Как либертарианцы Гончарука «декоммунизируют» медицину
---
На повестке дня правительства, как известно, введение второго этапа медицинской реформы с 1 апреля 2020 года.
Уже принято постановление, согласно которому во «вторичке» будет действовать тот же принцип, что и в «первичке» – «деньги идут за пациентом».
Как заявил премьер Алексей Гончарук: «Государство уже оплачивает медицинские услуги на уровне первичного звена по принципу «деньги ходят за пациентом»… Врач, который обслуживает многих пациентов, получает достойную зарплату. Теперь новые правила финансирования начнут работать для специализированной медицинской помощи, так называемого вторичного звена».
Второй этап действительно предусматривает изменения оплаты и функционирования экстренной медицинской помощи, узких специалистов поликлиник и работы стационаров. На сегодняшний день медики, работающие в этих сферах, получают зарплату в разы меньшую, чем специалисты первичного звена – семейные врачи и работники амбулаторий семейной медицины.
Казалось бы, отличный шаг делает правительство либертарианцев – устраняет несправедливость в оплате труда докторов.
Но всё же главная задача реформы «вторички» состоит в установлении новых правил лечения больных и оплаты медицинской помощи во вторичном звене. И вот здесь начинаются проблемы.
В стране до сих пор действует 49-я статья Конституции, гарантирующая бесплатную и общедоступную медицинскую помощь. Команда Зе не рискнула её отменить, а пошла окольным путём, решив предоставлять бесплатно только жизненно необходимый минимум медпомощи, а за всё остальное заставить население платить.
Вопрос денег – самый важный при введении второго этапа медреформы.
На здравоохранение в 2020 году выделяется 113,3 млрд гривен, что в абсолютных цифрах на 10% больше, чем в 2019 году. Можно порадоваться, но на деле всё обстоит не так красиво. Накануне государственного переворота, в 2013 году, бюджет здравоохранения составлял 4,2% ВВП. В 2019 году на здравоохранение было выделено 3,2% от ВВП, а в 2020-м – только 2, 9%. При этом по стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если на медицину выделяется меньше 5% ВВП, то можно говорить об отсутствии здравоохранения в стране.
72 млрд грн выделяется на Программу медицинских гарантий, которую будет курировать Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ). Эта программа включает в себя первичную, специализированную амбулаторную, стационарную, экстренную, паллиативную помощь и реабилитацию, а также бесплатные лекарства для некоторых категорий больных. Ещё 41,3 млрд грн пойдут в Минздрав.
На первичную медпомощь планируют выделить 19,1 млрд грн. При этом нельзя не заметить игру с цифрами: на 21 гривну больше выделяют на лечение детей до 6 лет, для пациентов в возрасте от 40 до 64 лет (трудоспособный возраст!) денег будет меньше примерно на 40%.
Если семейный врач наберёт пациентов больше 2 тысяч, то «лишние» больные будут оплачиваться по сниженному тарифу, а если их количество превысит 50%, то оплата за них вообще не будет производиться. Это грозит тем, что докторам где-нибудь в глубинке придётся бесплатно лечить людей. Или пусть едут в район и там ищут себе врача. Такой подход однозначно ведёт к снижению уровня доступности медицины.
Акция протеста медиков и пациентов против медреформы
В 2019 году реформа «первички» дала сбой: на оказание первичной медпомощи не хватило более 2 млрд грн. Деньги пришлось срочно перебрасывать с других программ и под различными предлогами сокращать количество пациентов, подписавших декларации с семейными врачами! Эта история доказывает, что надёжного финансового фундамента под реформой нет, поэтому в уходящем году «строение» провалилось, а при неблагоприятных обстоятельствах в дальнейшем может и рухнуть.
Студенты-медики протестуют против непродуманной медреформы
На специализированную амбулаторную и стационарную помощь предусмотрено 44,4 млрд грн. Бесплатно обещают лечить больных с инсультами – на это выделяют 912 млн грн, инфарктами – 217 млн грн, принимать роды – 1,7 млрд грн и оказывать помощь новорожденным — 1,3 млрд грн. Проводить экстренные операции и лечить детей также обещают бесплатно. Как быть остальным больным, не уточняется. С финансированием, выделенным на лечение конкретных заболеваний, тоже не всё гладко. Например, стоимость лечения инсульта в специализированных клиниках составляет 19 тыс грн. Учитывая, что в стране ежегодно регистрируется около 200 тысяч диагнозов инсульта, из выделенных средств на один случай получается всего 4,6 тысяч грн – этого явно недостаточно, такие деньги в районных больницах родственники пациентов тратят за несколько дней.
Внутренний интерьер одной из украинских больниц
Тарифы на оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пока засекречены.
Реформаторы обещают, что больной сможет обратиться за медпомощью не только в свою местную, но в любую поликлинику или больницу на территории страны. Связано это в первую очередь с тем, что в 2020 году вводятся госпитальные округа, и многие центральные районные и участковые больницы будут попросту закрыты, так что больным придётся ехать за медпомощью, а тысячи медиков и обслуживающего персонала больниц будут просто выброшены на улицу.
