По следам Харитона Лаптева: уникальная экспедиция вдоль побережья Таймыра
---
В конце августа - начале сентября 2018 года состоялась интересная вездеходная фотоэкспедиция вдоль восточного побережья Таймыра к бухте Марии Прончищевой. Основными целями этого путешествия были фотосъёмка уникальной дикой природы Восточного Таймыра, а так же поиски следов работы Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции, который возглавлял Харитон Прокофьевич Лаптев.
Экспедиция стартовала из поселка Хатанга на севере Красноярского края. Участок маршрута от Хатанги до мыса Сибирского на Восточном побережье Таймыра был пройден на морском буксире ледокольного класса "Созидательный", далее для прохождения сухопутного участка маршрута по территории Таймырского заповедника от мыса Сибирского до залива Прончищевой использовался снего-болотоход Hagglunds BV-206 "Лось".
За оказанное содействие и поддержку в организации экспедиции хочется выразить глубокую признательность Акционерному обществу «Хатангский морской торговый порт» и его генеральному директору Сергею Викторовичу Звереву, ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра», директору Виктору Викторовичу Матасову, а также Красноярской компании ООО «Сапсан», директору Игорю Олеговичу Смарыгину.
001.
002. Экспедиция была нацелена на несколько задач. Во-первых - это фотосъёмка дикой природы Таймыра. Маршрут прошел по местам обитания интереснейших представителей фауны полуострова - овцебыков, белых медведей, моржей. Во-вторых, планировался осмотр сохранившегося памятника истории исследования и освоения Таймыра - городка Харитона Лаптева в районе устья реки Блудной на берегу Хатангского залива, а так же был запланирован поиск следов отряда Харитона Лаптева в месте гибели их дубель-шлюпки "Якутск" в районе залива Прончищевой.
003. Морской буксир "Созидательный" оказался для экспедиции наиболее подходящим транспортом, чтобы добраться до мыса Сибирского (400 км на север от Хатанги). В море Лаптевых часто и летом приносит обширные поля паковых льдов, которые могут стать серьезным препятствием для судов, не имеющих ледового класса.
004.
005. Погрузка продовольствия на морской буксир "Созидательный" в порту Хатанги.
006. «Созидательный» плавно отшвартовался от причала поселка Хатанга, сделал разворот и, постепенно наращивая обороты, заскользил вниз по руслу реки Хатанги.
007. В конце августа погода в Хатанге порадовала несколькими теплыми, тихими и солнечными днями. Полярный день на этих широтах близится к завершению, и полуночное солнце все ниже клонится к горизонту.
008.
009.
010. Нижнее течение Хатанги мелководно. Рулевой должен четко следить за курсом в обход всех мелей.
011
012
013
014. Вид с реки на поселок Хатанга.
015
016. Рабочее место капитана "Созидательного".
017. Городок Харитона Лаптева в устье Блудной – один из немногих памятников работы Великой Северной экспедиции, который сохранился до наших дней. Он и стал первой целью нашего путешествия.
018. 25 августа 2018 года участники нашей экспедиции высадились с морского буксира «Созидательный» на берег в районе устья реки Блудной для обследования городка Харитона Лаптева. В нашей поездке приняли участие епископ Русской православной церкви, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан и Заместитель Губернатора Калужской области Руслан Владимирович Смоленский, присутствие которых придало нашему мероприятию официальный статус.
019. Из истории Великой Северной Экспедиции . 9 июля 1739 года Харитон Лаптев вышел из Якутска на дубель-шлюпке «Якутск» и 21 июля добрался до океана. Постоянно борясь со льдами, почти через месяц он добрался до устья реки Оленёк. Описав часть устья, прошёл до Хатангской губы, где был задержан льдами. Только 21 августа он подошёл к мысу Святого Фаддея на 76°47' северной широты. Здесь Харитон Лаптев встретил сплошные льды и вернулся к Хатангской губе, где 29 августа он встал в устье речки Блудной под 72°56' северной широты. Сейчас здесь можно видеть памятный знак в виде символического маяка (требует восстановления и ремонта), установленный в 1980 году и деревянный крест, установленный на месте захоронения погибших членов команды Лаптева.
020. Река Блудная оказалась мелководной для зимней стоянки дубель-шлюпки и незащищенной в половодье ото льда. Однако в самом заливе в устье Блудной нашлось место, где можно было поставить судно на зимовку. В тот же день команда Лаптева начала выгружать провиант, пушки, судовое имущество и личные вещи на берег в небольшом распадке у безымянного ручья. Часть служителей Лаптев отправил за лесом-плавником, которого было много по берегам Хатанги. Его сплавляли на плотах к месту зимовки. К 15 сентября были построены жилые дома, внутри были сложены печи из сланцевых плит. В журнале экспедиции появились приказы, определяющие порядок проживания и работы во время зимовки. В приказе перечисляются пять построенных жилых домов, упоминаются «анбар для пушек», «анбар для провианту». В поселке разместились 47 членов экипажа «Якутска» и сопровождавших его солдат.
