Улица Радио, бывшая Вознесения. Часть 2.
---
Улица Радио, бывшая Вознесения. Часть 2.
Часть 1.
Вот такой увидел улицу художник Разжилин И.В.
Дом №2с3 - страрый домик, сейчас здесь располагается театр Сопричастность.
Дом №2с2 - по перечню Объектов культурного наследия до 1917 г. по этому адресу находилась богадельня Вознесенского храма, по Романюку она была по адресу дом №64с1.
Сейчас театрально- художественный колледж. Подскажите, кто знает.
Далее улицу пересекает Елизаветинский переулок.
До начала XX века на месте современного Елизаветинского переулка протекала река Чечёра, с притоками Ольховцом и Кукуем, на которых были устроены многочисленные плотины и пруды.
Разливы Чечёры угрожали железнодорожному хозяйству у трёх вокзалов и многочисленным складам вокруг них, поэтому в 1901—1910 городские власти осушили крупнейшие пруды, а русло Чечёры упрятали в подземный коллектор. На его месте и возник Елизаветинский переулок.
На месте прудов, в ранее заболоченной низине, появились футбольные поля, сохраняющиеся поныне по обе стороны переулка.
Идем дальше по улице Радио.
Дом №13 - здание постройки 1889 года, в котором размещался механический завод по производству котлов, принадлежащий немцам, крещенным в православие, А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера. История завода такова. В 1869 г. прусский подданный и временно московский купец А. К. Дангауэр обратился с просьбой к московскому губернатору открыть кузнечно-слесарную мастерскую. К 1873 г. получил разрешение на открытие механического котельного завода с пятью кузнечными горнами, одной паровой машиной в шесть лошадиных сил и с 27 наемными рабочими. В 1884 г. объединившись со своим соотечественником, создали "Товарищество А.К.Дангауэр и В.В. Кайзер" с товарооборотом в 600 тыс. рублей.
С ростом завода, подыскали новый участок между станциями Перово и Сортировочная, где и построили новые корпуса завода. К 1913 г. завод имел товарооборот в 1,2 млн. руб. В XX веке завод стал крупнейшим предприятием Москвы по выпуску оборудования для пищевой промышленности.
На заводе был собственный престольный праздник - Николин день (9 мая по ст. ст.). В этот день совершали крестный ход и хозяева угощали рабочих.
Дом 10. В начале XVIII века непосредственно на реке, ниже Вознесенской улицы (улица Радио) возникла крупная усадьба, которой последовательно владели Ф. Ю. Ромодановский, М. Г. Головкин, Н. А. Демидов.
Сначала усадьба принадлежала И. Ф. Ромодановскому, наследовавшему после отца своего титул князя-кесаря. Он был генерал-губернатором Москвы в 1727 - 1729 гг. Его портрета я не нашла, зато нашла картину Сурикова В.И. «Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского».
На Иване Федоровиче пресекся род Ромодановских, его единственная дочь вышла замуж за графа М. Г. Головкина и получила в приданое усадьбу на Яузе. Как уже упоминалось ранее, при восшествии на престол в 1742 г. Елизаветы Петровны Головкин был обвинен в измене - он был одним из самых доверенных лиц правительницы Анны Леопольдовны.
Вот как о нем пишет Пыляев «Граф М. Головкин был истинный патриот и искусный министр, ненавидел Бирона и Остермана, имел хорошее образование, отличался прямотой, добрым сердцем и большим гостеприимством, но любил предаваться лени и неге и иногда не был чужд гордости, упрямства, настойчивости и злости».
Конфискованная усадьба перешла в казну и через некоторое время была продана заводчику Никите Акинфиевичу Демидову. Горнозаводчик, покровитель наук и художеств, коллекционер, меценат. Младший сын Акинфия Никитича Демидова. Родился 8 сентября 1724 г. на берегу р. Чусовой на Урале. С юности проявил интерес к семейному делу и уже в 19 лет обладал недюжинной деловой хваткой и необходимыми знаниями в области горного дела и металлургии. Полученные по наследству заводы Никита не только не растерял, но и приумножил, прибавив к шести доставшимся ему по разделу нижнетагильским заводам еще три, которые в совокупности давали чугуна и железа много больше, чем все заводы его отца, вместе взятые.
Первым из Демидовых он приобрел вкус к собирательству художественных и исторических ценностей. Во время путешествия по Европе (1771-1773 гг.) почти всюду посещал мастерские художников и покупал понравившиеся ему картины. Серию полотен по его заказу пишет Жан Батист Грез, а живущий в Париже шведский живописец Александр Рослин пишет портреты Никиты Акинфиевича и его супруги.
