Последние новости Украины сегодня — 14 января 2020
---
Обзор: последние новости Украины и Юго-Восточной Украины сегодня 14 января 2020.
Укрепление гривны: над Украиной навис гибридный дефолт
На Украине близкие к власти экспертные круги распространяют тезис: укрепление курса гривны, которое наблюдалось в 2019 году, – это положительное для экономики явление. На самом же деле укрепление было достигнуто не за счет эффективной работы Нацбанка и правительства, а за счет наращивания заимствований у иностранных кредиторов
С начала 2019 года быстрыми темпами продавались облигации внутреннего государственного займа под 20%, при этом оснований для таких высоких процентных ставок не было и нет. Иностранные спекулянты приходили на внутренний рынок ценных бумаг с долларами, скупали гривну и вкладывали эту гривну в облигации, в результате чего валюты на внутреннем рынке становилось все больше и больше.
Собственно, поэтому гривна и укреплялась.
Сразу же после длинных новогодних выходных доллар на межбанковском рынке подорожал до 24 грн/$ и выше, но уже к концу первой рабочей недели января гривна снова начала укрепляться — такие неоднозначные результаты показал украинский валютный рынок в первые дни 2020 года.
О том, что есть ли объективные основания для дальнейшего укрепления гривны, обрушится ли национальная валюта и стоит ли ожидать дефолта по ценным бумагам, если нерезиденты выйдут из украинских ценных бумаг, в интервью изданию Украина.ру рассказал экономист Алексей Кущ.
— Алексей, в начале года курс доллара резко вырос. Но в Национальном банке и правительстве утверждают, что гривна продолжит укрепляться по отношению к доллару и в 2020 году. Чего ждать от курса гривны?
— Сейчас говорить о том, что курсовая тенденция поменялась, еще рано. Пока в основном задает тон наличный рынок валюты, потому что было мало операционных дней на межбанковском валютном рынке. Поэтому то, что сейчас происходит — это колебания, связанные с динамикой спроса/предложения на наличном рынке.
Сейчас межбанковский рынок только начнет постепенно разогреваться, и тогда мы увидим те тенденции, которые начинают формироваться в начале года.
В принципе, по всем прогнозам должна быть примерно та же курсовая модель, которая была в 2019 году. Она будет обуславливаться тем, что государству нужно привлекать несколько сотен миллиардов гривен на внутреннем рынке, и единственный инструмент такого привлечения — облигации внутреннего государственного займа.
Кроме нерезидентов покупать эти инструменты никто не будет, то есть интерес бизнеса, населения, банков (кроме государственных) к этим инструментам ограничен. Государственные банки тоже не смогут выполнить этот план размещения этих облигаций, поэтому будет нацеленность на нерезидентов.
А для этого будут сохраняться достаточно высокие процентные ставки ОВГЗ, я думаю, скорее всего, ни будут выше 10%.
Единственное, при всей схожести и бюджетных параметров, и параметров долговой пирамиды, этот год будет несколько отличаться от предыдущего.
— Почему?
— С одной стороны, Национальный банк начал политику монетарного смещения. Пусть она еще не столь явная, не столь ярко выраженная, но учетная ставка НБУ снижается, и соответственно, пропорционально снижению учетной ставки будет падать и интерес нерезидентов к ОВГЗ.
То есть, эта пирамида не будет разворачиваться в таких масштабах, как это было в 2019 году.
Кроме того, прошлый год мы прошли на хорошем экономическом импульсе, который был, в том числе, обеспечен и умеренным инфляционном импульсом. Пусть это не совсем красиво звучит, но умеренная инфляция всегда являлась достаточно неплохим активатором экономического роста на Украине.
У нас сырьевая экономика, соответственно, инфляционный импульс в виде дефлятора ВВП всегда давал неплохие показатели роста.
Сейчас мы видим замедление потребительской инфляции фактически до 4%, в промышленности цены уже давно ушли в минус, промышленное производство упало в ноябре на 7,5%, индекс аграрного производства тоже замедлился до 2 с небольшим процента. То есть, в 2019 году был неплохой экономический задел, но во время второго полугодия этот экономический импульс был практически полностью «съеден».
Соответственно, уже в этом году не будет инфляционного импульса роста, не будет этого экономического задела, а значит, экономика будет находиться в состоянии финансовой гипоксии, бюджет будет находиться в состоянии финансовой гипоксии — денег не будет ни у кого, то есть будет жесткий дефицит гривны, начиная от бюджета, и заканчивая субъектами бизнеса.
