Три вокзала в Небраске: Былая ж/д роскошь США
---
Когда-то США были впереди планеты всей в плане пассажирских железных дорог, но сегодня эта некогда мощная система переживает не лучшие дни. Во время своей поездки в Омаху, штат Небраска, я лицом к лицу столкнулся с величием американской железнодорожной истории, и с тем, насколько сильно обмельчала эта индустрия сегодня.
Давайте посмотрим на остатки былой роскоши золотого века поездов в США, на примере трёх "вокзалов" в Омахе.
Кстати, оказывается, прямо в пятницу исполнилось 150 лет со дня церемонии "золотого костыля", когда в штате Юта были соединены две железнодорожные линии, и у американцев впервые появилась возможность безопасно пересечь североамериканский континент, не проделывая огромного крюка через Панаму. И вот, сегодня ситуация с пассажирскими железными дорогами в Америке немногим лучше, чем полтора века назад.
Сегодня у нас на всю страну есть лишь одна "скоростная" ж/д линия, да и то это слово надо брать в кавычки, так как с настоящими супер-экспрессами её не сравнить... А уж если рельсы промёрзнут, то спасаются от этого совсем допотопным способом.
* * *
Я прилетел в Небраску чтобы послушать премудрости Уоррена Баффетта, после чего ночным поездом ехал в Денвер (штат Колорадо). Поезд по расписанию был поздно - в одиннадцать вечера, а конференция закончилась чуть раньше. Омаха город не большой, и я решил прогуляться до вокзала, чтобы посмотреть на него при свете дня. Вбил в телефон "train station" и пошёл. Благо, от исторического даунтауна шагать было минут 15.
1. К зданию вокзала я подошёл даже быстрее, чем ожидал. Это было грациозное строение из светлого камня, к которому зачем-то сзади пристроили уродливый бетонный заезд на железных подпорках.
2. Впрочем, это мелочи. Само здание, построенное в стиле ар-деко, было в отличной форме, и никак не намекало на какой-либо железнодорожный упадок, по крайней мере, в отдельно взятой Небраске.
3. Фасады вокзального здания украшены резными барельефами. Всё чистенько, ни одного разбитого стекла.
4. Даже неоновая надпись "Omaha Union Station" над главным входом полностью работает. Нет ни одной пропущенной или даже мерцающей буквы.
На фасаде над дверью высечены буквы:
Посвящается, от имени Железных Дорог Омахи, службе, комфорту, и удобству народа.
5. Предвкушая роскошное величие старых вокзалов, я зашёл внутрь. И не разочаровался. Передо мной открылось грандиозное помещение, которое изнутри выглядело ещё лучше, чем снаружи.
Высокие потолки, светлые окна, богатые детали во всём, от старомодных светильников до мощных скамеек.
6. На одном из окон висел огромный американский флаг, через который струился дневной свет с улицы. Над выходами противоположной стены красовались выходы к поездам с надписями "To trains".
7. Вы только посмотрите на эти скамейки! Массивные, удобные, и с вентиляционными решётками. На них так и хочется плюхнутся посидеть. Тут, как бы подавая пример, уже сидит статуя усталого военного!
8. А вот ещё один, рядом со своей любимой.
Одним словом, красота. Может чуть поменьше чем наш Центральный Вокзал в Нью Йорке, но уж точно не менее красиво! Удивительно только, что нет ни одного человека!
9. "Вы на вечеринку пришли?" спросила строго одетая девушка. "Мы уже скоро начнём."
"Нет, на вокзал," ответил я - а сам подумал, надо же - ещё и вечеринки тут проводят! "Еду в Денвер ночным поездом." Для такого железнодорожного романтика как я, ночной поезд это редкий праздник, поэтому я всем встречным об этом хвастаюсь.
"Так вам надо на станцию? Это не здесь."
"Как, не здесь?" удивился я. "Там же над входом написано: Станция Юнион."