Ф.С. Рокотов Портрет Демидова Никиты Акинфиевича
Демидова А.Е.
Известно, что в 1760-х гг. в усадьбе уже находился одноэтажный усадебный, "Слободской", как он назывался, дом, стоявший в глубине участка с регулярным парком и прудами. Он представлял собой сильно растянутую композицию, как бы составленную из нескольких объемов в традициях допетровской архитектуры. При переходе усадьбы к Демидову дом стал перестраиваться.
На фото 1899 г. нет еще Елизаветинского переулка.
На протяжении нескольких десятков лет в обширной усадьбе продолжались работы - ведь на ее территории находилось множество различных строений и даже здание для театра (он находился слева от главного дома), в возведении которого, возможно, принимал участие
М. Ф. Казаков. Обычно бывало, что на подмостках демидовского театра играла немецкая труппа: известный дипломат екатерининского царствования Я. А. Булгаков, живший неподалеку на Вознесенской улице (N 12-14), писал сыну Александру, служившему в русском посольстве в Неаполе, что "немцы играют, и очень хорошо, на театре у Демидова подле меня; я всякий день бываю по соседству".
На сегодняшеий день архитекторами усадьбы XVIII - XIX века считаются В.И.Баженов,
Д.В. Ухтомский.
Облик демидовского дома запечатлен в "Альбоме" лучших частных московских зданий, собранном М. Ф. Казаковым.
Один из сохранившихся служебных флигелей усадьбы дом №10с7.
В саду, да и вообще в усадьбе, находилось огромное количество чугунного литья с демидовских заводов - различных изделий из чугуна насчитывалось более 1500: ограды, светильники, беседки, статуи. До недавнего времени москвичи могли любоваться четырьмя чугунными статуями из этого дворца, изображавшими четыре времени года, - они стояли в парке на Семеновской (Таганской) улице.
Демидовский сад был не только местом гуляний и затей, там находились большие оранжереи и даже зверинец: так, в газете "Московские ведомости" в 1777 г. предлагалось желающим "покупать разныя заморския оранжерейныя деревья с плодами и без плодов, цветы, кусты и зверей, называемых Маралами, Американских малого росту оленей, да башенные с четвертями часы".
После смерти владельца Слободской дом предается забвению, наследники в нем не заинтересованы и тут в 1820-х гг. обосновывается Дом трудолюбия, которому покровительствовала супруга московского военного генерал-губернатора Т. В. Голицына.
Впоследствии он стал Институтом благородных девиц, названным в честь императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра 1, Елизаветинским. В институте бесплатно обучались дочери обер-офицеров и чиновников в чинах не выше титулярного советника, а на платное обучение могло претендовать потомство дворян, духовенства и купцов, но, правда, при условии, если они торговали в России. По воспоминаниям современника, "...большие, высокие и светлые классные комнаты и дортуары, два прекрасных обширных зала, из которых один с колоннами, составляли его внутреннее помещение.
Снимок 1905 г. Прием экзаменов.
Домовый Троицкий храм Елизаветинского института благородных девиц был основан в 1852 году, освящен в 1854-м. когда в стенах старого дворца еще размещался Дом трудолюбия.
Недавно служба в храме восстановлена. Храм был большим, но очень уютным. Иконы были выполнены Карлом Брюлловым ранее, интерьеры выполнил архитектор Михаил Быковский.
Фото 1905 г.
Большой парк с двумя прудами, где летом плавали лебеди, с лодкой и купальней доходил до Яузы и был отделен от нее невысоким деревянным забором".
В 1920-х годах в здании размещалась школа им. Н.А. Радищева. Занятия в классе проходили по принципу лектория, учебными пособиями дети не пользовались, а вели записи. Кроме образовательных предметов ученики обучались в мастерских столярному, слесарному, сапожному, швейному и переплетному делу. Каждый ученик обязан был работать в двух мастерских.
Преподавалась также пение хоровое и сольное, музыка, рисование и сценическое искусство. Два-три раза в год учащиеся отчитывались сольными спектаклями-концертами.
Идеологом и вдохновителем новой вольной системы являлся известный в Москве педагог Потемкин М.А. Его цель была развить способности детей и помочь им определить свое призвание.
В последствии в этом здании находились различные педагогические учебные заведения: техникум имени Профинтерна, институт имени Н. К. Крупской и, наконец, областной институт имени В. И. Ленина, ставший с 1991 г. университетом.
Продолжение. Часть 3.
Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление. http://stapelia2784.livejournal.com/2589.html
Использованы материалы: Википедия; http://oldmos.ru/photo/view/12396; http://testan.narod.ru/moscow/book/sela/mosslob20_4.html и другие.
