Сколько зарабатывают учителя в разных странах и как число учеников влияет на успеваемость
---
11 декабря специалисты Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС презентовали доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов». Исследователи изучили целый ряд факторов, влияющих на образование, среди которых — структура педагогического корпуса и условия работы учителей.
Дошкольное образование
По результатам исследования воспитатели в дошкольных организациях стран, включенных в исследование, имеют сравнительно высокий уровень образования. Только в одной стране — Словакии — можно работать воспитателем в детском саду, получив полное среднее образование. В остальных странах требования к минимальной подготовке педагогов варьируются от среднего профессионального до магистратуры или её эквивалента.
Причем это не зависит от уровня экономического развития страны: диплом магистра требуется и во Франции, и в Чили. В Австрии, как и в России, достаточно диплома о среднем профессиональном образовании. Наиболее распространенный минимальный уровень требований, предъявляемых к педагогу дошкольного образования, — диплом бакалавра.
Соотношение воспитанников и педагогов широко варьируется по странам — от шести детей на одного воспитателя в Швеции до 24 в Мексике. Связь с уровнем экономического развития стран здесь авторы доклада не просматривают: в странах первой доходной группы (это страны, где подушевой ВВП больше 41 тысяч долларов) на одного воспитателя приходится больше детей, чем в странах второй доходной группы (подушевой ВВП — от 21 до 41 тысяч долларов).
При этом исследователи учитывают, что в наиболее экономически развитых странах широко распространено наличие помощников воспитателей. А они при расчете этого показателя не учитываются. Например, в Соединенном Королевстве их 86% от штата воспитателей. Значительный штат помощников воспитателей в ряде стран существенно осложняет анализ соотношения детей и педагогов.
Россия с показателем 11 воспитанников на одного преподавателя находится на уровне средних показателей стран своей доходной группы (наша страна входит во вторую доходную группу). Существенное влияние на это соотношение оказывает уровень образования педагогов. По мнению авторов исследования, очевидна тенденция к росту числа детей, приходящихся на одного педагога, по мере повышения уровня подготовки последних. Повышение нагрузки на воспитателей в экономически развитых странах компенсируется увеличением числа помощников воспитателей.
В России, в подтверждение общей тенденции, сравнительно невысокие требования к подготовке педагогов дошкольного образования компенсируются малым количеством детей на одного воспитателя.
Начальное и среднее образование
Большинство учителей в дошкольных организациях и в школе — женщины. Эксперты подчеркивают, что особенно их доля велика в начальных классах. Постепенно она снижается на стадиях основного и полного среднего образования. На уровне высшего образования в большинстве стран, наоборот, доля мужчин-педагогов превышает долю женщин.
Россия, по данным исследования, соответствует общей тенденции с одним отличием: на каждом уровне образования женщин среди педагогов больше, чем в среднем по другим странам.
Нагрузка педагогов, отмечают эксперты, в международной статистике измеряется несколькими показателями: соотношение учащихся и преподавателей, численность учащихся в классе и объем академической нагрузки в часах. Анализ этих показателей позволил сформулировать определенные отличия в работе российских учителей от их зарубежных коллег с точки зрения нагрузки.
В странах первой и второй доходных групп на одного преподавателя приходится меньше учеников, чем в менее экономически развитых странах. Россия по этому показателю — на уровне стран третьей доходной группы (подушевой ВВП до 21 тысяч долларов). Причем на всех ступенях образования. При этом важно отметить, что связь между соотношением учащихся и преподавателей и результатами, которые демонстрируют школьники в исследовании PISA, довольно слабая. Среди ведущих стран по результатам учащихся — Корея (8 учеников на 1 учителя) и Нидерланды (26 учеников). А среди стран с худшими показателями — Португалия (10 учеников на 1 учителя), Колумбия (27 учеников).
При этом эксперты обращают внимание на следующее обстоятельство: в целом ряде стран в среднем образовании, как и в дошкольном, развит институт ассистентов учителя, которые берут на себя значительную часть технической работы. Без учета ассистентов прямое сравнение нагрузки учителя на основе соотношения ученик/учитель не вполне корректно. Численность ассистентов колеблется от 1% (Бразилия) до 28% (Соединенное Королевство) от численности учителей.
Еще один важный показатель, который анализируется в докладе, — академическая нагрузка. В расчете на год значение этого показателя широко варьируется по странам: от 592 в Финляндии до 1267 в Коста-Рике.
В России наименьшее среди всех рассматриваемых стран количество часов академической нагрузки: всего 483 часа
Авторы работы подчеркивают: в расчет берется только время, в течение которого учитель занимается непосредственно преподаванием в классе. Кроме того, на низкий уровень этого показателя в России влияет и то, что в нашей стране существенно более короткий учебный год.
