Кавалер ордена Иуды: Анафема бывшему гетману Мазепе
25.11.2019 2 875 0 +54 Starweaver

Кавалер ордена Иуды: Анафема бывшему гетману Мазепе

---
+54
В закладки
Кавалер ордена Иуды: Анафема бывшему гетману Мазепе Церкви, Мазепа, Мазепы, гетмана, бывшего, Мазепой, русского, архиепископ, сторону, своего, Андрей, можно, украинские, истории, предательства, просто, только, анафематствования, почему, храмы

Предательство Отечества и отступничество от Церкви в случае с Иваном Мазепой были двумя сторонами одной медали

Автор:
Тюренков Михаил

Наверное, неслучайно для русского слуха имена Иуда, Мазепа, Петлюра и Бандера — созвучны. Созвучно и их восприятие. Первый, ученик Христа, стал символом вселенского предательства, известным далеко за пределами христианского мира. Второй, а вслед за ним третий и четвёртый — олицетворяют предательство мира русского, православного. Плоть от плоти русского народа, они не просто купились на русофобскую украинскую идею, но стали её главными «героями».

Конечно, счёт «украинского» предательства открылся не Мазепой. Так, ещё Юрий Хмельницкий, сын и преемник легендарного гетмана Богдана Хмельницкого, воссоединившего Юго-Западную Русь с Русью Московской, перешёл на сторону поляков. Предавали идею русского православного единства и другие гетманы. Но именно Иван Мазепа стоит в этом позорном ряду особняком. 

В честь него «наши украинские партнёры» сегодня активно переименовывают площади, улицы и переулки, возводят ему памятники и регулярно взирают на его физиономию на одной из самых ходовых купюр — 10 гривнах.

Но почему именно он? И почему, в отличие от многих других предателей, в начале XVIII века в России Мазепу не просто заклеймили позором, но и 311 лет назад, в ноябре 1708 года, предали анафеме: отлучили от Церкви? Причём сделали это не какие-то там «кляты москали», а его же земляки: митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский), уроженец Львова из польских шляхтичей, принявших Православие, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Иоанн (Максимович), сын знатного запорожца, и епископ Переяславский Захария (Корнилович), также коренной малоросс.

Впервые анафема предателю была провозглашена в Троицком соборе города Глухова, ныне также находящегося на территории Украины. Вслед за этим её провозгласил в Москве митрополит Стефан (Яворский), на тот момент — Местоблюститель Патриаршего Престола и, к слову, тоже уроженец Галиции, сегодня являющейся центром украинского национализма. Вообще, на тот момент значительная часть священноначалия Русской Церкви имела западнорусское (говоря сегодняшним языком, украинское, белорусское и русинское) происхождение.

Но что же стало причиной столь жёсткого решения? Только ли сам факт государственного предательства — перехода бывшего гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра на сторону шведского короля Карла XII, противника Государства Российского, в затянувшейся Северной войне? И правы ли околоправославные либеральные деятели, которые вслед за украинскими националистами пытаются доказать, что анафема была исключительно политическим деянием, а потому Русская Православная Церковь будто бы должна её отменить?

Лучше и детальнее на эти претензии ещё в 2008 году ответил кандидат богословия протоиерей Андрей Новиков в своей статье «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы». В ней отец Андрей детально разбирает все пункты анафематствования (отлучения от Церкви) 1708 года и показывает, почему в случае с бывшим гетманом Мазепой его политическое предательство было предательством Церкви и веры.

Кавалер ордена Иуды: Анафема бывшему гетману Мазепе Церкви, Мазепа, Мазепы, гетмана, бывшего, Мазепой, русского, архиепископ, сторону, своего, Андрей, можно, украинские, истории, предательства, просто, только, анафематствования, почему, храмыИ. Мазепа..

Около двух столетий в храмах Русской Церкви за архиерейскими богослужениями в Неделю Торжества Православия провозглашалось анафематствование бывшего гетмана Мазепы. Сегодня этот чин вновь актуален, поскольку откровенно русофобское и антиправославное учение, которое представляет украинских национализм, можно одолеть только совмещением политических (в том числе военно-политических) средств и средств духовных, к которым относится и богослужебный чин Торжества Православия.

И нужно сказать, в новейшей церковной истории уже есть пример, когда анафемы предателю Мазепе вновь читались в православных храмах. Это было возрождено в Приднестровье, где местные украинские националисты пытались распространить культ Мазепы. В ответ на это архиепископ Юстиниан (Овчинников), на тот момент возглавлявший Тираспольскую епархию, возобновил чин анафематствования бывшего гетмана. Вот как владыка рассказал об этом в одном из своих интервью Телеканалу «Царьград»:

Когда я узнал, что в Бендеры привезли бюст Мазепы, чтобы установить его в Аллее героев, для меня это стало шоком... Было понятно, что этому надо противодействовать. Но как? Я архиерей, не имею рычагов политического воздействия... Стало понятно, что я должен повторить в бендерском соборе чин анафематствования Мазепе. Поговорил с духовенством, собрал народ Божий и повторил этот чин. По милости Божией получилось так, что резонанс от этого события послужил приднестровскому руководству как веский аргумент. Через какое-то время мне сказали, что бюст Мазепы будет находиться в Бендерской крепости, но в музее.

При этом архиепископ Юстиниан, как и протоиерей Андрей Новиков, также чётко дал понять, что Мазепа — не только политический предатель, но и подлинный наследник Иуды, «предатель своей Православной Церкви, чадом которой являлся». И недаром для бывшего гетмана при Петре I была изготовлена специальная награда – «орден Иуды» с изображением повесившегося на осине бывшего ученика Христа, предавшего своего Учителя.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]