Как желание овладеть Босфором привело к созданию десантных кораблей.
---
Вообще-то высадка войск на берег производилась ещё со времён фараонов, но никому не приходило в голову конструировать для этого особые суда, изначально приспособленные именно для этой цели.
Как обычно делалось? Или обычные суда, пусть и с переоборудованными трюмами, чтобы разместить в них как можно больше живой силы, бесхитростно входили в порт и швартовались у причалов, как например произошло во время Керчь-Феодосийской десантной операции, или подходили как можно ближе к необорудованному берегу и войска переправлялись на берег с помощью шлюпок и тому подобных плавсредств.
Вспомним хотя бы высадку англо-французских интервентов во время Крымской войны близ Евпатории. Она продолжалась четверо суток без всякого противодействия десанту. Со 2 по 6 сентября 1854 года высадилось около 62000 солдат экспедиционного корпуса при 134 орудиях. Чтобы представлять количество привезённого добра для обеспечения своих войск, вот небольшой перечень: Союзная армия имела при себе 11 тысяч туров, 9,600 фашин, 180 тыс. земляных мешков, 30 тыс. кирпичей, 50 мантелетов и 21,600 штук шанцевого инструмента. Французское интендантство, приняв на себя обязанность продовольствовать, как свои войска, так и турецкую дивизию, заготовило 1,000,000 рационов муки, сухарей и соли; 1,500,000 рису, кофе и сахара, 240,000 говядины, 450,000 сала, 800,000 вина, 300,000 водки, а также значительное количество дров и угля. При каждой французской дивизии имелся походный госпиталь и часть легкого госпиталя, прибывшего из Алжирии, 50 пар носилок и лазаретные фуры, а также госпитальные палатки, материалы для постройки большего барака, тюфяки и все нужное белье. Обоз госпитальной части вообще состоял из 40 повозок и 350 вьючных мулов.
Высадка десанта у Евпатории. Рисунок современника.
Это я ещё не упоминаю кавалерию с её лошадьми, кормом для них и специальным снаряжением. Для их высадки применили специальные паромы, которые перетягивались вдоль каната между транспортами и берегом.
Самым первым прообразом десантного судна, как мы его себе обычно представляем, были тоже несамоходные паромы, но уже с откидывающейся аппарелью, применённые англичанами в 1878 году при высадке на Крит. Их таскали паровыми катерами или гребными шлюпками.
В русско-японскую войну японцы при высадке десанта близ Порт-Артура переправлялась с пароходов на пустынный пляж традиционным шлюпочным способом. Чтобы понять, насколько усложнился этот процесс в начале XX века, достаточно упомянуть, что последний солдат первого эшелона сошел на берег только на 8-й день высадки.
Появление автоматического стрелкового оружия не могло позволить продолжаться подобной идиллии, но надо было набить очень больные шишки при десантных операциях более позднего времени, чтобы сообразить это. И первыми набили их себе всё те же англичане.
На одном из участков высадки десанта во время Дарданелльской операции 1915 года дело было организовано так: приспособленный для перевозки пехоты угольный пароход "Ривер Клайд" с более чем двумя тысячами солдат на борту должен был подойти к берегу на максимально близкое расстояние , потом с него по специально сооружённым сходням, уложенным на ряд паромов и шаланд пехота добралась бы до суши. А ещё раньше восемь буксиров, ведя за собой каждый по четыре большие шлюпки, быстро подошли к берегу.
Турки хладнокровно подпустили их и открыли безжалостный огонь из пулемётов. В несколько минут весь первый эшелон был уничтожен. Металлические борта парохода защищали от пуль, но когда он приблизился к месту высадки, течение растащило сходни, тщетно матросы по грудь в воде пытались удержать шаланды. Они наполнились убитыми и ранеными. В довершение бед течение окончательно разнесло компоненты моста. Турки методично расстреливали людей в лихтерах. Погиб и командир бригады генерал Непир.
Надо сказать, что англичане предчувствовали нечто подобное, в начале года они сконструировали самоходный десантный лихтер, с открытым трюмом и невооруженный, но способный принять на борт до 500 человек (или 40 лошадей), а главное, имевший собственный двигатель. Но первый лорд Адмиралтейства Черчилль настаивал на скорейшем начале десантной операции в проливах и случилось то, что случилось.
