Улицы мира 30 лет назад. 1989 год
17.10.2019 25 989 0 +696 visualhistory

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год

---
+696
В закладки
Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1989 год. Пожалуй, это один из самых интересных обзоров, потому что время относительно недавнее и тем сильнее выглядит контраст с современностью, масштабы перемен. При обзоре 1999 года этот эффект будет уже гораздо слабее. А 30 лет назад треть человечества ещё только стояла на пороге этих гигантских перемен.

При составлении таких обзоров самое сложное заключается в том, чтобы отобрать из огромного материала по каждому году не более 30 снимков, чтобы пост не стал безразмерным и слишком утомительным для просмотра. Приходится жертвовать очень многим, что кажется интересным и хочется показать.

30 лет назад мир городских улиц был гораздо разнообразнее нынешнего и тем интереснее. Многие страны находились только на начальном этапе автомобилизации или даже на почти нулевой её отметке.
Например, в КНДР не было ни одного частного автомобиля и огромные проспекты миллионного Пхеньяна круглые сутки сияли пустотой и утренней свежестью.
Выглядело это странно, поэтому на любом официальном снимке в кадре полагалось иметь не менее трёх автомобилей, причём желательно свежих иномарок в разноцветной палитре. Чтобы всё "как у людей".
Не знаю, насколько постановочным был этот кадр из 1989 г., но Пхеньян предстаёт на нём каким-то сюрреалистическим городом из альтернативной реальности, настолько неожиданным выглядит контраст черной "Волги" из 1950-х с ультрасовременным (по тем временам) небоскрёбом:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Вообще, такие "Волги" в Пхеньяне конца 1980-х надо было ещё поискать, поскольку они были уже вымирающим видом, и старой советской поставки до 1962 года, когда произошло резкое охлаждение отношений и дальше уже чучхеисты старались обходиться без "старшего брата".
В начале 1970-х КНДР закупила (но вроде бы так и не оплатила) 800 автомобилей "Вольво", которые использовались в основном в качестве такси и стали "лицом" пхеньянского легкового автотранспорта вплоть до 1990-х гг.
Вот они на снимке 1989 года, на стоянке где-то в дипломатическом квартале:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Обычное состояние трафика в центре Пхеньяна в 1989 году:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Ну и вот пхеньянский трафик 2018 года, для сравнения:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Ещё одним уникальным городом в мире стало меньше!

Помимо КНДР в мире 1989 года имелась ещё одна страна без единого частного автомобиля.
Как нетрудно догадаться, это была Албания.
За 2 года до падения коммунистического режима Тирана была городом пешеходов, велосипедистов и редких автобусов. В общем, "городом здорового человека"))
На центральной площади албанской столицы:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Теперь это город вечных пробок.

Вьетнамский Сайгон спустя 14 лет после победы социализма проделал путь от самого автомобилизированного города Юго-Восточной Азии до почти безавтомобильного:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Куда они подевали весь автопарк из десятков тысяч французских и американских машин, до сего дня остаётся загадкой.
Зато воздух стал чище!

Но кое-что всё же осталось, причём довольное старое, а иногда в потоке попадались и изделия советского автопрома:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Ханой надолго распрощался с автомобилями ещё в 1954 году, после ухода французов.

К началу рыночных реформ, в 1989 году город выглядел потрясающе экзотично:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Этот же перекрёсток спустя 20 лет, в 2009-м:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Старенький ханойский трамвайчик приказал долго жить в 1990 году.

Но на снимках 1989 года он ещё предавал улицам города непередаваемый колорит:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Умирающий трамвай в Ханое пытались заменить троллейбусом. Его драматическую историю можно прочитать в статье Троллейбусная эпопея Ханоя.
Троллейбусное движение открыли 15 декабря 1986 г. Контактная сеть и её арматура были заимствованы с закрытых трамвайных линий. Сами троллейбусы сваяли кустарным методом из каких-то купленных по дешёвке древних швейцарских автобусов, ГДРовских грузовиков и даже советских ЗИЛ-130-80.
Увы, время для нового транспорта оказалось неудачное: с прекращением экономической и технической помощи СССР и без того хилая троллейбусная система окончательно загнулась уже к 1993 году.

