Блеск и нищета украинской "Стены" на границе с Россией
---
Диана Михайлова в статье "Где деньги, Зин? Великая украинская стена Яценюка", опубликованной информационным агентством РИА "Новости" (Украина) описывает подробности создания и состояния проекта создания "Восточного вала" на границе с Россией.
Редкостный дар украинских руководителей превращать любую здравую идею в ее полную противоположность нередко делает так, что результаты их деятельности становятся именами нарицательными, как, например, "ров Таруты" или "стена Яценюка". Судьба последней, вообще, заслуживает более глубокого анализа, так как первоначальный и, следует признать, несколько тенденциозный, шквал критики, конечно же, имел все основания, но остался слишком поверхностным. Нельзя не сказать и о том, что бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк, попавший на эту должность в результате "революции достоинства", все-таки не может оставаться в гордом одиночестве создателя и вдохновителя "Великой украинской стены".
Бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк инспектирует строительство инженерных сооружений на границе с Россией, июль 2015 года (с) teknoblog.ru
Как известно, основной аргумент критиков был направлен на то, что сооружение вдоль границы с Россией стены протяженностью 2245,8 км не сможет защитить Украину от нападения вооруженных сил России. Следует сразу оговориться, что считать фортификационным сооружением предложенный в сентябре 2014 г. проект "Европейский вал" не стоит, ибо он таковым не является. Правда, действительные авторы могли об этом Яценюку и не сказать, а импровизировать бывший премьер умел еще со школьной скамьи. Оказывается, что уже 27 марта 2014 г. на сайте Государственной пограничной службы Украины появилось сообщение, сопровождаемое видеороликом, о том, что на участке украино-российской вблизи границы с Крымом вовсю происходит "инженерное обустройство государственной границы".
В принципе чего-то принципиально нового в этих действиях ГПСУ не было, так как с самого начала независимости оборудование госграницы и пунктов пропуска и контроля было одной из основных ее задач. Более того, вся эта деятельность осуществлялась по государственным программам и зачастую финансировалась западными партнерами, кровно заинтересованными в том, чтобы ничего лишнего через границы "одной крупной европейской страны» в саму Европу не попадало, тем более, что западная граница и ранее была "на замке". Проблемы на российско-украинской границе европейских партнеров волновали гораздо меньше, кроме того там оставались нерешенными вопросы демаркации, что также не способствовало началу полноценного капитального строительства.
Проект "Стена" за 4 млрд грн на границе с РФ шокирует "надежностью" Впрочем, вскоре инициатива пограничников, которые всего лишь похвастались исполнением своих функциональных обязанностей, была подхвачена более конкретными гражданами. И.о. заместителя председателя Днепропетровской облгосадминистрации Борис Филатов подтвердил информацию о существовании проекта по сооружению ограждения на границе с Российской Федерацией, ориентировочная стоимость которого составляет 100 млн. евро. Согласно плану на изготовление и установку сооружения уйдет около 5-7 месяцев, после чего на территории Донецкой, Харьковской и Луганской обл. на протяжении 1920 км появится "сплошной металлический забор из высокопрочной стали с колючей проволокой, по которому будет проходить электрический ток". Установка минных полей, сигнализации и сооружение рвов будет проводиться по усмотрению Минобороны. Проект, реализация которого предполагается в рамках частного партнерства с ОГА, то есть на условиях государственного заказа при частном финансировании, уже передан в администрацию президента Украины — верховного главнокомандующего Петра Порошенко председателем Днепропетровской областной государственной администрации и даже получил название — "Забор Коломойского".
Этим, однако, благое дело не кончилось, так как уже 25 июня 2014 г. Кабинет министров Украины принял секретное постановление, по поводу которого министр Кабмина Остап Семерак сообщил лишь, что "на сегодняшнем заседании правительство приняло решение об инженерно-техническое обустройство государственной границы". Оно, в свою очередь, было принято во исполнение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16 июня, который поручил Кабинету министров организовать одностороннюю демаркацию российско-украинской государственной границы, обеспечить ее необходимым инженерно-техническим обустройством, согласно существующим уровнем угроз национальной безопасности. Секретарь СНБО Андрей Парубий прокомментировал это следующим образом: "Принято решение о строительстве инженерных сооружений вдоль границы нашей и неотложных мерах для разведки по нейтрализации диверсантов, которые проходят на территории Украины".