"Ой да, это конечно станция, но она не действующая. Здесь сейчас музей. А у нас тут скоро вечеринка, поэтому сегодня музей закрыт. Но вы можете пока походить, посмотреть. Пока люди не пришли. Только вниз не спускайтесь."
Тут я заметил, что большинство пространства станции заставлено столиками с бокалами для вина.
"А станция сейчас на другой стороне," добавила девушка. "Вам надо пройти через мост над рельсами, и потом спуститься."
10. Оказалось, что за дверями "To trains" никаких поездов нет, там и находится железнодорожный музей.
11. Здание Union Station было построено в 1931 году, как раз в разгар эпохи ар-деко (у нас в городе стоит другое знаменитое здание той эпохи). Сорок лет здесь толпились пассажиры, гудели паровозы и дизельные локомотивы. В самый разгар популярности, вокзал пропускал десять тысяч человек ежедневно. Но к 1971 году пассажирский поток иссяк - американцы массово пересели на автобусы и самолёты, и железнодорожные компании перестала возить людей в Омаху. В 1973 году здание отдали городу.
12. Впоследствии вокзал занесли в список исторического наследия, отреставрировали, и открыли тут музей. Один из центральных экспонатов - форма железнодорожного рабочего, с яркой красной фуражкой.
13. На нижнем уровне, куда меня попросили не ходить стоит какой-то исторический локомотив. Я сфотографировал его сверху, и пошёл искать действующий вокзал.
14. Его было видно из окна станции Юнион. Это было угрюмое здание с колоннами. Тоже неплохо, подумал я.
15. Выход из Union Station через роскошный мраморный вестибюль.
16. Уже выйдя из здания, я заметил, что на его торце написано "The Durham Museum". Жаль, конечно что это великолепное здание - не действующий вокзал.
17. Я пошёл на другую сторону путей. Между двумя вокзальными зданиями было огромное пространство. Очевидно, что когда-то оно было заполнено рельсами, но сейчас большую часть из них убрали, и на этом месте образовался печальный пустырь.
18. От бывшего великолепия осталось всего лишь несколько железнодорожных колей. Они выглядят на этом просторе немного жалко.
19. Посмотрев назад на музейный вокзал, с которого я только что вышел, я заметил, что к нему пристроили современный чехол. Очевидно, именно тут находится музейный локомотив, который я сфотографировал. Эта штука очень уродует фасад вокзала.
Получается, спереди он изуродован бетонным заездом, а сзади - саркофагом для паровоза. И лишь с торца (как на заглавной фотографии), сохранил своё строгое величие. Жалко.
20. Ну ладно, пошли смотреть на нынешний вокзал! Мне показалось странным, что железнодорожники зачем-то переехали из одного вокзального здания в другое. С виду оно не казалось ни больше, ни новее, чем Union Station. Разве что угрюмей.
Всё дело в том, что я привык думать о железных дорогах чисто по-советски. В СССР все пути, поезда, и вокзалы принадлежали государству. А в Америке, в разгар её романа с поездами, ж/д были частными, и прибыльными.
Вот и здесь, в Омахе, на протяжении первой части ХХ века работало два конкурирующих вокзала. Напротив Union Station, который принадлежал железнодорожной компании Union Pacific, построили Burlington Station, принадлежащий Burlington Railroad.
21. Станция Burlington существует с 1898 года, но нынешнее здание - результат реставрации в 1929-1930. Хозяева решили обновить свой вокзал, зная, что на другой стороне путей их конкуренты вот-вот достроят новую роскошную станцию.
22. Всё хорошо, только непонятно было, где в этот вокзал входить, все двери казались закрытыми. Тут я заметил, что вокруг здания почему-то стоят огромные спутниковые тарелки.
23. А перед въездом на парковку красуется логотип местного телевизионного канала: KETV-7, часть сети ABC.
24. На входе в здание подтверждают: это телевизионная станция. Внутри запрещено курение, и вход с оружием.