Часть 1.
Вот такой увидел улицу художник Разжилин И.В.
Дом №2с3 - страрый домик, сейчас здесь располагается театр Сопричастность.
Дом №2с2 - по перечню Объектов культурного наследия до 1917 г. по этому адресу находилась богадельня Вознесенского храма, по Романюку она была по адресу дом №64с1.
Сейчас театрально- художественный колледж. Подскажите, кто знает.
Далее улицу пересекает Елизаветинский переулок.
До начала XX века на месте современного Елизаветинского переулка протекала река Чечёра, с притоками Ольховцом и Кукуем, на которых были устроены многочисленные плотины и пруды.
Разливы Чечёры угрожали железнодорожному хозяйству у трёх вокзалов и многочисленным складам вокруг них, поэтому в 1901—1910 городские власти осушили крупнейшие пруды, а русло Чечёры упрятали в подземный коллектор. На его месте и возник Елизаветинский переулок.
На месте прудов, в ранее заболоченной низине, появились футбольные поля, сохраняющиеся поныне по обе стороны переулка.
Идем дальше по улице Радио.
Дом №13 - здание постройки 1889 года, в котором размещался механический завод по производству котлов, принадлежащий немцам, крещенным в православие, А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера. История завода такова. В 1869 г. прусский подданный и временно московский купец А. К. Дангауэр обратился с просьбой к московскому губернатору открыть кузнечно-слесарную мастерскую. К 1873 г. получил разрешение на открытие механического котельного завода с пятью кузнечными горнами, одной паровой машиной в шесть лошадиных сил и с 27 наемными рабочими. В 1884 г. объединившись со своим соотечественником, создали "Товарищество А.К.Дангауэр и В.В. Кайзер" с товарооборотом в 600 тыс. рублей.
С ростом завода, подыскали новый участок между станциями Перово и Сортировочная, где и построили новые корпуса завода. К 1913 г. завод имел товарооборот в 1,2 млн. руб. В XX веке завод стал крупнейшим предприятием Москвы по выпуску оборудования для пищевой промышленности.
На заводе был собственный престольный праздник - Николин день (9 мая по ст. ст.). В этот день совершали крестный ход и хозяева угощали рабочих.
Дом 10. В начале XVIII века непосредственно на реке, ниже Вознесенской улицы (улица Радио) возникла крупная усадьба, которой последовательно владели Ф. Ю. Ромодановский, М. Г. Головкин, Н. А. Демидов.
Сначала усадьба принадлежала И. Ф. Ромодановскому, наследовавшему после отца своего титул князя-кесаря. Он был генерал-губернатором Москвы в 1727 - 1729 гг. Его портрета я не нашла, зато нашла картину Сурикова В.И. «Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского».
На Иване Федоровиче пресекся род Ромодановских, его единственная дочь вышла замуж за графа М. Г. Головкина и получила в приданое усадьбу на Яузе. Как уже упоминалось ранее, при восшествии на престол в 1742 г. Елизаветы Петровны Головкин был обвинен в измене - он был одним из самых доверенных лиц правительницы Анны Леопольдовны.
Вот как о нем пишет Пыляев «Граф М. Головкин был истинный патриот и искусный министр, ненавидел Бирона и Остермана, имел хорошее образование, отличался прямотой, добрым сердцем и большим гостеприимством, но любил предаваться лени и неге и иногда не был чужд гордости, упрямства, настойчивости и злости».
Конфискованная усадьба перешла в казну и через некоторое время была продана заводчику Никите Акинфиевичу Демидову. Горнозаводчик, покровитель наук и художеств, коллекционер, меценат. Младший сын Акинфия Никитича Демидова. Родился 8 сентября 1724 г. на берегу р. Чусовой на Урале. С юности проявил интерес к семейному делу и уже в 19 лет обладал недюжинной деловой хваткой и необходимыми знаниями в области горного дела и металлургии. Полученные по наследству заводы Никита не только не растерял, но и приумножил, прибавив к шести доставшимся ему по разделу нижнетагильским заводам еще три, которые в совокупности давали чугуна и железа много больше, чем все заводы его отца, вместе взятые.
Первым из Демидовых он приобрел вкус к собирательству художественных и исторических ценностей. Во время путешествия по Европе (1771-1773 гг.) почти всюду посещал мастерские художников и покупал понравившиеся ему картины. Серию полотен по его заказу пишет Жан Батист Грез, а живущий в Париже шведский живописец Александр Рослин пишет портреты Никиты Акинфиевича и его супруги.
Ф.С. Рокотов Портрет Демидова Никиты Акинфиевича
Демидова А.Е.