В итоге, к началу официальных, а не инициативных работ и, естественно бюджетного финансирования, в сентябре 2014 г. все было оформлено на баланс министерства инфраструктуры, подчиняющегося премьер-министру Яценюку, которое и оказалось единоличным распорядителем авансовой суммы в 235 млн. грн. С этого же момента будущая "стена" сменила и название… Однако, что-то пошло не так, и уже в октябре строительство пришлось заморозить после того, как проект под давлением президента передали на баланс Государственной пограничной службе. Тогдашний помощник председателя Госпогранслужбы Украины Олег Слободян объяснил это тем, что "на тему "Стены" слишком много спекуляций, так строительство рассчитано на несколько лет и требует колоссального привлечения человеческих ресурсов и денег". Общую стоимость проекта он не привел, но отметил, что в 2014 г. удалось выполнить работ на 164 млн. грн. По его словам, "деньги фактически пошли на обустройство полосы. В первую очередь — укрепили зону вдоль линии разграничения. 96,7 млн. грн. направили на инженерное обустройство позиций, которые относятся к несению службы пограничных нарядов, 46,3 млн. грн. ушло на покупку специальной автомобильной техники. Еще около 10 млн. грн. ушло на создание условий для размещения подразделений в полевых условиях, на закупку средств автоматизации для пограничного контроля и контрольных приборов". Кроме того он сообщил, что "Кабмин намеревается пересмотреть программу строительства и сократить финансирование обустройства "Стены". В результате нам удалось сократить стоимость проекта в два раза".
Трудно сказать, как подобная экономия повлияла на стоимость прежде секретного проекта, но уже 14 мая 2015 г. распоряжением КМУ № 439-р был утвержден "План мероприятий по инженерно-техническому обустройству российско-украинской государственной границы, территорий, прилегающих к районам проведения антитеррористической операции и Автономной Республики Крым". Он предусматривал скромную сумму в 4,136 млрд. грн., четверть которой планировалось "освоить" уже в текущем году, а остальную часть – до 2018 г. включительно. Львиная доля финансирования приходилась на Администрацию Госпогранслужбы, а 116,431 млн. грн. – на Госгеокадастр. Интересно, что согласно первоначальному плану, предложенному в феврале 2015 г. председателем Госпогранслужбы Виктором Назаренко, общая сумма затрат предусматривалась на уровне 8,362 млрд. грн., однако ее удалось сократить почти вдвое, удалив из осваивающего бюджет состава мининфраструктуры (531 млн. грн.), МВД (4,79 млрд. грн.) и Государственную фискальную службу (2,77 млрд. грн.), увеличив за их счет долю пограничников с 98,6 млн. грн. до 3,83 млрд. и, невольно выдав тем самым секретный план 2014-го года. Правда, в нем затраты на первый год не превышали 95,8 млн. грн., но это уже никого не волновало.
Таким образом, власть (над деньгами) снова переменилась, а прерванная было работа закипела вновь. ГПСУ получила в 2015 г. 400 млн. грн., а проект получил новое красивое название "интеллектуальной границы", что Назаренко объяснил тем, что "сейчас происходит трансформация проекта "Стена" (второе название "Европейский вал"). Это будет не просто земляной вал, а программа т.н. "интеллектуальной границы". Эта идея существует в Европе, мы ее подхватили". Он также проинформировал, что работы проводились на участках границы в Харьковской и Черниговской обл., а в следующем 2016-ом году "мы планируем продолжить этот проект, в зависимости от объема выделенных средств и учитывая угрозы: завершить в Харьковской области — перейти на Луганскую, если будет возможность завершить в Черниговской области и начать работы в Сумской области".
Кроме этого, украинские пограничники планировали в 2016 г. за счет средств, выделенных на реализацию проекта, обустроить административную границу с Крымом и частично на Приднестровье. "Сколько нам дадут на этот денег, на столько и будут спланированы работы. Мы готовы отчитаться за каждую копейку", - подытожил Назаренко. Как известно, на сегодняшний день ни одной копейки в 2016-ом году на проект не попало, что не помешало внефракционному народному депутату Бориславу Березе 25 июля 2016 г. в радиоэфире обвинить Яценюка в том, что ему "удалось сделать на защите украинско-российской границы эффектную рекламу". По словам нардепа, "было выделено 400 плюс 250 млн. грн. На проект, то есть "закопали в землю" фактически. Выкопали яму, которую можно переступить, перепрыгнуть, и поставили сеточку, обычную сеточку с колючей проволокой. В итоге получается, что мы видим продукт, который никому не нужен". Он напомнил также, что "Стену" строили только на участках со "спокойной границей", где нет боевых действий, тогда как первоначально речь действительно шла о создании боевых заграждений. Правда, Игорю Коломойскому бюджетные деньги на этот раз не достались…
Редкостный дар украинских руководителей превращать любую здравую идею в ее полную противоположность нередко делает так, что результаты их деятельности становятся именами нарицательными, как, например, "ров Таруты" или "стена Яценюка". Судьба последней, вообще, заслуживает более глубокого анализа, так как первоначальный и, следует признать, несколько тенденциозный, шквал критики, конечно же, имел все основания, но остался слишком поверхностным. Нельзя не сказать и о том, что бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк, попавший на эту должность в результате "революции достоинства", все-таки не может оставаться в гордом одиночестве создателя и вдохновителя "Великой украинской стены".
Бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк инспектирует строительство инженерных сооружений на границе с Россией, июль 2015 года (с) teknoblog.ru
Как известно, основной аргумент критиков был направлен на то, что сооружение вдоль границы с Россией стены протяженностью 2245,8 км не сможет защитить Украину от нападения вооруженных сил России. Следует сразу оговориться, что считать фортификационным сооружением предложенный в сентябре 2014 г. проект "Европейский вал" не стоит, ибо он таковым не является. Правда, действительные авторы могли об этом Яценюку и не сказать, а импровизировать бывший премьер умел еще со школьной скамьи. Оказывается, что уже 27 марта 2014 г. на сайте Государственной пограничной службы Украины появилось сообщение, сопровождаемое видеороликом, о том, что на участке украино-российской вблизи границы с Крымом вовсю происходит "инженерное обустройство государственной границы".
В принципе чего-то принципиально нового в этих действиях ГПСУ не было, так как с самого начала независимости оборудование госграницы и пунктов пропуска и контроля было одной из основных ее задач. Более того, вся эта деятельность осуществлялась по государственным программам и зачастую финансировалась западными партнерами, кровно заинтересованными в том, чтобы ничего лишнего через границы "одной крупной европейской страны» в саму Европу не попадало, тем более, что западная граница и ранее была "на замке". Проблемы на российско-украинской границе европейских партнеров волновали гораздо меньше, кроме того там оставались нерешенными вопросы демаркации, что также не способствовало началу полноценного капитального строительства.
Проект "Стена" за 4 млрд грн на границе с РФ шокирует "надежностью" Впрочем, вскоре инициатива пограничников, которые всего лишь похвастались исполнением своих функциональных обязанностей, была подхвачена более конкретными гражданами. И.о. заместителя председателя Днепропетровской облгосадминистрации Борис Филатов подтвердил информацию о существовании проекта по сооружению ограждения на границе с Российской Федерацией, ориентировочная стоимость которого составляет 100 млн. евро. Согласно плану на изготовление и установку сооружения уйдет около 5-7 месяцев, после чего на территории Донецкой, Харьковской и Луганской обл. на протяжении 1920 км появится "сплошной металлический забор из высокопрочной стали с колючей проволокой, по которому будет проходить электрический ток". Установка минных полей, сигнализации и сооружение рвов будет проводиться по усмотрению Минобороны. Проект, реализация которого предполагается в рамках частного партнерства с ОГА, то есть на условиях государственного заказа при частном финансировании, уже передан в администрацию президента Украины — верховного главнокомандующего Петра Порошенко председателем Днепропетровской областной государственной администрации и даже получил название — "Забор Коломойского".
Этим, однако, благое дело не кончилось, так как уже 25 июня 2014 г. Кабинет министров Украины принял секретное постановление, по поводу которого министр Кабмина Остап Семерак сообщил лишь, что "на сегодняшнем заседании правительство приняло решение об инженерно-техническое обустройство государственной границы". Оно, в свою очередь, было принято во исполнение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16 июня, который поручил Кабинету министров организовать одностороннюю демаркацию российско-украинской государственной границы, обеспечить ее необходимым инженерно-техническим обустройством, согласно существующим уровнем угроз национальной безопасности. Секретарь СНБО Андрей Парубий прокомментировал это следующим образом: "Принято решение о строительстве инженерных сооружений вдоль границы нашей и неотложных мерах для разведки по нейтрализации диверсантов, которые проходят на территории Украины".
