«Придите и восхититесь». Гентский алтарь отреставрирован, он открылся
---
Это один из самых значимых, самых потрясающих и самых похищаемых шедевров. Все плохое, что могло случиться с картиной - случалось с Гентским алтарем.
Он был почти разрушен в результате пожара, был почти сожжен бунтующими кальвинистами, был подделан, разграблен, расчленен, украден Наполеоном, за ним охотились в первой мировой войне, он был продан ренегатом священнослужителем, затем украден еще несколько раз во время второй мировой войны.
Тот факт, нацисты отчаянно хотели его украсть - Геринг хотел его для своей частной коллекции, Гитлер в качестве центрального произведения для своего супер-музея - только увеличил свою известность.
Легко утверждать, что это самая влиятельная картина:
Она первая в мире написана маслом, и пронизана католической мистикой. Это почти от А до Я христианства - от Благовещения до символической жертвы Христа, с "мистическим" барашком на алтаре в небесном поле, кровоизлиянием в Святой Грааль.
Алтарь потрясал современников. К нему шли паломники, его мечтали увидеть, но в обычное время он стоял с закрытыми створками. И вот однажды по городу разнеслась новость – часть алтаря украли. Утром Гентский комиссар полиции Антуан Luysterborghs едва протолкнул через толпу в соборе, которая собралась, чтобы поглазеть на пустое место, где раньше висела панель. Комиссар бросил быстрый взгляд, и ушел. И ведь знал же он о звенящей славе алтаря, но….
Недостающая панель может подождать. На другой стороне улицы была еще одна кража в ту же ночь: в сырном магазине.
Это лишь один из многих странных поворотов в истории одного из самых известных произведений искусства в истории. После кражи быстро последовало требование выкупа в один миллион бельгийских франков.
Полиция вплотную стала заниматься кражей, но безрезультатно.
И вот у одного маклера Арсена Goedertier случился сердечный приступ в католическом политическом митинге.
Он вызвал своего адвоката, Жорж де Воса, и на смертном одре, непосредственно перед смертью, прошептал: «Я один знаю, где Мистический Агнец - информация находится в ящике с правой стороны моего письменного стола, в конверте с пометкой Mutualité».
Адвокат следовал инструкциям и обнаружил копии требования выкупа, плюс записку с манящей подсказкой о местонахождении украденной панели: "это лежит в месте, где ни я, ни кто-либо другой, не сможет забрать его, не возбуждая внимание публики". Но подсказка ничем не помогла.
На сегодняшний день остается тайной все, что связано с похищенной панелью: Кто украл ее, почему и где она находится.
Не найдена панель «Праведные судьи», ее место до сих пор заменяет копия.
Но алтарь отреставрировали, и он потряс - электрический, сияющий, великолепный и славный. Очищенные фрагменты засветились, архитектурные детали добавляют трехмерный эффект, говорит Devolder , и это выглядит поразительно современно.
А дальше вкратце история создания шедевра.
В начале мая 1432 года в Гентском соборе, освящённом в честь Иоанна Предтечи, герцог Бургундии Филипп Добрый крестил своего новорождённого наследника. К столь важному для королевства событию было приурочено и торжественное представление публике удивительного произведения — алтаря, который создавался десять лет.
Его заказчик, бургомистр Гента Йодукус Вейдт, разослал достопочтенным гостям приглашения со стихами на латыни:
«Мастер Губерт ван Эйк, величайший из всех, начал этот труд. Ян — его брат, второй в искусстве, завершил. Придите и восхититесь».
Карел ван Мандер в «Книге о художниках» пишет, что чарующий алтарь-складень открывали и показывали лишь знатным особам и тем, кто щедро награждал сторожа.
Только по большим праздникам его могли видеть все горожане, но тогда у алтаря собиралась такая толпа, что близко подойти уже было невозможно.
По будням, когда ставни были закрыты, зритель видел Благовещение — как символ начала нашего спасения оно изображается на царских вратах, — Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и молящуюся супружескую чету донаторов Вейдтов.
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]