Восхождение на Фудзияму
Хочется поделиться с вами историей о том, как мы взбирались на Фудзияму. Cначала я дам немного вводной информации, потом расскажу про подъем и в конце напишу несколько практических советов для тех, кто тоже захочет покорить эту вершину.
Введение
Фудзияма или Фудзи-сан — это священная гора в Японии и стратовулкан на стыке Евразийской, Филиппинской и Охотской плит по совместительству. Высота Фудзи достигает 3 776 метров, что довольно много по меркам вулканов. Это самая высокая точка во всей Японии. Подъем на гору возможен с первого июля по десятое сентября, когда тает толстый снежный покров.
На вершину ведут четыре тропы, самой популярной из которых является тропа Ёсида (Yoshida). У каждой тропы есть свой цвет, который отображается на всех знаках и картах — в случае тропы Ёсида это желтый цвет. В теории подъем можно начать от самого подножия горы, а именно от святыни Сенген (850 м) или первой станции Yoshidaguchi (около 1 500 м). Однако, самым распространенным является подъем сразу с пятой станции (2 305 м), куда завозит автобус линии Subaru, и наш подъем не был исключением.
Схема тропы Ёшида. http://kamaiwakan.jpn.org/
Наш подъем
На автобусе мы добрались до пятой станции, на высоте 2 305 метров. Дальше пятой станции автобусы не ходят. Многие просто приезжают сюда в ясную погоду, чтобы насладиться видами, не планируя при этом само восхождение.
Автобусная остановка на пятой станции. На заднем плане гора Фудзи
Тут же располагается множество сувенирных магазинчиков, почта, кафе, последний бесплатный туалет и даже синтоистский храм. С виду это больше напоминает торговый центр. Цены на пятой станции в 1.5–2 раза выше, чем в Токио, но в 2–3 раза ниже, чем на последующих станциях. Поэтому, если есть желание насладиться раменом (для тех кто не смотрел аниме — это такой традиционный японский суп-лапша) перед подъемом, то это вполне можно сделать тут за какую-нибудь тысячу йен (600 р). На последующих станциях за те же деньги вам могут только заварить лапшу быстрого приготовления в пластиковом стакане.
Сувенирные магазинчики на пятой станции
На пятой станции настоятельно рекомендуется провести полтора часа, чтобы акклиматизироваться — там есть на что посмотреть. В хорошую погоду можно также насладиться панорамными видами, но, к сожалению, во время нашего восхождения было облачно, и подножия горы с лесами и озерами мы не увидели.
Синтоистский храм на территории пятой станции
На территории находится несколько популярных мест для фотографирования, на которых выставляется дата. В нашем случае это 25 июля 2018 2030 года. Нет, мы не путешествовали в будущее, просто это японское летоисчисление от начала правления императора.
Высотная отметка с датой
В самом начале тропы стоят волонтеры, которым можно заплатить за подъем 1000 йен (600 р). Плата не является строго обязательной, но деньги идут на поддержание чистоты и порядка на горе, а также на содержание пунктов первой медицинской помощи. После уплаты сбора за сохранение природы вам дают брошюру с информацией о станциях и тропах, а также памятный деревянный брелок с годом, символикой и названием горы.
Начало тропы больше похоже на автостраду — по ней и правда иногда ездят машинки между соседними пятыми станциями.
Начало тропы от пятой станции
На Фудзи практикуется аренда лошадей, однако до вершины она вас не довезет. Лошади могут доставить вас от пятой до шестой (6 000 р) или до седьмой (12 000 р) станции, и дальше они идти отказываются.
Всадники между пятой и шестой станциями
Превышение между шестой и пятой станцией составляет всего 85 метров, поэтому дорога идет практически горизонтально и лишь в конце пути немного уходит вверх.
Дорога на подходе к шестой станции
Тропа довольно комфортная, и обычных кроссовок с толстой подошвой тут достаточно, как, собственно, на всем маршруте.
Дорога на подходе к шестой станции
Так, через полчасика, прогулочным шагом, мы добрались до шестой станции (2 390 м). Хочется отметить, что в Японии атмосферный температурный градиент составляет 6 градусов на километр. То есть температура в Токио на тот момент была 35 градусов (невыносимо жарко), а на высоте шестой станции (2 390 м) уже комфортные 20 градусов Цельсия.
Счастливый Олег машет на шестой станции
Подъем между шестой и седьмой станцией довольно однообразный и представляет из себя сплошной остроугольный серпантин. Во время подъема на нас то и дело налетали облака, ограничивая видимость до 10–15 метров, в связи с чем подъем сложно было назвать живописным.