В двухстах метрах от креста вниз по склону яра к берегу просматриваются периметры зимовий, кое-где сохранились деревянные бревна – венцы, выступающие на поверхность из скованного мерзлотой грунта таймырской тундры. Внутри строений – небольшие холмики, указывающие на остатки печей из сланцевого плитняка. Где-то здесь в одном из строений жили и сам Харитон Лаптев, и штурман Семен Челюскин.
021
Источник
Экспедиция стартовала из поселка Хатанга на севере Красноярского края. Участок маршрута от Хатанги до мыса Сибирского на Восточном побережье Таймыра был пройден на морском буксире ледокольного класса "Созидательный", далее для прохождения сухопутного участка маршрута по территории Таймырского заповедника от мыса Сибирского до залива Прончищевой использовался снего-болотоход Hagglunds BV-206 "Лось".
За оказанное содействие и поддержку в организации экспедиции хочется выразить глубокую признательность Акционерному обществу «Хатангский морской торговый порт» и его генеральному директору Сергею Викторовичу Звереву, ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра», директору Виктору Викторовичу Матасову, а также Красноярской компании ООО «Сапсан», директору Игорю Олеговичу Смарыгину.
001.
002. Экспедиция была нацелена на несколько задач. Во-первых - это фотосъёмка дикой природы Таймыра. Маршрут прошел по местам обитания интереснейших представителей фауны полуострова - овцебыков, белых медведей, моржей. Во-вторых, планировался осмотр сохранившегося памятника истории исследования и освоения Таймыра - городка Харитона Лаптева в районе устья реки Блудной на берегу Хатангского залива, а так же был запланирован поиск следов отряда Харитона Лаптева в месте гибели их дубель-шлюпки "Якутск" в районе залива Прончищевой.
003. Морской буксир "Созидательный" оказался для экспедиции наиболее подходящим транспортом, чтобы добраться до мыса Сибирского (400 км на север от Хатанги). В море Лаптевых часто и летом приносит обширные поля паковых льдов, которые могут стать серьезным препятствием для судов, не имеющих ледового класса.
004.
005. Погрузка продовольствия на морской буксир "Созидательный" в порту Хатанги.
006. «Созидательный» плавно отшвартовался от причала поселка Хатанга, сделал разворот и, постепенно наращивая обороты, заскользил вниз по руслу реки Хатанги.
007. В конце августа погода в Хатанге порадовала несколькими теплыми, тихими и солнечными днями. Полярный день на этих широтах близится к завершению, и полуночное солнце все ниже клонится к горизонту.
008.
009.
010. Нижнее течение Хатанги мелководно. Рулевой должен четко следить за курсом в обход всех мелей.
011
012
013
014. Вид с реки на поселок Хатанга.
015
016. Рабочее место капитана "Созидательного".
017. Городок Харитона Лаптева в устье Блудной – один из немногих памятников работы Великой Северной экспедиции, который сохранился до наших дней. Он и стал первой целью нашего путешествия.
018. 25 августа 2018 года участники нашей экспедиции высадились с морского буксира «Созидательный» на берег в районе устья реки Блудной для обследования городка Харитона Лаптева. В нашей поездке приняли участие епископ Русской православной церкви, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан и Заместитель Губернатора Калужской области Руслан Владимирович Смоленский, присутствие которых придало нашему мероприятию официальный статус.
019. Из истории Великой Северной Экспедиции . 9 июля 1739 года Харитон Лаптев вышел из Якутска на дубель-шлюпке «Якутск» и 21 июля добрался до океана. Постоянно борясь со льдами, почти через месяц он добрался до устья реки Оленёк. Описав часть устья, прошёл до Хатангской губы, где был задержан льдами. Только 21 августа он подошёл к мысу Святого Фаддея на 76°47' северной широты. Здесь Харитон Лаптев встретил сплошные льды и вернулся к Хатангской губе, где 29 августа он встал в устье речки Блудной под 72°56' северной широты. Сейчас здесь можно видеть памятный знак в виде символического маяка (требует восстановления и ремонта), установленный в 1980 году и деревянный крест, установленный на месте захоронения погибших членов команды Лаптева.
020. Река Блудная оказалась мелководной для зимней стоянки дубель-шлюпки и незащищенной в половодье ото льда. Однако в самом заливе в устье Блудной нашлось место, где можно было поставить судно на зимовку. В тот же день команда Лаптева начала выгружать провиант, пушки, судовое имущество и личные вещи на берег в небольшом распадке у безымянного ручья. Часть служителей Лаптев отправил за лесом-плавником, которого было много по берегам Хатанги. Его сплавляли на плотах к месту зимовки. К 15 сентября были построены жилые дома, внутри были сложены печи из сланцевых плит. В журнале экспедиции появились приказы, определяющие порядок проживания и работы во время зимовки. В приказе перечисляются пять построенных жилых домов, упоминаются «анбар для пушек», «анбар для провианту». В поселке разместились 47 членов экипажа «Якутска» и сопровождавших его солдат.
В двухстах метрах от креста вниз по склону яра к берегу просматриваются периметры зимовий, кое-где сохранились деревянные бревна – венцы, выступающие на поверхность из скованного мерзлотой грунта таймырской тундры. Внутри строений – небольшие холмики, указывающие на остатки печей из сланцевого плитняка. Где-то здесь в одном из строений жили и сам Харитон Лаптев, и штурман Семен Челюскин.
021
Источник
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]