Оказалось, что 1970е были губительными не только для Union Station, но и для вокзала Берлингтон. В начале десятилетия обанкротились практически все пассажирские железные дороги страны, и государство вынужденно было создать госмонополию (Amtrak), чтобы сохранить их на плаву. Несколько лет спустя ведомство перестало эксплуатировать вокзал Burlington, и он долгое время пустовал, пока сюда не въехали телевизионщики.
25. А где же тогда действующий вокзал?! А вот он:
Этот невзрачный сарайчик построили возле уцелевших путей в начале 1980х, и теперь именно он является железнодорожной станцией города. Города, в котором раньше, напротив друг-друга стояли два великолепных вокзала!
26. Сегодня через эту станцию проходит по два пассажирских поезда ежедневно: один на восток, и один на запад. Это один и тот же маршрут - California Zephyr, соединяющий Чикаго с пригородами Сан Франциско. Поезда приходят в 11 вечера и в 5 утра, так что станция работает только ночью.
27. Я заглянул внутрь через немытое стекло. Внутри виднеется касса и небольшой зал ожиданий. Всё это очень прозаично, особенно по сравнению с великолепным интерьером соседнего вокзала Юнион.
28. Снаружи станции ещё сохранилась телефонная будка. Самого телефонного аппарата в ней уже нет, но зато до сих пор висит огромный справочник Yellow Pages. Металлическая обложка уберегла эту толстую книгу от натиска стихии на протяжении долгих лет, кажется она там с конца нулевых.
29. А вот единственный уцелевший перрон. Только часть его покрыта навесом, и выйти на него в дневное время нельзя.
Он, и небольшой приземистый сарайчик, вот всё, что осталось в Небраске от бывшего великолепия пассажирских железных дорог. Это не могло не вызывать во мне грусти - то же самое я испытал год назад, когда попал на роскошный вокзал бывшего СССР, ныне обслуживающий лишь несколько поездов в неделю.
О том, каково это, ехать спальным поездом по США, я расскажу в другой раз.
Любите железные дороги? Вот страны, которым больше повезло с рельсовым транспортом:
Японские железные дороги я считаю лучшими в мире
Швейцарцы не сильно от них отстают
А знаете, где ходит самый быстрый в мире пассажирский поезд?
Давайте посмотрим на остатки былой роскоши золотого века поездов в США, на примере трёх "вокзалов" в Омахе.
Кстати, оказывается, прямо в пятницу исполнилось 150 лет со дня церемонии "золотого костыля", когда в штате Юта были соединены две железнодорожные линии, и у американцев впервые появилась возможность безопасно пересечь североамериканский континент, не проделывая огромного крюка через Панаму. И вот, сегодня ситуация с пассажирскими железными дорогами в Америке немногим лучше, чем полтора века назад.
Сегодня у нас на всю страну есть лишь одна "скоростная" ж/д линия, да и то это слово надо брать в кавычки, так как с настоящими супер-экспрессами её не сравнить... А уж если рельсы промёрзнут, то спасаются от этого совсем допотопным способом.
* * *
Я прилетел в Небраску чтобы послушать премудрости Уоррена Баффетта, после чего ночным поездом ехал в Денвер (штат Колорадо). Поезд по расписанию был поздно - в одиннадцать вечера, а конференция закончилась чуть раньше. Омаха город не большой, и я решил прогуляться до вокзала, чтобы посмотреть на него при свете дня. Вбил в телефон "train station" и пошёл. Благо, от исторического даунтауна шагать было минут 15.
1. К зданию вокзала я подошёл даже быстрее, чем ожидал. Это было грациозное строение из светлого камня, к которому зачем-то сзади пристроили уродливый бетонный заезд на железных подпорках.
2. Впрочем, это мелочи. Само здание, построенное в стиле ар-деко, было в отличной форме, и никак не намекало на какой-либо железнодорожный упадок, по крайней мере, в отдельно взятой Небраске.