В феврале 1915 года Адмиралтейство заказало сначала 200, а затем еще 50 лихтеров (так назвали новое средство высадки). Естественно, ни один из них не подоспел к мартовской высадке в турецких проливах, однако при повторном десанте в бухте Сувла в августе того же года лихтеры уже приняли самое активное участие. Они сыграли важную роль, сведя потери англичан и австралийцев у уреза воды к минимуму. Лучшего изображения лихтера типа Х я не нашёл:
За этой операцией, длившейся 259 дней, следили и с северной стороны проливов, да и вообще, русские в ней участвовали, правда, в очень небольшом количестве в рядах войск союзников, да ещё крейсер "Аскольд", который имел убитых и раненых среди членов команды.
Проливы были заветной целью Российской империи и без десантной операции для овладения ими было не обойтись. Да и боевые действия против турецких войск на побережье Чёрного моря требовали надёжных средств высадки.
В сентябре 1916 года в России было начато производство самоходных десантных барж, которые по типу применявшихся на них двигателей стали на зывать "Болиндерами".
Вот он на старой некачественной фотографии:
Было построено порядка 50 штук, правда двигатели поставлялись из Швеции и на все Болиндеры их не хватило. Водоизмещение стандартное – 255 т.; длина – 54,7 м, ширина – 7,1 м, осадка – 1,2 м, экипаж – 8 человек. Десант – 760 пехотинцев.
Но требовались и более крупные суда, незадолго до февральской революции был выдан заказ на строительство 30 десантных судов водоизмещением около 1000 тонн типа "Элпидифор". Оно было оборудовано двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть и тем самым облегчать нос, который имел при этом нулевую осадку и мог въезжать на берег. Во всех помещениях имелся электрический свет, на передней мачте установили прожектор, в рубке - радиостанцию, а под полубаком оборудовали порты для выгрузки полевой артиллерии и грузов. Ограждения люков подкрепили, чтобы они могли выдержать тяжесть двух гидросамолетов или быстроходных катеров. Мощное вооружение из трех 102-мм пушек, двух 75-мм зениток и двух пулеметов позволяло эффективно поддерживать высаживающиеся войска.
Это были самые совершенные десантные суда того времени в мире. По первоначальному проекту было построено только три и они таки увидели берега Босфора, но... в составе эскадры Врангеля.
В советское время шесть из них были достроены как канонерские лодки и ещё несколько в виде транспортных и нефтеналивных судов. Уже во время Отечественной войны было построено некоторое количество десантных мотоботов разных проектов, а настоящие десантные корабли стали создавать уже после неё.
Отстали, конечно, от вероятного противника, зато смогли догнать при строительстве десантных судов на воздушной подушке. В экранопланах и вообще обогнали, да не сложилось с ними. Но это уже другая тема...
Как обычно делалось? Или обычные суда, пусть и с переоборудованными трюмами, чтобы разместить в них как можно больше живой силы, бесхитростно входили в порт и швартовались у причалов, как например произошло во время Керчь-Феодосийской десантной операции, или подходили как можно ближе к необорудованному берегу и войска переправлялись на берег с помощью шлюпок и тому подобных плавсредств.
Вспомним хотя бы высадку англо-французских интервентов во время Крымской войны близ Евпатории. Она продолжалась четверо суток без всякого противодействия десанту. Со 2 по 6 сентября 1854 года высадилось около 62000 солдат экспедиционного корпуса при 134 орудиях. Чтобы представлять количество привезённого добра для обеспечения своих войск, вот небольшой перечень: Союзная армия имела при себе 11 тысяч туров, 9,600 фашин, 180 тыс. земляных мешков, 30 тыс. кирпичей, 50 мантелетов и 21,600 штук шанцевого инструмента. Французское интендантство, приняв на себя обязанность продовольствовать, как свои войска, так и турецкую дивизию, заготовило 1,000,000 рационов муки, сухарей и соли; 1,500,000 рису, кофе и сахара, 240,000 говядины, 450,000 сала, 800,000 вина, 300,000 водки, а также значительное количество дров и угля. При каждой французской дивизии имелся походный госпиталь и часть легкого госпиталя, прибывшего из Алжирии, 50 пар носилок и лазаретные фуры, а также госпитальные палатки, материалы для постройки большего барака, тюфяки и все нужное белье. Обоз госпитальной части вообще состоял из 40 повозок и 350 вьючных мулов.
Высадка десанта у Евпатории. Рисунок современника.
Это я ещё не упоминаю кавалерию с её лошадьми, кормом для них и специальным снаряжением. Для их высадки применили специальные паромы, которые перетягивались вдоль каната между транспортами и берегом.
Самым первым прообразом десантного судна, как мы его себе обычно представляем, были тоже несамоходные паромы, но уже с откидывающейся аппарелью, применённые англичанами в 1878 году при высадке на Крит. Их таскали паровыми катерами или гребными шлюпками.