Известно, что в 1760-х гг. в усадьбе уже находился одноэтажный усадебный, "Слободской", как он назывался, дом, стоявший в глубине участка с регулярным парком и прудами. Он представлял собой сильно растянутую композицию, как бы составленную из нескольких объемов в традициях допетровской архитектуры. При переходе усадьбы к Демидову дом стал перестраиваться.
На фото 1899 г. нет еще Елизаветинского переулка.
На протяжении нескольких десятков лет в обширной усадьбе продолжались работы - ведь на ее территории находилось множество различных строений и даже здание для театра (он находился слева от главного дома), в возведении которого, возможно, принимал участие
М. Ф. Казаков. Обычно бывало, что на подмостках демидовского театра играла немецкая труппа: известный дипломат екатерининского царствования Я. А. Булгаков, живший неподалеку на Вознесенской улице (N 12-14), писал сыну Александру, служившему в русском посольстве в Неаполе, что "немцы играют, и очень хорошо, на театре у Демидова подле меня; я всякий день бываю по соседству".
На сегодняшеий день архитекторами усадьбы XVIII - XIX века считаются В.И.Баженов,
Д.В. Ухтомский.
Облик демидовского дома запечатлен в "Альбоме" лучших частных московских зданий, собранном М. Ф. Казаковым.
Один из сохранившихся служебных флигелей усадьбы дом №10с7.
В саду, да и вообще в усадьбе, находилось огромное количество чугунного литья с демидовских заводов - различных изделий из чугуна насчитывалось более 1500: ограды, светильники, беседки, статуи. До недавнего времени москвичи могли любоваться четырьмя чугунными статуями из этого дворца, изображавшими четыре времени года, - они стояли в парке на Семеновской (Таганской) улице.
Демидовский сад был не только местом гуляний и затей, там находились большие оранжереи и даже зверинец: так, в газете "Московские ведомости" в 1777 г. предлагалось желающим "покупать разныя заморския оранжерейныя деревья с плодами и без плодов, цветы, кусты и зверей, называемых Маралами, Американских малого росту оленей, да башенные с четвертями часы".
После смерти владельца Слободской дом предается забвению, наследники в нем не заинтересованы и тут в 1820-х гг. обосновывается Дом трудолюбия, которому покровительствовала супруга московского военного генерал-губернатора Т. В. Голицына.
Впоследствии он стал Институтом благородных девиц, названным в честь императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра 1, Елизаветинским. В институте бесплатно обучались дочери обер-офицеров и чиновников в чинах не выше титулярного советника, а на платное обучение могло претендовать потомство дворян, духовенства и купцов, но, правда, при условии, если они торговали в России. По воспоминаниям современника, "...большие, высокие и светлые классные комнаты и дортуары, два прекрасных обширных зала, из которых один с колоннами, составляли его внутреннее помещение.
Снимок 1905 г. Прием экзаменов.
Домовый Троицкий храм Елизаветинского института благородных девиц был основан в 1852 году, освящен в 1854-м. когда в стенах старого дворца еще размещался Дом трудолюбия.
Недавно служба в храме восстановлена. Храм был большим, но очень уютным. Иконы были выполнены Карлом Брюлловым ранее, интерьеры выполнил архитектор Михаил Быковский.
Фото 1905 г.
Большой парк с двумя прудами, где летом плавали лебеди, с лодкой и купальней доходил до Яузы и был отделен от нее невысоким деревянным забором".
В 1920-х годах в здании размещалась школа им. Н.А. Радищева. Занятия в классе проходили по принципу лектория, учебными пособиями дети не пользовались, а вели записи. Кроме образовательных предметов ученики обучались в мастерских столярному, слесарному, сапожному, швейному и переплетному делу. Каждый ученик обязан был работать в двух мастерских.
Преподавалась также пение хоровое и сольное, музыка, рисование и сценическое искусство. Два-три раза в год учащиеся отчитывались сольными спектаклями-концертами.
Идеологом и вдохновителем новой вольной системы являлся известный в Москве педагог Потемкин М.А. Его цель была развить способности детей и помочь им определить свое призвание.
В последствии в этом здании находились различные педагогические учебные заведения: техникум имени Профинтерна, институт имени Н. К. Крупской и, наконец, областной институт имени В. И. Ленина, ставший с 1991 г. университетом.
Продолжение. Часть 3.
Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление. http://stapelia2784.livejournal.com/2589.html
Использованы материалы: Википедия; http://oldmos.ru/photo/view/12396; http://testan.narod.ru/moscow/book/sela/mosslob20_4.html и другие.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]