Фейковые продукты
Несколько лет назад в России запретили указывать на этикетке названия, которые не соответствуют продукту и ГОСТу, по которому он изготовлен. Например, теперь на спредах нельзя писать слово “масло” и даже “сливочно-растительное масло”. И это было сделано потому, что рынок оказался просто завален фальсификатом, а потребители массово жаловались на то, что покупали вроде бы масло…но это оказывалось совсем не масло. Однако производители не настолько просты, чтобы вот так честно писать всю правду-матку на этикетке. Ведь, согласитесь, никто не купит тот же спред, если это будет написано большими буквами. Поэтому компании стали писать на этикетках то, что близко нашему сердцу и навевает приятные воспоминания или вкусовые ощущения.
Вот вам примеры…
1. СЛИВОЧНОЕ МАСЛО
Производители масла, пожалуй, на первом месте по фейковым названиям. Наверняка, Вам на полках попадались названия “крестьянское”, “фермерское”, “вологодское”… но без слова “масло в конце”. Увы, всё это спреды, содержащие растительные жиры. Не верьте блестящим кругляшкам ГОСТов, настоящее сливочное масло обязательно должно содержать слово “масло” на упаковке. В противном случае такого производителя могут засудить.
2. СГУЩЁННОЕ МОЛОКО
Если Вы после прочтения этой статьи зайдёте в какой-нибудь крупный гипермаркет, то Вы очень удивитесь тому, что “молока сгущённого с сахаром” на полках почти нет. На весь прилавок размером со стену ну разве что пара-тройка банок найдется. Зато в изобилии будут представлены “сгущенКИ” и “варёнКИ”. То, что производитель называет “сгущёнкой”, сильно отличается от настоящего сгущённого молока с сахаром, в которой должны содержаться…только молоко и сахар. Никогда не ведитесь на сине-белый дизайн упаковки. Переверните баночку и почитайте состав такой “сгущенКИ”. Наверняка вы увидите, что это молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира.
Интересно, что крупные бренды производят и то, и другое. Например, в ассортименте известной фирмы “Главпродукт” есть и цельное молоко, сгущенное с сахаром, и сгущёнка с сахаром. Причём стилистически банки очень похожи.
3. ТУШЁНОЕ МЯСО
Мы привыкли к слову тушёнка. Этим и пользуются продавцы, которые не укладываются в рамки действующих ГОСТов. На прилавках полным полно консерв с надписью “тушёнка”, хотя настоящий продукт должен называться “тушёная говядина” или “тушёная свинина” и никак иначе. Состав “тушёнок” содержит в себе намного больше ингредиентов, помимо мяса и специй. Там будет содержаться крупа, соевый белок и жир, пальмовое масло. Кроме того, массовая доля мяса и жира, скорее всего, будет ниже, чем того требует ГОСТ.
4. КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Вот тут у производителей самое настоящее раздолье. Можно смело заявить – больше половины всего прилавка в супермаркете – это фейковые продукты, которые “косят” под натуральные. Производители настойчиво пытаются избежать на упаковке слова “творог” и заменяют его на слово “творожок”, “сметану” на “сметанка” или “сметановна”, пишут не “йогурты”, а “десерты”. Известные на всю страну бренды Fruttis и Эрмигурт представляют в магазины не йогурты, а “йогуртные продукты”. Разумеется, всё это указано мелким шрифтом, ведь все мы помним из рекламы, какие они вкусные и полезные. Другие производители заменяют слово “йогурт” на этикетке прилагательными вроде “нежный”, “сочный-молочный” и так далее. Естественно все эти продукты отличаются от настоящих присутствием в составе желатина, загустителей, растительных жиров, стабилизаторов, сухого молока и прочих веществ, которых там быть не должно.
Хитрее всех, пожалуй, действуют производители глазированных сырков. Мало кто знает, что по ГОСТу такая продукция может называться только “сырок творожный глазированный”. Однако на полках полным полно товаров с названием “сырок глазированный”. Из чего же сделана начинка, указано на этикетке мелким шрифтом. Не обязательно она будет иметь какое-либо отношение к творогу. Все возможные наименования молочной продукции, а также что они под собой подразумевают, перечислены в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 033/2013.
5. ОЛИВКОВОЕ МАСЛО
Оливковое масло – импортное, поэтому в России оно стоит в разы дороже подсолнечного. Однако производители и магазины практически не указывают на упаковке, а что же, собственно, мы такое покупаем?
На самом деле, большинство масел, которые красиво переливаются в зеленых бутылочках даже с надписью Extra Virgin – это смеси. Смесь состоит из двух компонентов. Первый – это рафинированное оливковое масло, которое делают из жмыха, оставшегося после первой выжимки оливок. Такое масло почти не имеет каких-то полезных свойств, не добавит новых запахов и вкусов блюду. Годится оно только для жарки. Говорят, что в странах, где производят оливковое масло, его используют не в пищу, а в технических целях. Такое масло называется Pomace oil, “помас” или “помаж”. РЕКЛАМА Второй компонент смеси – это масло Extra Virgin первого отжима. Оно имеет и ярко выраженный вкус, и горчинку, и запах. И это как раз то самое полезное масло, которое стоит покупать. Его добавляют в небольших объемах (примерно 5-10%) к Pomace oil, чтобы оно приобрело хоть какой-то вкус и “оливковый оттенок”. К сожалению, обо всех этих нюансах наши ритейлеры на ценнике не сообщают, но при этом цена, как правило, одинаково высока и для “смешанного масла” и для настоящего “Extra virgin”.
Короче говоря, ищите на упаковке любое упоминание Pomace oil. За такое масло нет большого смысла переплачивать, лучше купить обычное рафинированное подсолнечное.
6. МОРОЖЕНОЕ
Качество нашего мороженого хвалят китайцы. Ну а нам самим из всего разнообразия на прилавках выбирать действительно хороший и качественный продукт трудно. Действующий ГОСТ на мороженое из молока № 31457-2012 устанавливает три категории мороженного в зависимости от процента содержания молочного жира: “молочное”, “сливочное” и “пломбир”. Важно – ни в одном из них не допускается замена молочного жира растительным. Мороженое этих категорий может делаться только из молока, сливок, сахара, пахты, сыворотки, яиц, фруктовых наполнителей, соков и ещё нескольких ингредиентов. “Мороженое с заменителем молочного жира” – это другой товар, который относится к молокосодержащим продуктам. Именно в такой формулировке это должно быть написано в составе. Не стоит верить на слово лицевой стороне этикетки.
Разумеется, даже если Вы купите не фейковый, а настоящий продукт, никто не гарантирует то, что содержимое будет полностью соответствовать заявленному составу. Вполне может быть и так, что продукт с “заменителями” на деле окажется лучше и качественнее “натурального”. Фальсификата у нас, увы, предостаточно.
Фейковые продукты: как не вестись на развод в магазинах?
Взято: masterok.livejournal.com