Разведение роз, садов и виноградников в Крыму - инициатива императорской семьи
Полное название поста:
Разведение роз, садов и виноградников в Крыму - инициатива императорской семьи (ч.1); озеленение Ялты, строительство дворцов и парка в Ливадии.
Годы царствования Александра III (1881-1894) совпали по времени с невиданным доселе в России курортным бумом в Крыму, а частые Августейшие визиты в свою летнюю резиденцию в Ливадии стимулировали интерес публики к строительству новых усадеб и имений на Южном берегу Крыма.
К. Боссоли. Вид Ялты 1856 г.:
Российская империя потерпела поражение в Крымской войне (1853-1856 гг. ). Страна понесла территориальные потери и лишилась полностью Черноморского флота (все черноморские военные суда были затоплены по условиям Парижского трактата 1856 г., заключенного между Россией и коалицей стран: Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства). России запрещено было иметь военный флот на Черном море.
Война привела к расстройству финансовой системы России, для обеспечения военных расходов правительству пришлось прибегнуть к печатанию необеспеченных кредитных билетов, что привело более чем к двукратному обесцениванию рубля. Снова выйти на бездефицитный бюджет страна смогла лишь в 1870 г., то есть через 14 лет после окончания войны.
Несмотря на все эти события, продолжилось обустройство и интенсивное освоение и развитие Крыма, Россия показывала всему миру, что из Крыма она не уйдет.
Дальнейшее развитие в эти годы на полуострове получили виноградарство, виноделие, плодоводство, преобразились сады и парки. Образцом южнобережного "райского сада" для новых и старых хозяев крымских владений стал Ливадийский парк, в переустройстве которого большую роль сыграла супруга Александра III, императрица Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Мария Дагмара (преобразования в свое время начала ее свекровь, императрица Мария Александровна) .
Любимыми цветами Марии Федоровны были розы и на Южном берегу Крыма "царица цветов" во всем многообразии форм и расцветок удовлетворяла цветочные пристрастия императрицы.
Большой Ливадийский дворец Сверху литография 1868 г., а под ней фотография, очевидно, что сделаны они в разное время, можно найти много различий:
Большой Ливадийский дворец, 1897 г.:
Вид части внутреннего - Арабского - дворика Большого Императорского дворца; слева - фонтан "Мария":
Вид открытой террасы Большого Императорского дворца (со стороны северного фасада):
Вначале коротко о Ливадии.
В 1860 г. по распоряжению Александра II имение Ливадия, что в переводе с греческого обозначает "лужайка" или "луг", было приобретено у дочерей известного российского дипломата графа Л. C. Потоцкого, получивших его в наследство. Дочери графа не особенно стремились его продать, но Государю отказать не смогли. Имение было приобретено для императрицы Марии Александровны. К 37-ми годам у нее появились все признаки самой беспощадной болезни XIX в. – чахотки.
Купленное имение в Ливадии было подарено Императором Марии Александровне. Церемония дарения была организована очень оригинально: на ветках ярко освещенной рождественской елки в 1860 г. были развешаны все документы, связанные с приобретением Ливадии, – акты покупки, планы имения, описания построек и т. д. Надо сказать, что на территории имения уже имелись жилые и хозяйственные постройки, кроме того, оно было окружено красивым парком, который занимал 40 десятин земли.
Раскинувшийся парк и три оранжереи были предметом особой заботы и гордости бывшего владельца имения. Любопытно описание парка французом Бланшаром: "Я увидел тут растения из глубин Востока, из Америки, Новой Голландии, Японии, а также растения, известные нам в Европе, но тут они много крупнее — магнолии, например, в 2,5 сажени высоты (более 5 метров)".
При этом автор упоминает о ливанских и гималайских кедрах, земляничниках, клематисах, и, конечно, о вечнозеленых кипарисах и лаврах, встречавшихся на каждом шагу. Все они произрастали среди представителей местной флоры — могучих дубов и ясеней. Но, пожалуй, еще более ценно следующее наблюдение Бланшара:
"То, что каждый путешественник может оценить и чем может восхититься — это здоровый смысл и вкус, с которыми здесь отобраны и размещены деревья для создания зеленых куртин, лужаек, цветочных композиций разнообразных тонов и оттенков. Для всего этого понадобились годы, в течение которых владельцы, обладающие безукоризненным вкусом и достаточным состоянием, могли осуществить свою мечту как ценители прекрасного в природе".
