чекуртаб
---
Каждый год в мире умирает 8 млн активных и около 1,2 млн пассивных курильщиков. Если в середине прошлого века сигареты рекламировали доктора и будущие президенты, то сейчас медицинское сообщество и правительства едины в официальной позиции касательно этой смертоносной привычки. Но прибыль табачных компаний продолжает расти, а по прогнозам ВОЗ, от курения в 21 веке умрет около 1 млрд человек – это в 10 раз больше, чем в 20 веке.
Информационная борьба с курением привела к тому, что процент ежедневных курильщиков среди мужчин и женщин неустанно падал начиная с 1980-х. Но абсолютное число курильщиков выросло с 720 млн в 1980-х до 1 млрд в 2012 – в основном за счет продвижения табачной индустрии в Африке, Центральной Азии и Ближнем Востоке.
Несмотря на то, что подавляющее большинство курильщиков (80%) живет и умирает в странах с низким и средним уровнем дохода, всё же основным источником прибыли западных табачных компаний по-прежнему остаются страны с высоким уровнем дохода: в первую очередь, США, где на один только маркетинг сигарет тратят больше $1 млн в час.
British American Tobacco зарабатывает на 2 проданных в Америке пачках сигарет столько же, сколько в развивающихся странах на продаже 13. А количество курильщиков в США уменьшилось с 24,7% среди взрослого населения в 1995 до 15,1% в 2015. При этом доходы табачной индустрии в США только выросли: с $78 млрд в 2001 – до $117 млрд в 2016.
Одной из основных причин такого роста прибыли стала борьба с курением. Вернее, идея о том, что увеличение цены на сигареты приведет к уменьшению количества курильщиков: если в 2001 одна пачка сигарет в США в среднем стоила $3,72, то в 2019 – уже $6,96. Цена на сигареты росла быстрее, чем падало количество курильщиков.
Но это не единственная причина, по которой табачные гиганты продолжают процветать.
Новое курение
В 2008 году на фоне разворачивающегося мирового экономического кризиса табачный гигант Philip Morris Companies разделился на две части: корпорацию Altria, обслуживающую в основном американский рынок табака, и компанию Phillip Morris International (PMI), сфокусированную на международном рынке.
За 10 лет отдельного существования прибыль Altria увеличилась с $18 млрд в 2008 году до $25 млрд в 2018, а прибыль PMI – c $55 млрд до $77 млрд за тот же период. И одним из основных драйверов развития этих компаний стала ставка на модернизацию самого процесса курения – развитие электронных сигарет.
В отличие от традиционного табака, чьи продажи в 2018 году по всему миру упали на 4,5%, а продажи электронных сигарет выросли в том же году на 8% – и такой темп роста ожидается в ближайшие 5 лет. И если обычные сигареты постепенно стали маркером бедных стран и стран с развивающейся экономикой – на них приходится 80% из 1,1 млрд курильщиков – то курительные девайсы следующего поколения вроде IQOS и Juul – наоборот, максимально популярны в странах с развитой экономикой, в первую очередь, в США и Европе.
Начиная с 2008 года PMI потратила $6 млрд на развитие систем нагревания табака под названием IQOS. Компания зарабатывает дважды: при продаже комплекта нагревателя табака вместе с зарядным устройством, а затем при продаже табачных стиков – расходного материала, который, собственно, и курят. В 2018 году IQOS отвечали за 14% всех продаж PMI, прибыль компании составила $29,6 млрд.
До недавнего времени система IQOS была доступна почти в 40 странах, в том числе в Европе и Японии, но не в США. А в апреле 2019 года BTI наконец получила одобрение американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) на продажу IQOS в Соединенных Штатах, что вызвало энтузиазм у её инвесторов и внутри самой компании. Эта разновидность электронных сигарет – основной драйвер роста PMI: ожидается, что к 2025 году IQOS будет обеспечивать около 40% всех продаж табачного гиганта.
Altria вошла на рынок курения 2.0 в 2018 году, купив 35% акций компании Juul Labs – самого популярного в США бренда электронных сигарет вейпинговой системы. Продукция Juul отличается от системы нагревания табака IQOS и состоит из трех частей: батарейного блока, системы испарения и расходного материала – специальных жидкостей, поставляющих в организм курильщика никотин и другие вещества. Особой популярностью у вейперов пользуются ароматизированные жидкости с богатым послевкусием.
Количество вейперов растет с невероятной скоростью: от 7 млн человек в 2011 году, до 41 млн в 2018 и, по расчетам ВОЗ, 55 млн в 2021. За последние пять лет рынок вейпинга вырос почти в 3 раза – с $5 млрд в 2014 до $15,5 млрд в 2019, и около половины этих денег вейперы тратят в США.
Особой популярностью вейпинг пользуется у американских школьников: в 2017 году 27,8% старшеклассников вейпили, а через год их количество увеличилось уже до 37,3%. Для сравнения, только 3,6% старшеклассников курят обычные сигареты. Вейпинг школьников – это выращивание нового поколения никотинозависимых потребителей, так как основная причина аддиктивности электронных сигарет – именно никотин, а не ароматические добавки.
Китайский подход
Ярче всего отношения табачных гигантов и государства раскрываются в Китае. В Поднебесной живет треть всех курильщиков на земле, а прибыль табачной индустрии КНР ($208 млрд в 2017) превосходят прибыль американских компаний почти в два раза. При этом почти 97% всей прибыли приходится на компанию China National Tobacco Corporation (CNTC). Эта компания делит офисы и сотрудников с Государственной администрацией табачной монополии, которая в свою очередь подведомственна Министерства промышленности и информатизации КНР.
Китай производит 90% всех вейпинговых приспособлений в мире, но 9 из 10 устройств уходят на экспорт. США реагирует на развитие китайского рынка электронных сигарет сериями судебных исков, в основном со стороны Juul и Altria по поводу кражи интеллектуальной собственности и подделок на продукцию Juul.
В любом случае, табачные доходы важны для обеих стран. Американское правительство присваивает от 44% прибыли с каждой проданной пачки сигарет, а прибыль от продаж сигарет в Китае составляет 6% всех государственных доходов Поднебесной.
Пока авторитетные издания вроде The Economist и The Guardian пишут о пользе электронных сигарет при избавлении от сигаретной зависимости, а правительство США начинает активно защищать детей от вейпинга уже после того, как сотни тысяч школьников уже подсели на никотин через новые девайсы, – человечество в обозримом будущем никуда не денется от табачной зависимости.
via
Взято: mi3ch.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]