В 2019 году наблюдалась атипичная ситуация, когда при небольшой, но все-таки инфляции гривны происходило укрепление ее курса, хотя обычно гривна девальвирует на показатель инфляции, и это нормально и экономически обосновано.
А в этом году ситуация может быть тоже атипичной, но уже в другом формате: инфляция может снизиться практически до нуля (мы можем даже в какие-то сезонные периоды попадать в дефляцию), а при этом курс гривны, начиная со второго полугодия, может девальвировать.
— В связи с ростом пирамиды ОВГЗ на Украине вспоминается события недавней истории. В мае 1993 года Россия начала выпускать государственные краткосрочные облигации с высокой доходностью. На полученные деньги правительство затыкало дыры в бюджете. К середине 1997 года стало ясно, что денег от новых выпусков ГКО хватает только на выплаты процентов по старым. В это же время в Азии разразился финансовый кризис. Инвесторы начали забирать деньги с развивающихся рынков, в том числе из России. И в августе 1998 года Россия объявила дефолт по краткосрочным облигациям. После этого в стране разразился кризис: рубль к концу года обесценился в три раза, резко упал уровень жизни населения, банковская система была парализована на несколько месяцев. Можно ли ожидать объявления дефолта по облигациям и на Украине?
— Параллели просматриваются, но с определёнными оговорками. Есть схожие моменты с тем, что происходило в России в 1998 году. Примерно то же самое происходило и на Украине, но у нас это закончилось не дефолтом, а реструктуризацией. Кстати, достаточно интересной и уникальной в истории мировых финансов.
Есть определенные аналогии и с летом 2008 года, когда гривна укрепилась, а затем произошел резкий обвал.
Но, как говорят французы, все аналогии хромают. Нет прямого «слепка», чтобы можно было сказать, что это полное повторение этой ситуации. Всё-таки проблема дефолта по ОВГЗ перед Украиной не стоит. Потому что эту проблему будут решать с помощью печатного станка.
ОВГЗ выпускается в основном в гривне, поэтому если вдруг не будет хватать денег не выплату этих долгов, а привлечение новых долгов будет заморожено (например, начнется какая-то фаза финансового кризиса или нерезидентов перестанут интересовать процентные ставки), просто включат печатный станок. И за эти долги расплатится население обвалом курса национальной валюты, то есть этот удар распределят на простых украинцев.
Поэтому в ближайшее время угрозы дефолта нет.
А есть угроза гибридного бюджетного дефолта, когда будут замораживаться незащищенные статьи бюджета, как это было в конце 2019 года. И весь 2020 год мы можем пройти фактически под знаком такой заморозки, когда будут выплачиваться только зарплаты, пенсии, но незащищенные статьи будут резко сокращены, например, в части инфраструктурного развития и так далее.
Этот риск есть, потому что правительство связано с показателями бюджетного дефицита с международными финансовыми организациями, и если оно начнет расширять дефицит бюджета, оно сразу вылетит из всех программ сотрудничества, начиная от МВФ и заканчивая Всемирным банком, ЕБРР и так далее.
По большому счету мы сейчас наблюдаем выплату долгов за счет уничтожения внутренней экономики. У Украины было несколько вариантов: дефолт, новая реструктуризация, но выбрали самый токсичный — конвертацию внешнего долга во внутренний.
С одной стороны, трансформация внешнего долга в гривневый долг выглядит вроде бы очень хорошо, если рассматривать ее в отрыве от украинских реалий. Но при этом забывают говорить о сумасшедших ставках доходности по ОВГЗ, которые доходили до 20%.
При этом забывают говорить, что это крайне короткий долг, только сейчас ОВГЗ стали выпускать на 4 года максимум, а до этого выпускали на три, шесть месяцев, до года и так далее. Если посмотреть параметры этой трансформации, то получается, что она была крайне токсичной. Она привела к атипичной ревальвации гривны, которая не имела экономических оснований, к падению промышленного производства, к падению платежеспособности населения.
И если она продлится еще весь 2020 год, Украина может полностью утратить весь свой промышленный потенциал.
— Что ожидает Украину, если нерезиденты массово выйдут из украинских ценных бумаг? Многие эксперты говорят, резкий выход невозможен, вы разделяете это мнение?