В русско-японскую войну японцы при высадке десанта близ Порт-Артура переправлялась с пароходов на пустынный пляж традиционным шлюпочным способом. Чтобы понять, насколько усложнился этот процесс в начале XX века, достаточно упомянуть, что последний солдат первого эшелона сошел на берег только на 8-й день высадки.
Появление автоматического стрелкового оружия не могло позволить продолжаться подобной идиллии, но надо было набить очень больные шишки при десантных операциях более позднего времени, чтобы сообразить это. И первыми набили их себе всё те же англичане.
На одном из участков высадки десанта во время Дарданелльской операции 1915 года дело было организовано так: приспособленный для перевозки пехоты угольный пароход "Ривер Клайд" с более чем двумя тысячами солдат на борту должен был подойти к берегу на максимально близкое расстояние , потом с него по специально сооружённым сходням, уложенным на ряд паромов и шаланд пехота добралась бы до суши. А ещё раньше восемь буксиров, ведя за собой каждый по четыре большие шлюпки, быстро подошли к берегу.
Турки хладнокровно подпустили их и открыли безжалостный огонь из пулемётов. В несколько минут весь первый эшелон был уничтожен. Металлические борта парохода защищали от пуль, но когда он приблизился к месту высадки, течение растащило сходни, тщетно матросы по грудь в воде пытались удержать шаланды. Они наполнились убитыми и ранеными. В довершение бед течение окончательно разнесло компоненты моста. Турки методично расстреливали людей в лихтерах. Погиб и командир бригады генерал Непир.
Надо сказать, что англичане предчувствовали нечто подобное, в начале года они сконструировали самоходный десантный лихтер, с открытым трюмом и невооруженный, но способный принять на борт до 500 человек (или 40 лошадей), а главное, имевший собственный двигатель. Но первый лорд Адмиралтейства Черчилль настаивал на скорейшем начале десантной операции в проливах и случилось то, что случилось.
В феврале 1915 года Адмиралтейство заказало сначала 200, а затем еще 50 лихтеров (так назвали новое средство высадки). Естественно, ни один из них не подоспел к мартовской высадке в турецких проливах, однако при повторном десанте в бухте Сувла в августе того же года лихтеры уже приняли самое активное участие. Они сыграли важную роль, сведя потери англичан и австралийцев у уреза воды к минимуму. Лучшего изображения лихтера типа Х я не нашёл:
За этой операцией, длившейся 259 дней, следили и с северной стороны проливов, да и вообще, русские в ней участвовали, правда, в очень небольшом количестве в рядах войск союзников, да ещё крейсер "Аскольд", который имел убитых и раненых среди членов команды.
Проливы были заветной целью Российской империи и без десантной операции для овладения ими было не обойтись. Да и боевые действия против турецких войск на побережье Чёрного моря требовали надёжных средств высадки.
В сентябре 1916 года в России было начато производство самоходных десантных барж, которые по типу применявшихся на них двигателей стали на зывать "Болиндерами".
Вот он на старой некачественной фотографии:
Было построено порядка 50 штук, правда двигатели поставлялись из Швеции и на все Болиндеры их не хватило. Водоизмещение стандартное – 255 т.; длина – 54,7 м, ширина – 7,1 м, осадка – 1,2 м, экипаж – 8 человек. Десант – 760 пехотинцев.
Но требовались и более крупные суда, незадолго до февральской революции был выдан заказ на строительство 30 десантных судов водоизмещением около 1000 тонн типа "Элпидифор". Оно было оборудовано двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть и тем самым облегчать нос, который имел при этом нулевую осадку и мог въезжать на берег. Во всех помещениях имелся электрический свет, на передней мачте установили прожектор, в рубке - радиостанцию, а под полубаком оборудовали порты для выгрузки полевой артиллерии и грузов. Ограждения люков подкрепили, чтобы они могли выдержать тяжесть двух гидросамолетов или быстроходных катеров. Мощное вооружение из трех 102-мм пушек, двух 75-мм зениток и двух пулеметов позволяло эффективно поддерживать высаживающиеся войска.
Это были самые совершенные десантные суда того времени в мире. По первоначальному проекту было построено только три и они таки увидели берега Босфора, но... в составе эскадры Врангеля.
В советское время шесть из них были достроены как канонерские лодки и ещё несколько в виде транспортных и нефтеналивных судов. Уже во время Отечественной войны было построено некоторое количество десантных мотоботов разных проектов, а настоящие десантные корабли стали создавать уже после неё.
Отстали, конечно, от вероятного противника, зато смогли догнать при строительстве десантных судов на воздушной подушке. В экранопланах и вообще обогнали, да не сложилось с ними. Но это уже другая тема...
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]