Планировка и украшение парка, подбор декоративных растений, выполненные садовниками Э. Делингером и И. Ташером, оказались столь удачными, что впоследствии, если в них и вносились какие-либо изменения, то только в связи с расширением строительства в Ливадии или желанием ее новых хозяев увеличить количество редких красивоцветущих видов и хвойных деревьев.
К концу 50-х годов XIX века Ливадия Потоцкого представляла собой прекрасно обустроенную усадьбу с Большим и Малым двухэтажными жилыми домами. В первом было 30 комнат, в основном личные покои и салоны, обставленные со свойственным владельцам имения тонким вкусом; во флигеле дома располагалась католическая часовня, а вдоль его стен устроены галереи для отдыха. Зимний сад украшал фонтан "в стиле Альгамбры" из белого каррарского мрамора.
Среди хозяйственных построек выделялись винодельня с винподвалом, в котором хранились высококачественные вина собственного изготовления. За счет приобретения земельных участков, соседствовавших с Ливадией, Потоцкий ежегодно увеличивал площади виноградников и фруктовых садов, приносивших ему неплохой доход.
Вернемся к теме благостройства поместья, когда его владелицей стала императрица Мария Александровна.
В последующие два года по проекту архитектора Высочайшего двора Ипполита Антоновича Монигетти были возведены Малый дворец (назывался дворец Великих Князей, а позднее – дворец Наследника), дом садовника, дом управляющего, кухня, казарма для рабочих, свитский и фрейлинский дома, новая оранжерея, теплицы, купальни на берегу моря.
Впоследствии в отчетах о строительных работах Ипполит Антонович постоянно подчеркивал, что большинство зданий выполнено им в "татарском вкусе" или "во вкусе татарской избы". Проект же дворцовой Крестовоздвиженской церкви основывался на синтезе архитектуры культовых сооружений Закавказья и Византии.
Монигетти предоставлялась большая свобода действий; единственное ограничение, поставленное архитектору владелицей имения, - расходы на строительство не должны были превышать сумму примерно в 260 тыс. рублей, ведь Ливадия предназначалась в большей степени для лечения императрицы и семейного отдыха.
Затем был выстроен и Большой дворец, он был построен на основе дома графа Потоцкого.
Главным украшением всех построек были резные элементы из дерева: стрехи крыш ("сталактиты"), карнизы и подпирающие их кронштейны, колонки балконов, решетки.
На их фоне ослепительной белизной сверкал дворцовый храм, возведенный из инкерманского камня, с византийской орнаментацией по этому камню и резными вставками из гаспринского.
Одновременно со строительством зданий происходила реконструкция парка и прилегающей территории. Расширялись и прокладывались пешеходные аллеи, новые дороги для проезда конных экипажей и верховой езды. Питомник от дворца перенесли и расширили, а на его месте разбили газон с вечнозелеными растениями. Руководил парком и садовыми работами старший садовый мастер Л. Гейслер (бывший садовник Потоцких) и его старший помощник Вильгельм Гуф; заведовал виноградниками и виноделием Константин Лютц.
Австрийский живописец Рудольф Альт, приглашенный Марией Александровной в Крым в 1863 году для создания акварелей готовых построек, запечатлел на 20 работах наиболее живописные уголки имения.
Р. Альт. Оранжерея в Ливадии, акварель 1863 г.:
Р. Альт. Дворцовая Крестовоздвиженская церковь, акварель 1863 г.:
Часовня между Большим и Малым дворцом (справа), слева - Крестовоздвиженская церковь 1897 г.:
На этом фото часовни еще нет:
Внутреннее оформление Крестовоздвиженской церкви:
Р. Альт. Фонтан., акварель 1863 г.:
Примерно такой и увидели впервые Ливадию будущий император Александр III и Мария Федоровна, приехав в имение 10 июня 1869 года в составе всей императорской семьи во главе с императором Александром II и императрицей Марией Александровной. Родители поселились в Большом дворце, а Их Высочества стали жить во вновь построенном специально для наследника дворце, который ему очень понравился и на долгие годы оставался одним из любимых мест отдыха.