— Пока явных предпосылок выхода нет, наблюдается небольшое замедление притока. Но, хотя мы живем в условиях поведенческой экономики, поведенческие модели очень сложно отслеживать.
Как правило, на фондовом рынке две базовые эмоции — жадность и паника. Сейчас мы видим жадность — они насыщаются, как слетевшаяся на зеленое поле саранча. А когда наступит паника, и эта саранча поднимется и полетит на другое поле, сказать сложно, потому что на это влияет много факторов.
Это может быть какой-то внутренний политический фактор, может быть глобальный финансовый — первые признаки мирового финансового кризиса сразу же приведут к массовому оттоку спекулятивных инвестиций с развивающихся рынков. Естественно, когда они начнут массово выходить, это приведет к обрушению пирамиды, к обрушению курса и так далее.
У некоторых наших экспертов очень короткая память. Многие действительно сейчас говорят, что нерезиденты не смогут быстро выйти, потому что узкий рынок, никто не купит у них эти бумаги, очень ограниченный валютный рынок и т.д и т.п. Точно такие же фразы были в 1998 году.
Знаете, когда начинается паника, то бумаги, которые покупались с доходностью 14%, в 1998 году, когда выходили, продавались с доходностью 800%. То есть при панике будут продавать за условные копейки, лишь бы забрать хоть что-то. Поэтому недооценка этого панического фактора очень опасна.
Месть? Зеленский устроил свою жену на должность, которая принадлежала супруге Порошенко
Президент Украины Владимир Зеленский поставил свою жену на должность вместо жены экс-главы Украины Петра Порошенко. Супруга украинского лидера вошла в совет по вопросам развития Национального культурного-художественного и музейного комплекса «Мыстецкий арсенал» в Киеве.
Жена президента Украины Владимира Зеленского заняла должность супруги экс-главы украинского государства Петра Порошенко в совете по вопросам развития Национального культурного-художественного и музейного комплекса «Мыстецкий арсенал» в Киеве. Указ о назначении на должность был опубликован на сайте Офиса президента Украины.
Ранее в состав совета входили жена Порошенко, а также бывший глава его администрации Борис Ложкин. Зеленский обновил состав совета, назначив в него собственную жену. Должность главы совета получил министр культуры Владимир Бородянский, а место секретаря — гендиректор «Мыстецкого арсенала» Олеся Островская-Лютая.
Напомним, что «Мыстецкий арсенал» создавался как украинский ответ французскому Лувру и российскому Эрмитажу. Идея создания музея принадлежала занимавшему в то время пост президента Украины Виктору Ющенко.
В Верховной Раде зарегистрировали новый медиазакон «против Медведчука»
В пятницу, 10 января, на сайте Верховной Рады был зарегистрирован законопроект под кратким названием «Проект закона о медиа». Его текст и сопроводительные документы были выложены уже в выходные. Предполагается, что парламент рассмотрит его в ближайшие дни. При этом этот законопроект направлен против одного из политических оппонентов власти
Ранее тексты предварительных законопроектов опубликовало сначала 11 декабря авторитетное в медиасфере украинское интернет-издание «Детектор медиа», а затем 26 декабря интернет-издание «Страна». Тексты достаточно близко совпадают, но во втором варианте появился ряд новых глав (а предыдущие оказались «сдвинуты» по номерам). В итоговом варианте, внесенном в Верховную Раду, даже по сравнению с вариантом «Страны» немало новых добавок.
Внесли «Проект закона о медиа» на рассмотрение депутатов руководитель Комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко и его заместитель Никита Потураев. Оба из фракции «Слуга народа», и оба ранее уже заявили о себе как о сторонниках «закручивания гаек» в сфере массмедиа.
В частности, Ткаченко изложил свои основные идеи в выступлении на парламентских слушаниях о защите свободы слова 6 ноября, и они были посвящены прежде всего борьбе с Виктором Медведчуком, которого считают контролирующим популярные телеканалы NewsOne, «112 Украина» и ZIK. Все это мы видим сейчас в законопроекте.