В итоге, к началу официальных, а не инициативных работ и, естественно бюджетного финансирования, в сентябре 2014 г. все было оформлено на баланс министерства инфраструктуры, подчиняющегося премьер-министру Яценюку, которое и оказалось единоличным распорядителем авансовой суммы в 235 млн. грн. С этого же момента будущая "стена" сменила и название… Однако, что-то пошло не так, и уже в октябре строительство пришлось заморозить после того, как проект под давлением президента передали на баланс Государственной пограничной службе. Тогдашний помощник председателя Госпогранслужбы Украины Олег Слободян объяснил это тем, что "на тему "Стены" слишком много спекуляций, так строительство рассчитано на несколько лет и требует колоссального привлечения человеческих ресурсов и денег". Общую стоимость проекта он не привел, но отметил, что в 2014 г. удалось выполнить работ на 164 млн. грн. По его словам, "деньги фактически пошли на обустройство полосы. В первую очередь — укрепили зону вдоль линии разграничения. 96,7 млн. грн. направили на инженерное обустройство позиций, которые относятся к несению службы пограничных нарядов, 46,3 млн. грн. ушло на покупку специальной автомобильной техники. Еще около 10 млн. грн. ушло на создание условий для размещения подразделений в полевых условиях, на закупку средств автоматизации для пограничного контроля и контрольных приборов". Кроме того он сообщил, что "Кабмин намеревается пересмотреть программу строительства и сократить финансирование обустройства "Стены". В результате нам удалось сократить стоимость проекта в два раза".
Трудно сказать, как подобная экономия повлияла на стоимость прежде секретного проекта, но уже 14 мая 2015 г. распоряжением КМУ № 439-р был утвержден "План мероприятий по инженерно-техническому обустройству российско-украинской государственной границы, территорий, прилегающих к районам проведения антитеррористической операции и Автономной Республики Крым". Он предусматривал скромную сумму в 4,136 млрд. грн., четверть которой планировалось "освоить" уже в текущем году, а остальную часть – до 2018 г. включительно. Львиная доля финансирования приходилась на Администрацию Госпогранслужбы, а 116,431 млн. грн. – на Госгеокадастр. Интересно, что согласно первоначальному плану, предложенному в феврале 2015 г. председателем Госпогранслужбы Виктором Назаренко, общая сумма затрат предусматривалась на уровне 8,362 млрд. грн., однако ее удалось сократить почти вдвое, удалив из осваивающего бюджет состава мининфраструктуры (531 млн. грн.), МВД (4,79 млрд. грн.) и Государственную фискальную службу (2,77 млрд. грн.), увеличив за их счет долю пограничников с 98,6 млн. грн. до 3,83 млрд. и, невольно выдав тем самым секретный план 2014-го года. Правда, в нем затраты на первый год не превышали 95,8 млн. грн., но это уже никого не волновало.
Таким образом, власть (над деньгами) снова переменилась, а прерванная было работа закипела вновь. ГПСУ получила в 2015 г. 400 млн. грн., а проект получил новое красивое название "интеллектуальной границы", что Назаренко объяснил тем, что "сейчас происходит трансформация проекта "Стена" (второе название "Европейский вал"). Это будет не просто земляной вал, а программа т.н. "интеллектуальной границы". Эта идея существует в Европе, мы ее подхватили". Он также проинформировал, что работы проводились на участках границы в Харьковской и Черниговской обл., а в следующем 2016-ом году "мы планируем продолжить этот проект, в зависимости от объема выделенных средств и учитывая угрозы: завершить в Харьковской области — перейти на Луганскую, если будет возможность завершить в Черниговской области и начать работы в Сумской области".
Кроме этого, украинские пограничники планировали в 2016 г. за счет средств, выделенных на реализацию проекта, обустроить административную границу с Крымом и частично на Приднестровье. "Сколько нам дадут на этот денег, на столько и будут спланированы работы. Мы готовы отчитаться за каждую копейку", - подытожил Назаренко. Как известно, на сегодняшний день ни одной копейки в 2016-ом году на проект не попало, что не помешало внефракционному народному депутату Бориславу Березе 25 июля 2016 г. в радиоэфире обвинить Яценюка в том, что ему "удалось сделать на защите украинско-российской границы эффектную рекламу". По словам нардепа, "было выделено 400 плюс 250 млн. грн. На проект, то есть "закопали в землю" фактически. Выкопали яму, которую можно переступить, перепрыгнуть, и поставили сеточку, обычную сеточку с колючей проволокой. В итоге получается, что мы видим продукт, который никому не нужен". Он напомнил также, что "Стену" строили только на участках со "спокойной границей", где нет боевых действий, тогда как первоначально речь действительно шла о создании боевых заграждений. Правда, Игорю Коломойскому бюджетные деньги на этот раз не достались…
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]