Р. Альт. Малый дворец, акварель 1863 г.:
Малый дворец, литография 1868 г.:
Открытка:
Дворец Наследника в Ливадии. Западный фасад. Фото конца XIX в.:
Здесь впервые наследник и Мария Федоровна увидели розы Ливадии. Одна только розовая пергола чего стоила! О ней следует сказать особо. По желанию императрицы Марии Александровны в первые годы преобразований в Ливадии было решено установить металлическую перголу, но выписывать ее пришлось из Франции, поскольку на месте не нашлось достаточного количества чугунных труб. Пергола была обсажена плетистыми розами, в основном дикорастущими китайскими видами. Удивительно, но пергола и часть роз посадок 1866 года сохранились до сегодняшнего дня, так что в 2016 году исполнилось ровно 150 лет первым розам Ливадии, которые каждую весну благоухают на радость посетителям.
Пергола в Ливадии в наше время:
Дом садовника. Акварель Р. фон Альта. Архитектор И. А. Монигетти. 1864 г. Предназначался для постоянного проживания главного садовника имения. Экстерьер этого дома, сохранившийся до наших дней, - пример архитектурного стиля, в котором Монигетти возводил многие здания в Ливадии:
Особняк Лищинской на Екатерининской улице в Ялте: очень хорошо сохранившийся особняк, исполненный в "царском стиле," вторая половина XIX в:
Дом "Эталита" графа И. Г. Ностица в "царском стиле" в Ялте:
Свитский дом: архитектор И. А. Монигетти, 1863 г., (сейчас корпус санатория Ливадия, современное наше фото):
Побывала чета наследника и в соседней Ялте. Такое знаменательное событие не могло пройти мимо городских властей. Им устроили пышный прием, на котором Александр и его брат Алексей пожертвовали по 300 рублей только что учрежденному Ялтинскому Благотворительному Обществу.
Кстати, в том же году было основано "Собрание виноделов, садоводов и сельских хозяев Ялтинского уезда", целью которого было "усовершенствование местного садоводства и виноделия". Впоследствии "Ялтинское общество садоводов и виноделов", как оно стало называться с 1874 года, сыграло важную роль в развитии виноградарства на Южном берегу Крыма, что входило в круг первостепенных интересов будущего императора Александра Александровича.
До весны 1881 года наследник неоднократно бывал в Ливадии, в основном с отцом, решая вопросы управления государством. Согласно завещанию Марии Александровны (юридически ей принадлежало имение) Ливадия после ее смерти должна была бы перейти в пожизненное распоряжение и владение Александру II (супругу), а в случае его кончины – наследнику цесаревичу. Таким образом, весной 1881 года, когда император Александр II погиб от рук террористов (а его жена, императрица Мария Александровна, умерла раньше, за год до этого события), новым владельцем Ливадии стал Александр III и вскоре в имении начались существенные перемены.
С 1 июля 1882 года был назначен главным садовником Вильгельм Гуф (в русском написании Василий), служивший в императорском имении с 1861 года. По личному указанию Марии Федоровны он в первую очередь занялся розами. Документы свидетельствуют, что весной 1884 года в парке и возле дворца было высажено 2000 кустов, осенью того же года – еще 500 кустов. В следующем, 1885 году – 300 экземпляров, а, начиная с 1886-го, каждый год высаживалось по 1000 кустов в розовом саду, в парке и вокруг дворцов.
Главный садовник Гуф был озабочен не одними лишь розами. В 1880-х годах были проведены значительные работы по изменению видового состава пейзажных картин в парке, немало пришлось потрудиться и по наполнению питомников. В Ливадии их было три: при оранжереях, у кладбищенской церкви и плодовый питомник при огороде. За несколько лет количество молодых саженцев хвойных и лиственных декоративных деревьев и кустарников увеличилось настолько, что имение стало даже продавать посадочный материал на сторону. Сначала это были кипарисы, туи, орехи, затем - фруктовые саженцы.