Статья 25 «Требования к прозрачности структуры собственности и контроля» в первом же пункте постулирует эмоционально изложенные в ноябре Ткаченко требования к медиа:
«1. Структура собственности и контроля субъектов в сфере медиа должна быть прозрачной, то есть соответствовать следующим требованиям:
1) содержать информацию про всех собственников, участников, акционеров субъекта в сфере медиа, в том числе бенефициарных владельцев (контроллеров), а при их отсутствии — всех собственников, участников, акционеров субъекта в сфере медиа и всех физических лиц и владельцев, участников, акционеров юридических лиц на всех уровнях цепи владения корпоративными правами субъекта в сфере медиа;
2) позволять установить всех лиц, имеющих прямое или косвенное существенное участие в субъекте в сфере медиа;
3) разрешать установить всех связанных лиц с субъектом в сфере медиа, осуществляющих деятельность в сфере медиа и электронных коммуникаций, или являются публичными лицами;
4) позволять установить наличие отношений контроля в отношении субъекта в сфере медиа между всеми лицами, указанными в пунктах первом, втором и третьем настоящей части;
Признание структуры собственности и контроля субъекта в сфере медиа непрозрачной является основанием для отказа в продлении лицензии, и может стать основанием для применения санкций или мер реагирования, предусмотренных настоящим Законом».
Статья 27 «Обеспечение соблюдения требований прозрачности структуры собственности и контроля» более длинная и детализированная, но основное изложено в первом же пункте, а далее идет, если так можно выразиться, пошаговое руководство к применению:
«1. Национальный совет может проводить исследования вопросы соблюдения субъектом в сфере медиа требований по прозрачности структуры собственности и контроля, в следующих случаях:
1) при рассмотрении заявлений о выдаче и (или) продление лицензии;
2) в случае, предусмотренном частью десятой статьи 26 настоящего Закона;
3) в случае выявления признаков возможного нарушения субъектом в сфере медиа (включая субъектов в сфере печатных медиа, субъектов в сфере онлайн-медиа, провайдеров платформ общего доступа к информации) нарушение требований законодательства и / или условий лицензии».
Также в данном контексте стоит процитировать первый пункт статьи 121 (в изначальном варианте, опубликованном «Детектор медиа», эта глава носила номер 120, уже в варианте «Страны» приобрела номер 121) «Ограничение по структуре собственности и финансирования медиа во время вооруженной агрессии»:
«1. Субъектом в сфере медиа в Украине не может быть:
1) физическое лицо, являющееся гражданином государства-агрессора (страны-оккупанта);
2) юридическое лицо, в котором владельцем существенного участия, контроллером или бенефициаром на любом уровне цепи владения корпоративными правами является лицо, которое является гражданином или резидентом государства-агрессора (страны-оккупанта) или юридическое лицо, зарегистрированное в таком государстве или местонахождением в таком государстве;
3) юридическое лицо, получающее финансирование от физических лиц, являющихся гражданами государства-агрессора (страны-оккупанта), юридических лиц, зарегистрированных в таком государстве или с местонахождением в таком государстве».
К чему бы это? Еще пару лет назад журналисты программы «Схемы» выяснили, что жена Медведчука, телеведущая Оксана Марченко стала единственным учредителем кипрской фирмы Tumillon Investments LTD, который владеет на 100% другим кипрским офшором Ventolor Holding LTD, а тот, в свою очередь, — 50,1% акций ООО «НЗНП Трейд», зарегистрированного в России и в 2015 году выигравшего конкурс на право добывать нефть на Гавриковском месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе, одном из трех крупнейших нефтегазовых месторождений России.
Кроме того, на тот же офшор замыкалась и собственность Новошахтинского завода нефтепродуктов (Ростовская область), перерабатывающего добываемую в Западной Сибири нефть. Дело в том, что и ООО «НЗНП Трейд», и этот завод принадлежали одному крупному российскому собственнику, начавшему распродавать свои активы в 2014 году.
Об этой истории я писал в сентябре этого года на Украине.ру, когда выяснилось, что в этой схеме участвуют и нардеп от ОПЗЖ Тарас Козак, на которого официально записаны купленные Медведчуком телеканалы, и его гражданская жена Наталия Лавренюк, которая неоднократно летала в Россию вместе с Медведчуком на частном самолете.
Одним словом, закон «О медиа» практически написан «против Медведчука».
Одну из интересных инноваций предусматривает статья 97 (в версии законопроекта, опубликованного «Детектор медиа» — 98, «Страны» — 99) «Санкции и меры реагирования Национального совета на нарушения законодательства в сфере медиа»:
«6. Мерами реагирования Национального совета (по вопросам телевидения и радиовещания. — Авт.) на нарушения являются:
1) предписание;
2) запрет распространения медиа на территории Украины.