Начало тропы от шестой станции
Несколько последующих фотографий сделаны уже во время спуска, когда нам больше повезло с погодой. При отсутствии облаков можно практически сразу после выхода с шестой станции увидеть вдали седьмую.
Серпантин между шестой и седьмой станциями
Перед самым подъемом на седьмую станцию комфортабельная тропа заканчивается, и путь пролегает по лавовым потокам.
Подход к седьмой станции
Время подъема от шестой до седьмой станции составляет около часа. Седьмая станция “размазана” по склону на несколько сотен метров, и на ней находится самое большое количество хижин.
Kamaiwakan, седьмая станция 2790 м
На седьмой станции (2 700 м) есть кафе, в котором можно находиться только после заказа и только в течение 20 минут. Всё довольно строго, если хочешь остаться на большее время, то нужно оплатить ночевку.
Пришло время рассказать про самый распространенный сувенир на горе Фудзи. На пятой станции можно приобрести деревянный посох (1 200 р) — довольно крепкий, но без излишеств. Практически все хижины по дороге к вершине готовы за некоторую плату (200–250 р) поставить на вашем посохе клеймо с названием хижины и высотной отметкой. Хотя многие пользуются данной возможностью, посох, по моему сугубо личному мнению, больше является туристическим аксессуаром и реальной пользы на данном маршруте от него немного.
Кафе на седьмой станции
Переход между седьмой и восьмой станциями, пожалуй, самый тяжелый. Весь подъем идет по скальным выходам, часто довольно крутым. Время подъема составляет около трех часов, превышение от седьмой станции составляет 660 м.
Начало тропы от седьмой до восьмой станции
При подъеме от седьмой до восьмой станции начало темнеть и холодать, как из-за захода Солнца, так и из-за температурного градиента, речь о котором шла выше. По дороге к восьмой станции футболка сменилась теплой флиской, вскоре флиска была дополнена свитером, и спустя некоторое время был надет последний слой — куртка. Также на этом участке начались и, собственно, закончились реакции организма на повышение высоты, такие как одышка и легкое головокружение. Однако это всё довольно быстро прошло и более не беспокоило.
Хижина по дороге к восьмой станции
При подходе к восьмой станции мы наблюдали закат и вскоре совсем стемнело.
Последние лучи заката
Дойдя до восьмой станции в районе десяти часов вечера, мы решили передохнуть и остановиться в хижине. Дело в том, что территория Фудзи выше пятой станции является национальным парком, и там запрещено ставить палатки, а также запрещено сходить с тропы во время восхождения. Поэтому единственное место, где можно отдохнуть, это хижины.
Хижина на восьмой станции
Цена одной ночи в этом бараке — вы только посмотрите на кровати, —составляет 6 000 йен (3 500 р), что, на самом деле, довольно резонно. В высокий сезон на одной кровати размещают до восьми человек, и они, лежа в спальниках, греются друг об друга как пингвины. С восточного склона горы, по которому и проходит тропа Ёсида, хорошо наблюдать восход. Поэтому часть людей остается на ночь в хижине и наблюдает восход непосредственно оттуда, не поднимаясь при этом на вершину. Нас этот вариант, конечно, не устраивал, и в два часа ночи мы встали и продолжили восхождение.
Комфортабельные номера в трехзвездочной хижине
Из-за того, что многие хотят успеть на вершину к восходу, а также из-за того, что две крупные тропы на восьмой станции объединяются в одну, по дороге на вершину очень плотный поток туристов.
Дорога от восьмой станции к вершине
Спустя два часа подъема от восьмой станции мы поднялись на долгожданную вершину. Время подъема к вершине от восьмой станции сильно зависит от плотности потока и может составлять от одного до трех часов. Это необходимо учитывать, если вы не хотите встретить восход на склоне, не добравшись до вершины. Кстати, у наблюдения восхода на вершине Фудзи есть даже отдельное название — 御来光, что дословно переводится как магический свет или любоваться солнечным восходом с высокой горы.
Вершина Фудзиямы
Общее время подъема составило шесть с половиной часов. На вершине начинается “минутка” фотографирования и создания бесчисленного множества аватарок для вконтакте и других социальных сетей.
Гоша на фоне восхода и облаков
На самом деле это неописуемая красота, так как над вами находится небо, подсвеченное лучами восходящего солнца, а под вами только лишь белые и пушистые облака.