Типичная картина для Ханоя. «Троллейбой» держит верёвки, контролируя ход движения контактных штанг троллейбуса Thang Long-VEM по проводу:
Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


На этом фото очень наглядно видно, как прочно обосновался советский автопром в Ханое к концу советской эры. Последние его следы я наблюдал ещё в 2006 году.

Теперь Ханой уже пришёл к транспортному коллапсу и с каждой новой автоэстакадой и многоуровневой развязкой всё глубже валится в пропасть (это 2018 год):

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Китай в 1989 г. только начинал делать первые шаги на пути автомобилизации. Производство машин всех типов увеличивалось в геометрической прогрессии, но частных автовладельцев было ещё ничтожно мало.
В этот момент велосипедный и автомобильный Пекин достигли точки равновесия и подели поровну полосы главных магистралей:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Обратите внимание, сколько в потоке лицензионных советских грузовиков-"захаров" образца 1950-х (в КНР их производство освоили в 1958 г.).

Как теперь выглядит автотрафик в Пекине я уже несколько раз показывал, не буду повторяться.

Знаменитая набережная Бунд в Шанхае, где в 1989 году ещё довольно умеренный трафик оставлял место для велосипедистов:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Потом в Шанхае станет так тесно, что велосипедистам вообще запретят появляться на улицах. Это будет дно, апогей автомобильного безумия.

За исключением Албании, европейские соцстраны и СССР к концу социалистической эпохи достигли среднемирового (по тем временам) уровня автомобилизации. Но в Советском Союзе это можно было почувствовать только в Москве и ещё нескольких крупных городах. Даже в областных центрах, не говоря уже про средние и малые города, легковых машин на улицах было крайне мало вплоть до конца 1990-х.

Типичная интенсивность трафика на главной улице Москвы в 1989 год:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


На двух фотографиях западного корреспондента из майской Москвы 89-го уместилась практически вся  номенклатура советского автотранспорта и ярко отразилась его уникальная специфика. Только в СССР в уличном потоке был такой высокий процент грузовик и внедорожников в армейской раскраске, причём на протяжении всего послевоенного времени. Советский автотранспорт всегда должен был быть готов к большой войне и мобилизации.

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


На верхнем снимке частный  автотранспорт составлет не более 20% процентов всего потока, на нижнем несколько более (не считая припаркованных):

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Сравните с современной структурой трафика. Правда, пик уже пройден несколько лет назад, когда в Москве, например, частники составляли более 90% уличного потока. Сейчас их резко потеснили такси.

В Восточном Берлине последнего года СССР картина уже совершенно иная: преобладают именно частные автомобили:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Очень типичный вид нового социалистического города, который так стремились построить восточные немцы.
Но и старого Берлина в восточном секторе осталось немало, с его своеобразным колоритом:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Если теперь кто-то попытается вспомнить Восточный Берлин 1989 года, то на ум ему сразу придут Стена и "траби".

К последнему году румынского социализма эта весьма небогатая страна достигла довольно приличного уровня автомобилизации, набрав западных кредитов и освоив на них производство  лицензионных французских машин. Плюс поставки из других стран соцлагеря.
В 1989-м в Бухаресте ходили 180000 автомобилей и проживали почти 1 миллион жителей.