Академическая нагрузка учителя статистически значимо связана с результатами, которые демонстрируют школьники в исследовании PISA: чем она выше, тем ниже результаты учеников. Однако эксперты обращают внимание: эта связь отчетливо проявляется только после преодоления порога в 800 часов в год.
Оплата труда учителей
В международной статистике заработная плата преподавателей анализируется в абсолютном выражении и в сравнении с уровнем заработной платы работников с тем же уровнем образования.
Абсолютную величину заработной платы в международной статистике рассчитывают:
- в долларах по паритету покупательной способности (ППС);
- она включает все налоги и сборы для обеспечения международной сопоставимости данных;
- рассчитывается по уровням образования, что не позволяет рассчитать этот показатель по России из-за отсутствия части необходимых данных.
Как следует из доклада, средний размер заработной платы педагогов в развитых странах варьируется от 15,1 тысячи долларов ППС в Латвии до 108,7 тысячи долларов ППС в Люксембурге. Среднее значение по странам ОЭСР — 42,9 тысячи долларов ППС. По оценке Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС, сделанной на основе данных государственной статистики, заработная плата учителей в России, рассчитанная по международной методологии, составляла в 2016 году 23,3 тысячи долларов ППС. По этому показателю наша страна опережает три государства — члена ОЭСР: Литву, Латвию и Турцию.
Исследователи ФИРО подчеркивают: уровень зарплаты учителей ожидаемо связан с уровнем экономического развития стран — коэффициент корреляции между средним размером зарплаты педагогов и ВВП на одного жителя составляет 0,87.
Относительная заработная плата учителей
В отличие от России, относительная зарплата учителей в международной статистике рассчитывается не по средней по территории, а в сравнении с заработной платой работников с тем же уровнем образования. При этом в некоторых странах — например, во Франции — уровень не дифференцирован в зависимости от места проживания. Это стимулирует учителей работать в сельской местности и в регионах, где стоимость жизни ниже, а зарплата как в столице.
Соотношение ставок учителей и работников с тем же уровнем образования (относительная заработная плата) в странах ОЭСР колеблется от 1,7 в Мексике до 0,5 в Чехии. Среднее значение по странам ОЭСР составляет 0,9. Иными словами, средняя заработная плата учителей составляет 90% от средней заработной платы работников с тем же уровнем образования в стране. По оценке экспертов, относительная заработная плата учителей в России по международной методологии составляет 0,7.
В ходе исследования была установлена определенная связь между уровнем экономического развития страны и относительной зарплатой педагогов: в более богатых странах она выше, то есть ближе к значениям средней зарплаты по стране для работников с тем же уровнем образования. Но эта связь выражена слабо: среди стран, в которых учителя получают больше, чем работники с сопоставимым уровнем образования, и Мексика, и Люксембург, и Южная Корея. А среди стран, имеющих низкие показатели, присутствуют и Норвегия, и Латвия.
Взаимозависимости между относительной зарплатой учителей и учебных результатов школьников авторы исследования не нашли.
Структура заработной платы учителей и критерии, на основе которых осуществляются дополнительные выплаты
Как и в России, в большинстве стран мира оплата труда учителей включает доплаты и бонусы, причем не обязательно в денежной форме. В ряде стран в качестве дополнительного вознаграждения может выступать сокращение количества обязательных часов преподавания. В целом по странам ОЭСР дополнительные выплаты не превышают 25% от базовой зарплаты.
Эксперты выделили три группы видов деятельности и характеристик педагогов, в связи с которыми предусмотрены дополнительные бонусы. В первой — неучебная деятельность и дополнительные обязанности. Например, участие в управлении школой или классное руководство. Во второй группе — квалификация, обучение и результативность. Тут учитываются успешное завершение программы повышения квалификации и выдающиеся достижения в преподавании. В третьей группе — условия преподавания и другие критерии. В частности, обучение студентов с особыми образовательными потребностями или, например, преподавание в неблагополучном, отдаленном или, наоборот, районе с высоким уровнем жизни.
Доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов» подготовлен под руководством директора Центра мониторинга и статистики образования ФИРО, кандидата экономических наук Марка Аграновича. Он стал шестым в серии аналогичных документов. Он включает результаты анализа на основе международных индикаторов данных по 38 странам — членам ОЭСР и 9 странам-партнерам. Авторы рассмотрели статистические показатели образовательных систем развитых стран в увязке с социально-экономическими характеристиками и показателями эффективности образования.
Центр мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС представляет Россию в крупнейшей международной программе по статистике образования «Индикаторы образовательных систем» (Indicators of National Education System, INES). Она была запущена на рубеже 1980–90-х годов по инициативе стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Программа собирает и анализирует значительные объемы информации по национальным образовательным системам, переходу от образования к трудовой деятельности, а также по мобильности студентов и многому другому.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]