автопроме, рычаг расположился на полу. Задний мост в виде не разрезной балки явился аналогом конструкции применённой на «Волгах».
В передней подвеске появились шаровые опоры и сайлент-блоки. Изменение рессор и амортизаторов задней подвески способствовало повышению комфорта.
ГАЗ-14 «Чайка» обычно красилась в чёрный цвет, но были исключения
В передних тормозах, впервые на газовских машинах, были применены вентилируемые диски. Тормозную систему изготавливали с применением лицензии английской фирмы Girling. Она имела два контура с гидровакуумными усилителями (третий был общий), в каждый из которых входило три колеса (два передних, одно заднее). Стояночный тормоз приводился в действие от отдельной ножной педали и блокировал задние колёса.
Рулевой механизм с «червяком» обзавёлся гидравлическим усилителем.
Большего объёма топливный бак позволил на 70 км увеличить запас хода.
На автомобиле отрабатывались новшества прорывного характера, которые должны были войти в базовую комплектацию будущих газовских моделей серийного производства.
Вместе с СССР была уничтожена и «Чайка».
Почему перестали производить ГАЗ-14?
В 85-м году «Чайка» подверглась модернизации. Была изменена система охлаждения двигателя, сиденья и некоторые элементы интерьера. Машину назвали ГАЗ-14-02. «Чайка» второго поколения имела модификации, рассказ о которых в следующих публикациях.
В 88-м автомобиль стал жертвой «борьбы с привилегиями», развёрнутой Михаилом Горбачёвым, в результате которой не только запретили чиновникам садиться в «Чайку», но и уничтожили все чертежи и технологическую оснастку для производства автомобиля, имеющего современный технический уровень, а так же опытного образца второй модернизации под индексом ГАЗ-14-07.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]