Вершина горы Фудзи
Стоит сказать, что при съемке на мыльницу нет возможности вытянуть рассвет и облака одновременно. Хорошим решением будет съемка на полноматричную зеркалку в формате raw с последующей обработкой.
Рассвет на Фудзи
Одним из решений при съемке может быть подсвечивание лица, например, с помощью фонарика.
Подсвеченное фонариком лицо Олега
Или же можно просто получить силуэт.
Дима радуется восхождению
После того как приступ лихорадки фотографирования вас отпускает, можно полностью обойти кратер Фудзиямы, это занимает примерно час-полтора. При этом на кромках кратера легко наблюдать так называемые “канатные лавы” и различные текстуры поверхности лавового потока, такие как “хлебная корка”.
Кратер Фудзиямы
Заблудиться во время обхода кратера практически невозможно, так как с обоих сторон от тропы склоны: один в кратер и второй к подножию горы. После обхода кратера самое время начинать спускаться вниз.
Кромка кратера Фудзиямы
На спуске, несмотря на ясную погоду, кучевые облака покрывали практически всё, кроме ближайшего подножия горы.
На спуске между восьмой и седьмой станциями
Спускаться в хорошую погоду — одно удовольствие. Это, во-первых, намного проще чем подниматься, а, во-вторых, виды просто изумительные.
На спуске между восьмой и седьмой станциями
Вместе с тем время не стоит на месте, и уже новые люди стремятся покорить эту вершину и возвыситься над всей Японией.
Подход к седьмой станции
Интересно, что большинство взбирающихся на гору — японцы (70%).
Седьмая станция
После спуска нужно в очередной раз отметиться на точке старта, где уже переставили число (26.07.2030).
Высотная отметка с датой
Итак, время спуска составило три часа, против шести с половиной часов на подъем, не считая того, что при подъеме необходимо делать перерывы на станциях.
Практические советы
Выбирая день для восхождения, стоит взглянуть на календарь загруженности. Проще говоря, гора переполнена в выходные дни и по праздникам, но относительно разгружена в будние дни.
Календарь загруженности Фудзи
Самый простой способ добраться до Фудзи — это сесть на прямой автобус из Токио (станция Shinjuku) до пятой станции (Fuji Subaru Line). Стоимость в обе стороны составляет 5 400 йен (3 250 р), а время в пути — два с половиной часа. Даже если у вас есть проездной (JR Pass), то вам все равно придется в конечном счете сесть на автобус, и цена будет практически такая же, но придется сделать две пересадки.
Время для подъема лучше оценивать заранее. Оптимальным, на мой взгляд, является подъем с десяти часов утра до восьми часов вечера (рекомендуется не подниматься слишком быстро), затем ночевка на восьмой станции (цена 3 500 р), пробуждение около двух часов ночи с подъемом на вершину к рассвету. Затем можно пофотографироваться, обойти кратер и вернуться в хижину подремать несколько часов.
Продукты лучше приобрести заранее, так как в магазинчиках на горе все стоит в 5–10 раз дороже. На одного человека необходимо взять три литра воды (или японского чая). Из продуктов подходят порционные, высококалорийные продукты. В нашем случае это были всевозможные булочки, шоколадные батончики, орехи и рисовые треугольники (онигири), которые можно приобрести в любом супермаркете.
При себе лучше иметь наличные, так как кредитные карты после пятой станции практически никто не принимает. Также лучше запастись монетками по сто йен, чтобы без труда расплачиваться, например, за туалеты.
Формально отбор образцов на горе Фудзи запрещен, однако, если очень хочется взять на память на шлифы фрагмент лавового потока, то я не вижу причин себе отказывать. Во-первых, реального контроля за отбором образцов на Фудзи нет, и пока вы не начнете вывозить оттуда вагонетки с породой, это не должно никого беспокоить. Во-вторых, там нет ничего уникального, что бы не смогли потом увидеть туристы, приходящие после вас (в отличие, например, от часто посещаемых коралловых рифов).
Заключение
Большое спасибо всем, кто дочитал этот рассказ до конца — надеюсь, он хоть немножечко смотивирует вас на покорение своих вершин:)
Было бы интересно услышать от вас о тех местах, которые оставили у вас неизгладимый отпечаток в памяти (душе?) и, которые вы бы определенно порекомендовали посетить другим. Или, возможно, про те места, в которые, вы бы очень хотели отправиться.
P.S. Это мой первый пост на Live Journal — буду рад конструктивным замечаниям по оформлению и содержанию:)
Бондарь Дмитрий, Олег Степанов. 2018. Все права не защищены ©