Под это разработан специальный механизм.
Для оказания конкретного вида квалифицированной медицинской помощи больницы должны будут пройти аттестацию и иметь весь необходимый комплекс сложной медицинской аппаратуры. К примеру, для того чтобы получить разрешение на проведение хирургических и гинекологических операций, в больнице должны быть маммограф, эндоскопическая аппаратура, аппарат для УЗ-диагностики. Для получения права на лечение инсультов и соответствующего финансирования от НСЗУ в больнице должен быть компьютерный томограф и прибор магнитно-резонансной томографии. Стоят они дорого, значит приговор многим лечебным учреждениям уже подписан. Как и многим больным, которые просто не успеют доехать до государственной клиники, а для частной не найдут денег.
Ровенские медики перекрыли трассу Киев-Чоп, требуя выплаты зарплаты
Минздрав вводит «пакет приоритетных медицинских услуг», которые должны оплачиваться по повышенным тарифам, если медицинское учреждение отвечает всем критериям. Таких клиник немного. Недавно уволившийся из-за разногласий с министром здравоохранения глава НСЗУ Олег Петренко поясняет, что, «если человек попадает с диагнозом инсульт в какую-то районную больницу, где нет компьютерной томографии, нейровизуализации, средств автоматического мониторинга, высококвалифицированного медперсонала, это учреждение не может заключить с нами договор на приоритетные услуги». Складывается ситуация, когда многие больницы не смогут заключить договора с Национальной службой здоровья. Таким образом, государственного финансирования будут лишены сотни лечебных учреждений, которые сейчас успешно проводят лечение самых различных заболеваний. Выхода у них нет – либо закрываться, либо требовать деньги за лечение у больных. Система медицинского страхования на Украине отсутствует. Зарплат и пенсий еле хватает на оплату коммунальных услуг и питания. Чем платить за лечение, правительство не объясняет.
Сейчас пилотные проекты по внедрению вторичной медпомощи проводятся в Винницкой, Полтавской, Донецкой, Одесской, Тернопольской областях и городе Киеве. На один пролеченный случай выделяют 1534 грн (около $64 по нынешнему курсу). Но денег явно недостаточно.
Ноябрь 2019. Сотрудники кардиоревматологического центра требуют выплаты зарплаты
Из постановления о медицинских гарантиях пока убрали норму о сооплате, внесённую туда американкой Уляной Супрун, но глава комитета Верховной рады по здравоохранению Михаил Радуцкий настаивает на этом. В любом случае больным придётся доплачивать за лечение из своего кармана.
Для внедрения второго этапа медреформы во «вторичке» существует ещё несколько препятствий.
Во-первых, не все лечебные учреждения прошли процедуру автономизации и перешли в коммунальную собственность. По состоянию на ноябрь нынешнего года таких учреждений всего 70%. Местные власти и главврачи опасаются автономизации, так как в том случае, если больница не будет соответствовать всем критериям НСЗУ, то финансирования от государства она не получит и все средства на зарплаты медикам и оплату коммунальных услуг ей придётся зарабатывать самой или закрываться.
Во-вторых, чтобы подключиться к электронной системе здравоохранения и заключить договор с НСЗУ, поликлиники и больницы должны быть компьютеризированы. На сегодняшний момент таких всего лишь 31,5%. Где брать деньги на компьютеризацию и подключение к электронной системе? Из госбюджета на это денег не выделяют. Местные власти не имеют средств – свободных денег нет.
На экстренную медицинскую помощь либертарианцы Гончарука обещают выделить 4,6 млрд грн. На эти деньги собираются купить 470 машин скорой помощи и открыть 25 отделений экстренной помощи. Планы чудесные, но перспективы экстренной помощи печальные. Мизерные зарплаты, тяжёлые условия труда и грядущая замена в бригадах скорой парамедиками врачей и фельдшеров привели к массовому увольнению медперсонала. Глава Свободного профсоюза медицинских работников Украины Олег Панасенко рассказывает, что в Киеве из-за отсутствия специалистов ежедневно простаивают 50 машин скорой помощи. На периферии дела обстоят аналогично или ещё хуже. В перспективе может получиться так, что на новых машинах будут кататься парамедики, умеющие только наложить повязку или шину и доставить больного в ближайшую больницу.
Протесты медиков скорой помощи
В итоге второй этап медицинской реформы может привести к повальному закрытию государственных больниц. На плаву останутся только лечебные учреждения в областных центрах и крупных городах и частники. А введение сооплаты (что в дальнейшем обязательно случится) сделает бесплатную медицину недоступной. А чтобы не менять украинскую конституцию, правительство и ввело норму о том, что каждый заболевший имеет право обратиться за бесплатной медпомощью в любую клинику: формально медицина остаётся бесплатной. А в реальности людей заставят платить.
Андрей НАЗАРЕНКО
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]