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Поляки к моменту демонтажа ПНР также успели накупить личных автомобилей, но это был лишь пролог для начала тотальной автомобилизации, которая обрушится на страну в 1990-е.
Познань 1989 года с почти пустыми магистралями:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Ну и самая капиталистическая из социалистических стран, Югославия, она тоже автомобилизировалась как могла, осваивая производство лицензионных итальянских авто (подобно СССР и Польше).
Мирные дни Сараево-89 с итальяскими машинами и чехословацким трамваем:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


ТРЕТИЙ МИР

По сравнению с соцлагерем "Третий мир" к 1989 году был уже зоной сверх автомобилизации.
Исключение составляет лишь полуостров Индостан, где в силу ряда причин трафик имел абсолютно неповторимое лицо.
Сейчас Индия по производству машин уже обгоняет Германию и выходит на 4 место в мире, но до начала 21 века там было мизерное производство сверхустаревших моделей, а автоимпорт вообще запрещён.

Поэтому страна ездила на велосипедах, велорикшах, тук-туках и древних "Амбассадорах" модели 1955 г. Плюс неповторимый вид самих улиц, состовявших из полуразвален, облепленным рекламным мусором и всякими лавочками.
Всё это уместилось в одном кадре из Калькутты 1989 года:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Типичный трафик в Дели 30 лет назад:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Сейчас там обычные автомобильные пробки, которые с трудом можно отличить от других городов мира.

Ещё одна яркая зарисовка из 1989 года, штат Керала, показывает, насколько разными могут быть улицы в различных уголках мира по своему колориту и внешнему облику:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Близко по колориту южно-азиатским городам в 1989-м выглядел Макао, только его узкие стары улочки были забиты не велорикшами и тук-туками, а автомобилями:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Колорит дикого капитализма! Совсем скоро он придёт на улицы постсоветских городов, многие из которых стану напоминать Макао.

Соседний Гонконг в разы превосходил Макао по концентрации уличной рекламы и автотранспорта:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Тоже ещё один неповторимый тип улицы. Нашим городам такого не пожелаешь, но славно, что в мире есть такое разнообразие!

Образ городов "Третьего мира" объединяет хаос и сверхвысокоая концентрация уличной жизни: людей, машин, торговли.
Мы бы это назвали "полный бардак", но для них это "образ жизни". Это просто другой мир.

Шумный Каир 89-го:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


С открытием Каирского метрополитена в 1987 году трамваи стали постепенно вытесняется из улиц города. На сегодня в Каире осталось всего лишь три маршрута.

Стамбул это западный фортпост  Востока и вообще "Третьего мира".
Вот сравните это с московским траффиком из того же 1989 г.: где все грузовики и внедорожники в армейской окраске? Где автобусы, троллейбусы, трамваи? Ничего этого нет. На улице остались только частные авто и такси.

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


В западной части "Третьего мира" города уже выглядят скорее как европейские или северо-американские, но все они к 1989 г. оказались в удавке транспортного коллапса.
В самой что ни на есть нищей стране Латинской Америки столица в 1989-м забита автомобилями под завязку!

Ла-Пас:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


В соседнем Чили в последний год военной диктатуры Пиночета та же фигня, машин больше чем людей!

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


А вот "Третий мир" в Европе, город Неаполь, погрязший в социальных и криминальных проблемах. Наверное, глядя на этот песец местные уже в 1989-м стали понимать, что "так жить нельзя":

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Гляде на эти картинки я с каждым разом всё больше убеждаюсь, что сверхавтомобилизация - это признак бедности, признак "Третьего мира", социального неблагополучия и нецивилизованной городской среды. В самых богатых и развитых городах мира, таких как Лондон, улицы принадлежат автобусам и такси!

Но Лондон в этот раз я показывать не буду, потому что характер трафика там почти не менялся десятилетиями.

Обойдусь также без традиционных Нью-Йорка, Токио и Парижа.

Закончить хочу милейшим городом Ла-Валетта, в котором 30 лет назад бережно сохраняли такие ретро-басы:

Улицы мира 30 лет назад. 1989 год машин, только, города, автомобилизации, назад, почти, городом, 1989м, улицы, такси, трафик, автомобилей, более, трафика, Третьего, производство, автомобилями, причём, можно, страна


Живы ли они там теперь?

Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]