…8. В случае если в соответствии с настоящим Законом запрет распространения медиа на территории Украины реализуется в форме ограничения доступа к сайту, такое ограничение осуществляется путем обязательства провайдера услуг хостинга, предоставляющая услуги и (или) ресурсы для размещения соответствующего веб-сайта (страницы), временно прекратить предоставление таких услуг и (или) ресурсов, а также путем обязательства соответствующего регистратора доменных имен временно приостановить предоставление услуг пользования относительно соответствующего доменного имени».
Да, как сообщалось в презентации, представленной журналистам 13 ноября 2019 года Ткаченко и Потураевым, решение о запретах СМИ будет проводиться через суд. Но как?
В той же главе по этому поводу сообщается следующее: «Решение об отмене регистрации и/или аннулировании лицензии принимается судом. Дело рассматривается в порядке сокращенного производства. В случае принятия судом решения об отмене регистрации и/или аннулирование лицензии, своим решением суд также устанавливает запрет распространения медиа на территории Украины».
То есть решение все-таки проходит через суд, но в форме, максимально устраняющей из состязательного правосудия (и даже от уведомления о нарушении!) обвиняемую регулятором сторону: «Реагирование в виде запрета распространения медиа на территории Украины применяется независимо от того, был ли установлен субъект, который является ответственным за нарушения, путем обращения Национального совета в суд с соответствующим иском. Решение о применении меры реагирования в виде запрета распространения медиа на территории Украины принимается судом. Дело рассматривается в порядке сокращенного производства».
Вообще инициативы в данной сфере в последнее время идут на Украине одна за другой. Так, 10 декабря издание InternetUA опубликовало сканы выдержек из подготавливаемого в Комитете по вопросам цифровой трансформации Верховной Рады законопроекта «Об электронных коммуникациях». Участвующие в разработке закона представители Национальной полиции предложили поправки, согласно которым в новом законе будет введено понятие «предписание» как «обязательное к исполнению письменное требование подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которое предоставляется операторам, провайдерам телекоммуникаций с целью сохранения информации в цифровой (электронной) форме», а также статья «Порядок выполнения временного ограничения (блокировки) доступа к определенному (идентифицированному) информационному ресурсу (информационному сервису)». В случае принятия этих поправок украинские провайдеры будут обязаны блокировать сайты в том числе по решениям следственного судьи, то есть судьи-следователя, который предварительно рассматривает уголовные дела единолично, без присутствия адвокатов.
Можно вспомнить, что 21 июня 2018 года и 9 февраля 2019 года в повестку дня Верховной Рады включался законопроект №6688 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере», внесенный 12 июля 2017 года членами Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны народными депутатами Иваном Винником (Блок Петра Порошенко), Дмитрием Тымчуком («Народный фронт») и Татьяной Черновол («Народный фронт»), предусматривающий дать СБУ возможность блокировать сайты без решения суда: «Обеспечивать в случаях, установленных законом, блокирование доступа к определенному (идентифицированного) информационного ресурса (сервиса) с использованием технических средств, устанавливаются операторами, провайдерами телекоммуникаций, а также другими субъектами хозяйствования на выполнение требований части 4-1 статьи 39 Закона Украины «О телекоммуникациях»». Немаловажно, что тогда также предлагалось ввести временную блокировку на 48 часов лишь по запросу следователя. Однако в итоге этот закон был заблокирован Комитетом Верховной Рады по информатизации и связи.
В Киеве маршрутка с пассажирами провалилась под асфальт
Маршрутное такси с пассажирами частично провалилось под асфальт, а в торговом центре подтопило горячей водой первый этаж после прорыва теплосети в Киеве. Об этом 13 января сообщает госслужба Украины по чрезвычайным ситуациям
«Вечером 13 января в Голосеевском районе в результате прорыва теплосети произошел подмыв асфальтового покрытия. В результате в созданное отверстие частично попало маршрутное такси», — говорится в материале ГСЧС.
Спасатели эвакуировали из маршрутки четырех пассажиров, а также еще троих из троллейбуса, который оказался в паровой завесе.
Также сообщается, что горячая вода попала в магазин «Ашан» и на первый этаж торгового центра «Ocean Plaza».
«Людей эвакуировали. Спасатели вынесли из помещения пятерых человек, а также одну потерпевшую женщину, которая получила ожоги ног», — добавили в госслужбе по чрезвычайным ситуациям.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]