Антиистория по-латышски: уж кто бы говорил!
---
Не мог пройти мимо такого события, причём, именно как историк.
Событие не сегодняшнее, но именно в последние дни о нём заговорили. Речь про Латвию и латвийское школьное образование, где в качестве изучаемой литературы для школьников рекомендуют, мягко говоря, странных авторов.
Не могу сказать, что я достаточно изучил творчество писателя Гунарса Яновскиса, посмотрел лишь его биографию, из которой следует, что он удрал из СССР и пристроился на Западе. Этого, на мой взгляд, уже достаточно, чтобы его мнение о том, кто и как живёт в нашей стране, было абсолютно не интересно, просто в силу того, что он об этом знает ненамного больше, чем о государственном устройстве цивилизации на Альфа Центавре. Полагаю, что и большинство населения Землю с творчеством этого писателя мало знакомо, судя по мизерным тиражам его книг.
Зато теперь многие знают цитату из его книги. На всякий случай, я её приведу ещё раз:
«… если ты встречаешь русского, то говори с ним так, будто ты стоишь в окне на втором этаже, а он во дворе по уши в грязи и дерьме, потому что настолько велика разница между эстонцем и русским. Будь вежлив и по-ледяному любезен, иногда даже улыбайся. В морду не бей, а смотри на него свысока, и ты увидишь, как он тебя боится. Так собака боится даже самого лёгкого намёка на огорчение в голосе своего хозяина, и русский со своей широкой душонкой по-прежнему не кто иной, как избитый кнутами татар раб, каким он был на протяжении сотен лет».
Я не знаю, у кого какая реакция, но я, когда с трудом кончил смеяться над глупостью написанного, решил, что товарищ слишком плохо знает историю Латвии и её народа. Ликвидировать его безграмотность в плане истории я не стал бы в любом случае, так как тут нужен не историк, а доктор, и боюсь, что реально помочь сможет лишь патологоанатом.
А для всех остальных всё-таки напомню.
Судя по написанному, дядя Гунарс, как и некоторые латыши, видимо, считают себя некими «белыми людьми», коренными европейцами, которым пришлось жить рядом с дикими варварами славянами.
Только непонятно, с какого перепугу они так решили? Им, наверное, очень нравится считать себя народом близким к немцам, скандинавам и прочим, истинным арийцам, но вся беда в том, что так кроме них не считает никто.
Давайте просто пробежимся по истории латышей, благо тут особо много времени не потребуется.
Если отбросить дикий период, то история «цивилизации латышей» начинается с того, что пришли добрые дяди-крестоносцы, приобщить всех прибалтийских варваров к католическому миру. Проще говоря, захватить прибалтийские земли и сделать местных жителей рабами.
Что у них отлично получилось. Местное население кормило крестоносцев и даже имело право воевать за них. Слово «пушечное мясо» не совсем уместно для той эпохи, но иначе и не скажешь.
В течение нескольких веков эта территория так и существовала: немецкая элита и латышские низы. При Петре Великом территории нынешней Латвии отошли к России, что кардинально не изменило ситуацию. Немецкое меньшинство по-прежнему находилось у власти, местное население его обслуживало. Сложилась целая нация под названием «прибалтийские немцы», которая дала России большое число известных людей. Список курляндских и лифляндских дворян сплошь из известных фамилий, они честно служили Царю и Отечеству. Вклад их и военный, и научный в развитие нашей страны огромен, только это всё немцы, латыши же так и оставались в роли хуторян, удел которых был кормить немецких господ.
Но им всё-таки сильно повезло, что они попали в Россию. Сохранился язык, культура, всё-таки латышский народ получил хоть какой-то шанс на существование. Это хорошо видно на примере другого прибалтийского народа, их ближайших родственников. Напомню, что был такой народ пруссы. Им не повезло, хотя Россия и завоевала Восточную Пруссию, и привела население к присяге, но потом отдала. И где теперь пруссы и прочие прибалтийские народы, которые не оказались в России? От них и следов не осталось.
После 1917 года Латвия впервые превратилась в независимое государство и просуществовала в этом качестве до 1940 года. И это были точно не лучшие годы для её жителей. После чего она оказалась в составе СССР, но, что ещё важнее, из неё уехали немцы. Об этом потом, но сначала о том, что в 41-м немцы вернулись. Как-то неудобно напоминать, но немцы вернулись как хозяева, воспринимая латышское население как рабов. Как и во времена крестоносцев, латышам даже разрешили повоевать за Третий Рейх. Причём, как скажет любой историк, знающих Вермахт, латышские дивизии относились к соединениям, укомплектованными людьми низшей расы: наравне с русскими, украинцами, албанцами. Вот Донских и Кубанских казаков немцы отнесли к представителям арийской расы, а латышей — увы, к третьему сорту. Что именно тут сыграло роль — нежелание признавать своих бывших рабов за полноценных людей или просто элементарные знания о том, что прибалты и славяне — это родственные народы, я и не знаю. Как не крути, самое лучшее время для латышей было в составе России, и, в первую очередь СССР. Поскольку в Российской империи всем в Прибалтике заправляли немцы, а в Советском Союзе прибалтийских немцев не стало. Латвия когда-то была одной из самых развитых республик, с реальной промышленностью и отличным сельским хозяйством. И приёмник у меня был рижского завода, молоко и сметану отличную я помню. Уж про Рижскую киностудию с её прекрасными фильмами вспоминать и совсем грустно...
А чем всё кончилось? Я понимаю, что латыши ненавидят Россию за то, видимо, что им с их отличным высшим образованием приходится мыть европейские туалеты за гроши. Так пусть еду к нам, у нас их дипломы оценят. Мы же свою промышленность и сельское хозяйство сдуру не разрушили.
Но они ведь «гордые».
Только вся это гордость народа, который практически всю свою историю находился в роли рабов у немецких господ, и сейчас, по сути, туда же вернулся, выглядит слишком ненатуральной.
Кирилл Шишкин
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]