Крейсер "Изумруд". История отказа от выполнения боевого приказа. Приказа о сдаче...
03.01.2020 4 596 0 +121 Starweaver

Крейсер "Изумруд". История отказа от выполнения боевого приказа. Приказа о сдаче...

---
+121
В закладки

Крейсер

Бронепалубный крейсер "Изумруд"(проект "Жемчуг"). Постройка корабля была начата в 1902-м году на Невском судостроительном заводе. Уже изначально корабль создавался для Тихоокеанской эскадры, в рамках государственной программы "Для нужд Дальнего востока". Таким образом, место прохождения дальнейшей службы было предопределено - Дальний восток.

Достаточно современный крейсер имел неплохую скорость - 24 узла, был оснащен хорошим артиллерийским вооружением. Состав экипажа насчитывал 355 человек. В составе эскадры адмирала Рождественского принял активное участие в Цусимском сражении. Известен тем, что не стал выполнять неоднозначный приказ контр-адмирала Небогатова о сдаче японцам, и совершил смелую попытку в одиночку прорваться во Владивосток.

27-28 мая 1905 года произошла решающая морская баталия Русско-японской войны - Цусимское сражение. Огромное количество боевых кораблей с обоих сторон сошлись в артиллерийском противостоянии близ острова Цусима.

Крейсер

Крейсер "Изумруд"(на заднем плане) совместно с миноносцем "Грозный" перед Цусимским сражением

Совершенно по разному сложились судьбы отдельных кораблей-участников этого сражения - одни были уничтожены и потоплены, другие сдавались в плен, третьи разрозненно прорывались в свои или нейтральные порты. Крейсер "Изумруд" был одним из немногих кораблей, которым удалось вырваться из кровопролитного, но проигранного сражения и уйти по направлению к родной базе - Владивостоку.

Командиром корабля был капитан 2-го ранга Василий Николаевич Ферзен. Опытный моряк, дисциплинированный и ответственный, он на протяжении всего боя блестяще вел корабль и выполнял возложенные на "Изумруд" задачи.

Крейсер

Василий Николаевич Ферзен

В Цусимском сражении на "Изумруд" были возложены, в основном, вспомогательные функции для главных сил - охрана броненосцев от минных атак, помощь кораблям отряда в случае их повреждения или потопления. В начале боя крейсер про приказу Рождественского находился при 2-ом броненосном отряде, возглавляемом «Ослябей». Именно гибель последнего заставила "Изумруд" перейти к активным действиям. На глазах экипажа крейсера могучий броненосец "Ослябя" сначала полностью потерял ход, а вскоре начал переворачиваться. Совместно с находившимися поблизости миноносцами крейсер направился к месту гибели "Осляби" для спасения выживших. Но сражение продолжалось и количество терпящих бедственное положение русских боевых кораблей очень быстро увеличивалось. В строю кораблей эскадры начались паника и хаос. Атакуемая с разных сторон неприятелем эскадра слилась в единую кучу-малу, в которой наши корабли серьезно мешали друг другу и попадали под перекресный огонь японских крейсеров и броненосцев. О первоначальной задаче по помощи гибнущим судам на "Изумруде" уже не вспоминали - он вступил в ожесточенный бой с наседавшими японскими крейсерами.

Крейсер

Когда неразбериха улеглась и русские корабли сумели восстановить свой боевой порядок "Изумруд" вновь присоединился к броненосцам. К вечеру первого дня сражения экипаж стал свидетелем очередной трагедии - ввиду тяжелейших повреждений броненосец "Александр Третий", так же как и до этого "Ослябя" перевернулся вверх килем. "Изумруд" поспешил на помощь, не взирая на подходящих к месту гибели броненосца японцев. Под шквалом огня экипаж крейсера продолжал спасать находившихся в воде своих товарищей до тех пор, пока расстояние до японцев не стало критически малым. Только тогда Ферзен дал крейсеру полный ход, уходя из под огня противника. Сколько матросских жизней было тогда спасено доподлинно неизвестно, но стойкость экипажа "Изумруда", спасавшего гибнущих людей под яростным огнем неприятеля достойна наивысшей похвалы.

Крейсер

Наступила ночь и "Изумруду" снова предстояла тяжелая боевая работа. Ночное море кишило японским миноносцами, норовящими под покровом темноты подойти к русской эскадре на торпедный выстрел. Но ночь прошла благополучно, и ни одна из японских атак не увенчалась успехом. Утром забрезжила надежда, что продолжения сражения не будет и противостояние закончено. Однако вскоре на горизонте снова замаячили главные силы японского флота. После первых залпов японских кораблей флагман Небогатов поднял сигнал о сдаче...

Единственным кораблем, отказавшимся выполнять этот сомнительный приказ был герой нашего повествования - крейсер "Изумруд". Корабль после всех передряг Цусимского сражения, тем не менее, не имел серьезных повреждений, и безропотная сдача целого крейсера врагу была действительным преступлением. Развив предельный ход "Изумруд" вырвался из окружения.

Крейсер

Но это было лишь полдела, самое сложное ждало впереди - необходимо было оторваться от преследования и незаметно для врага вернуться во Владивосток. Командир корабля, опасаясь погони японцев и минных заграждений перед Владивостоком, принял решение идти в залив Святого Владимира, расположенный севернее главной базы.

Территория военных действий была изучена слабо, и в прокладку курса вкралась роковая ошибка. 17 мая 1905 года, крейсер "Изумруд" на скорости 15 узлов налетел на прибрежные камни в заливе Святого Владимира. Повреждения, полученные при этом, обездвижили крейсер, а опасность подхода японских кораблей и вероятного захвата "Изумруда" врагом, заставили командира принять непростое решение - взорвать и затопить крейсер. Команде же предстояло добираться до Владивостока пешком.

Крейсер

Взорванный крейсер "Изумруд"

Но как бы то ни было, даже такая нелепая гибель достойна большего уважения, нежели безропотная сдача врагу вполне боеспособных кораблей. Лучше гибнуть на рифах, чем видеть на мачте своего корабля вражеский флаг.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]