Смех и слезы самого смешного комедианта советской Украины Николая Яковченко
---
Бывают артисты такой артистической мощи, что могут взять неприметную, казалось бы, роль, и исполнить так, что никогда не забудется. Мало того исполненный образ станет классикой и достоянием культуры. Таким артистом был огромный добряк и лицедей Николая Яковченко. Имя, которого в Киеве знал и почитал каждый от портового биндюжника до театрального эстета.
Большой ребенок был всеобщим любимцем, а так же заядлым выпивохой и почитателем женских прелестей. Благодаря своему веселому и разгульному нраву, он часто отказывался без средств к существованию, тогда обаятельный проказник брал в руки гитару и просил устроить ему концерт. Можно было, не сомневается, где и когда бы, он не выступал, всегда будет аншлаг. Помимо мощнейшего магнетизма и обаяния артист обладал еще и сочным баритоном.
В народе про актера ходили удивительные мифы, давно ставшие в Киеве городским фольклором, подогреваемым неуемным чувством юмора и фантазией самого артиста. За этими веселыми историями своих удивительных похождений, он скрывал личные трагедии.
«Комик обязан быть оптимистом» часто говорил Яковченко
В своей долгой жизни, он по-настоящему любил только трех женщин. Жену Татьяну и двух дочерей. Любимая жена умерла от рака еще совсем молодой женщиной, старшую дочь так же поразила смертельная болезнь, когда ей было немного за сорок. Отрадой для него стали младшая дочь и внук, но юноша связался с дурной компанией и стал наркоманом. Младшая дочь совсем ненадолго пережила актера, когда рак добрался и до нее.
Кинозритель никогда не видел артиста молодым, на экранах он появился уже в зрелом возрасте. Это были яркие характерные роли в фильмах-спектаклях киевской киностудии (впоследствии Киностудия имени А. Довженко) «В степях Украины» (1952) и «Украденное счастье» (1952). По мнению некоторых коллег, именно в этих ролях ему удалось раскрыться наиболее полно и они стали лучшими в его карьере.
Хотя выступал, он с раннего детства, поначалу перед соседями. Артист родом из городка Прилуки на юге Украины, он родился весной 1900 года. На юность его пришлись немецкая оккупация в первая мировая и гражданская войны. Не имевший актерского образования парень втянулся в зарождающийся при новой власти народный театр. Много путешествовал, выступал на любительских театральных сценах по всей Украине, пока не закрепился в Киевском театре им. И. Франко.
С началом Великой Отечественной Войны театр был эвакуирован в Казахстан. Ветеран Советско-финской войны Николай Яковченко сам просится во фронтовую труппу, отправленную для поднятия боевого духа бойцов Сталинградского фронта. Артист выступал в госпиталях и сборных пунктах, гастролировал по передовой.
Самыми благодатными в кинематографе стали для Яковченко 60-ые годы. Он сыграл свои самые запомнившиеся роли: знавшийся с нечистью знахарь Пацюк «Вечера на хуторе близ Диканьки», один из первейших на киевском рынке богачей и отец Прони, Прокоп Свиридович «За двумя зайцами», фактурный казак Спирид «Вий».
В это время у артиста случился временный разрыв с театром и советские киностудии не преминули возможностью использовать такого сильного характерного актера.
Давайте вспомним некоторые из киноролей артиста:
Отец Максима - Максим Перепелица (1955)
Дядя Василий - Годы молодые (1958)
Боцман - Спасите наши души (1960)
Крестьянин на телеге - Большая дорога (1962)
Дорожный начальник Лопата - Королева бензоколонки (1962)
Вахтёр - Звезда балета (1964)
Король Магнум IV - Лада из страны берендеев (1971)
Смерть, забравшая от нас любимого артиста, случилась внезапно. Во время приступа аппендицита начались осложнения, и пожилой организм 74 летнего человека не выдержал операции.
Перед операцией не изменяя своему остроумию, Николай Фёдорович сказал:
«Клоуны идут на манеж»
Это были его последние слова.
Источник: kinoistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]