3. Фасады вокзального здания украшены резными барельефами. Всё чистенько, ни одного разбитого стекла.
4. Даже неоновая надпись "Omaha Union Station" над главным входом полностью работает. Нет ни одной пропущенной или даже мерцающей буквы.
На фасаде над дверью высечены буквы:
Посвящается, от имени Железных Дорог Омахи, службе, комфорту, и удобству народа.
5. Предвкушая роскошное величие старых вокзалов, я зашёл внутрь. И не разочаровался. Передо мной открылось грандиозное помещение, которое изнутри выглядело ещё лучше, чем снаружи.
Высокие потолки, светлые окна, богатые детали во всём, от старомодных светильников до мощных скамеек.
6. На одном из окон висел огромный американский флаг, через который струился дневной свет с улицы. Над выходами противоположной стены красовались выходы к поездам с надписями "To trains".
7. Вы только посмотрите на эти скамейки! Массивные, удобные, и с вентиляционными решётками. На них так и хочется плюхнутся посидеть. Тут, как бы подавая пример, уже сидит статуя усталого военного!
8. А вот ещё один, рядом со своей любимой.
Одним словом, красота. Может чуть поменьше чем наш Центральный Вокзал в Нью Йорке, но уж точно не менее красиво! Удивительно только, что нет ни одного человека!
9. "Вы на вечеринку пришли?" спросила строго одетая девушка. "Мы уже скоро начнём."
"Нет, на вокзал," ответил я - а сам подумал, надо же - ещё и вечеринки тут проводят! "Еду в Денвер ночным поездом." Для такого железнодорожного романтика как я, ночной поезд это редкий праздник, поэтому я всем встречным об этом хвастаюсь.
"Так вам надо на станцию? Это не здесь."
"Как, не здесь?" удивился я. "Там же над входом написано: Станция Юнион."
"Ой да, это конечно станция, но она не действующая. Здесь сейчас музей. А у нас тут скоро вечеринка, поэтому сегодня музей закрыт. Но вы можете пока походить, посмотреть. Пока люди не пришли. Только вниз не спускайтесь."
Тут я заметил, что большинство пространства станции заставлено столиками с бокалами для вина.
"А станция сейчас на другой стороне," добавила девушка. "Вам надо пройти через мост над рельсами, и потом спуститься."
10. Оказалось, что за дверями "To trains" никаких поездов нет, там и находится железнодорожный музей.
11. Здание Union Station было построено в 1931 году, как раз в разгар эпохи ар-деко (у нас в городе стоит другое знаменитое здание той эпохи). Сорок лет здесь толпились пассажиры, гудели паровозы и дизельные локомотивы. В самый разгар популярности, вокзал пропускал десять тысяч человек ежедневно. Но к 1971 году пассажирский поток иссяк - американцы массово пересели на автобусы и самолёты, и железнодорожные компании перестала возить людей в Омаху. В 1973 году здание отдали городу.
12. Впоследствии вокзал занесли в список исторического наследия, отреставрировали, и открыли тут музей. Один из центральных экспонатов - форма железнодорожного рабочего, с яркой красной фуражкой.
13. На нижнем уровне, куда меня попросили не ходить стоит какой-то исторический локомотив. Я сфотографировал его сверху, и пошёл искать действующий вокзал.
14. Его было видно из окна станции Юнион. Это было угрюмое здание с колоннами. Тоже неплохо, подумал я.
15. Выход из Union Station через роскошный мраморный вестибюль.
16. Уже выйдя из здания, я заметил, что на его торце написано "The Durham Museum". Жаль, конечно что это великолепное здание - не действующий вокзал.
17. Я пошёл на другую сторону путей. Между двумя вокзальными зданиями было огромное пространство. Очевидно, что когда-то оно было заполнено рельсами, но сейчас большую часть из них убрали, и на этом месте образовался печальный пустырь.
18. От бывшего великолепия осталось всего лишь несколько железнодорожных колей. Они выглядят на этом просторе немного жалко.
19. