7 вещей, которые врач не имеет права делать с пациентом
---
Если вам нагрубили в поликлинике или требуют деньги за бесплатные услуги, не нужно это терпеть.
Грубить
Оскорбить, накричать и подпортить настроение может работник любой сферы. Но слышать это от доктора особенно неприятно, ведь к нему обращаешься за помощью и не ожидаешь чего-то плохого. Однако проблема распространённая: ВЦИОМ провёл опрос и выяснил, что с грубым отношением медицинского персонала лично столкнулись 32% россиян.
Если вам тоже нагрубил врач, вы имеете право обратиться к заведующему отделением и рассказать об этой ситуации. Крайняя мера — подача письменной жалобы на хамство.
Оскорбление — это нарушение не только врачебной этики, но и закона. В Кодексе РФ об административных правонарушениях указано, что унижение чести и достоинства влечёт за собой штраф.
Отказывать в неотложной помощи
Медработники не должны отказывать тем, кому требуется экстренная помощь. Никакие отговорки не принимаются, в законе это чётко прописано.
Альберт Муртазин
Врач-организатор здравоохранения, директор по цифровым продуктам в ГЭОТАР, автор Telegram-канала «Умная медицина»
Нужно разобраться в терминологии. Помощь бывает экстренной, неотложной и плановой. Экстренная помощь необходима, когда есть угроза жизни пациента. Такой вид помощи обязаны оказать в любой клинике, бесплатно и без полиса. Отсутствие оборудования или мест не может быть причиной отказа.
Неотложную помощь (в отличие от плановой) нельзя отсрочить, это может привести к ухудшению состояния пациента, к угрозе его жизни и здоровью. Такую помощь тоже, скорее всего, окажут в той клинике, куда вас привезли в первую очередь. Главное отличие экстренной помощи от неотложной — в первом случае угроза жизни есть прямо сейчас, во втором — угроза может появиться в будущем.
Но для неотложной помощи есть исключения. Например, при инфаркте миокарда пациента повезут в одну из крупных региональных клиник для того, чтобы сделать оперативное вмешательство на артериях сердца. Если изначально пациент попал в небольшую районную клинику, там ему введут необходимые лекарства и отправят в более крупное учреждение с необходимым оборудованием. Это будет правильной тактикой.
Если вас не принимают в больнице, потому что нет оборудования или свободных мест, вы можете сослаться на ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и потребовать, чтобы вам помогли. В первом случае вам должны оказать посильную помощь и выписать направление в другую больницу, где есть это оборудование. Во втором — разместить хотя бы в коридоре, если все палаты заняты.
Но это касается только экстренных случаев. В остальном врач имеет право отказаться лечить вас. Для этого ему нужно написать заявление руководителю учреждения.
Осматривать при посторонних
Конечно, не все пациенты стеснительные. Кто-то не обратит внимание, если во время осмотра в кабинет зайдёт посторонний человек. А кому-то такая ситуация покажется очень неприятной.
По закону любые сведения, полученные во время обследования, составляют врачебную тайну. Поэтому осмотр должен проходить без посторонних. А если в кабинет кто-то зашёл, вы можете напомнить о своём праве на полную конфиденциальность и попросить провести осмотр без третьих лиц. Кроме врача и медсестры, которая ему ассистирует, в кабинете могут находиться только те люди, на чьё присутствие вы дали письменное согласие.
Лечить или вакцинировать пациента без его согласия
Вам могут назначить врачебный осмотр, анализы, лечение и любое другое медицинское вмешательство только после того, как проинформируют вас и получат добровольное согласие на это. А для несовершеннолетнего нужно письменное согласие родителей или законных опекунов.
То же самое касается и прививок. Врач может рассказать вам о пользе вакцинации, привести убедительные доводы и попробовать уговорить вас. Но заставить не может. ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» говорит о том, что граждане имеют право отказаться от вакцинации.
Прививать или не прививать детей, решают их родители или законные опекуны. Но они должны понимать, что у этого решения будут последствия. При отсутствии прививок вам могут запретить въезд в некоторые страны, отказать в приёме в образовательные организации и оздоровительные учреждения, не взять на работу или отстранить от неё.
Если у вас или вашего ребёнка без спроса взяли анализы, вас заставляют делать прививку или принимать неизвестные лекарства, вы можете написать жалобу в комитет здравоохранения вашего города. Виновных накажут.
Требовать деньги за предусмотренные полисом ОМС услуги
Перечень услуг, которые вы можете получить по полису ОМС, указан в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Если вы сомневаетесь, что необходимая услуга входит в перечень, уточните это у страховой компании, которая выдала вам полис. Номер компании есть на самом полисе.
Альберт Муртазин
Врач-организатор здравоохранения, директор по цифровым продуктам в ГЭОТАР, автор Telegram-канала «Умная медицина»
Клиника не может отказать в оказании помощи, прописанной в Программе государственных гарантий. Но есть случаи, когда клиника, работающая по ОМС, может оказать те же самые услуги платно.
Пример — любые исследования. У клиники есть 14 дней для выполнения простых исследований, месяц для выполнения КТ, МРТ и ангиографии. Если вам назначили МРТ через 20 дней, а вы хотите через неделю, то придётся платить за это деньги. Есть ещё один случай, касающийся диагностики, — если вы хотите пройти обследование по собственному желанию. Например, желаете сделать УЗИ, а доктор вам этого не рекомендовал.
Ещё несколько услуг, которые можно оказывать платно: размещение в маломерных палатах, индивидуальный пост медицинского наблюдения в стационаре (у пациента будет отдельная медсестра) и применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Отказывать в помощи, если у пациента полис старого образца
Чтобы получить бесплатную медицинскую помощь, нужно иметь полис ОМС в одном из трёх вариантов:
- Полис старого образца — бумажный бланк формата А5, на котором есть общая информация о вас, номер полиса и штрихкод.
- Полис нового образца — пластиковая карта со специальным чипом.
- Универсальная электронная карта (УЭК) — идентификационный документ, который служит заодно и полисом ОМС.
Альберт Муртазин
Врач-организатор здравоохранения, директор по цифровым продуктам в ГЭОТАР, автор Telegram-канала «Умная медицина»
Для получения помощи достаточно знать номер полиса или даже название страховой компании. Важно получить полис хотя бы один раз, выбрав страховую компанию, которая работает в регионе вашего проживания. Выбрать можно на сайте ФОМС. Если вы выбираете страховую компанию сейчас, вы получите полис в виде пластиковой карты. Но при этом бумажные версии «работают» точно так же.
Не откладывайте обращение к врачу, даже если не знаете номер полиса. Можно позвонить в страховую компанию и узнать свой номер полиса по персональным данным.
Экстренную медицинскую помощь обязаны оказать в любой клинике (в том числе и частной) бесплатно, независимо от наличия полиса.
Отказывать в замене лечащего врача
Пациент имеет право выбрать медицинское учреждение и лечащего врача. Если у вас возник конфликт с доктором или по какой-то причине вы не хотите, чтобы он лечил вас, можно попросить главврача о замене. Для этого нужно написать заявление и указать причину.
Вот список врачей, которым вы можете потребовать замену:
- терапевт;
- участковый терапевт;
- педиатр;
- участковый педиатр;
- врач общей практики (семейный);
- фельдшер.
Однако заменить лечащего врача и поликлинику можно только раз в год, за исключением случаев, когда вы переехали жить в другое место.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]