Ливадийский парк. Фото 1890-х гг.:
За 30 лет со времени приобретения имения в царскую собственность в парке было произведено огромное количество посадок, композиционных переустройств, изменений в ассортименте растений. Если бы бывший владелец граф Потоцкий появился в Ливадии в 1890-х годах, он совсем не узнал бы свой парк. Пейзажные картины из лиственных и хвойных пород сменяли одна другую, цветочные клумбы и партеры блистали разноцветием, воздух весной и летом был напоен благоуханием тысяч ароматных роз.
Приезды Августейшей семьи происходили почти каждый год и всегда сопровождались всевозможными иллюминациями и фейерверками. Для этий цели в имении находился большой запас оборудования – более 200 фонарей из цветной бумаги, почти 300 разноцветных стеклянных шаров (красных, зеленых, синих, белых и оранжевых), около 10 тысяч стаканов из цветного стекла. В Ялте закупались стеариновые свечи, баранье сало, нитки и вата для факелов.
Семья Александра III в Ливадии. 1893 г.:
Городские власти Ялты такое дорогостоящее удовольствие просто для города в другие праздники позволить не могли, но праздничные торжества ради приезда семьи государя проводили. Император и императрица непременно бывали в городе, причем прибывали из Ливадии, как правило, на яхте. В порту к их приезду развешивалось столько цветочных гирлянд и венков, что городское хозяйство не могло обеспечить требуемое количество растений, и приходилось обращаться за помощью в другие садовые хозяйства.
Главной достопримечательностью Ливадии при императоре Александре III стали не только дворцы и иные постройки, но красавец-парк.
Здание Большого дворца в последствии при правлении Николая II было полностью снесено, а в 1910 г. на его месте было возведено новое здание под руководством архитектора Николая Петровича Краснова. Здание Малого дворца, особенно любимое членами Императорской фамилии, на месте которого до недавнего времени находились теннисные корты, полностью сгорело в 1941 г. во время паники, охватившей жителей Ливадии при известии, что на ЮБК уже наступает 11-ая армия Э. Фон Манштейна.
На территории Ливадийского парка, тем не менее, сохранился "дом садовника", также возведенный Монигетти, который может дать представление о том, как были украшены созданные Монигетти в том же стиле Большой и Малый дворцы.
Вновь отстроенный Ливадийский дворец архитектора Н. П. Краснова:
Современные виды парка и дворца, 4 фото; а также 2 фото 1926 г. трудящихся на отдыхе в санатории "Ливадия":
Продолжение уже вышло здесь:
Разведение роз, садов и виноградников в Крыму - инициатива императорской семьи, ч. 2
__________________
Старинные литографии, открытки и фото того времени.
Ялтинская бухта, литография, 1868 г.:
Ялта, литография, 1868 г. :
Ялта - вид с моря, фото 1897 г.:
Ялта - Александровский сквер, 1897 г.:
Ялта с юго-западной стороны, открытка:
Ялта. Вид с северо-восточной стороны, открытка:
Ялта. Волнение на море, открытка:
Два современных вида Приморского парка в Ялте:
Продолжение следует ...
_______________
Использованы инф. источники:
1.Статья, опубликованная в сборнике: Гатчинский дворец в истории России.
Материалы научной конференции 1-3 декабря 2016. - Санкт-Петербург: Свое издательство,
2016. - С. 16-26. Юта Арбатская
2. Колесников А.И. "Архитектура парков Кавказа и Крыма" 1949 г.
3. Путеводитель 1902 г. Одесса "Ялта в кармане"
4. Статья "Крым, Ливадийский дворец, жизнь династии Романовых, эпоха Александра II и Марии Александровны"
5. Литографии отсюда, отсюда, открытки отсюда, фотографии отсюда, отсюда и отсюда, и из др. открытых источников, есть свои
6. Н. Калинин, М. Земляниченко. "Романовы и Крым"
7. Статья "Массандровский дворец"
Взято: foto-history.livejournal.com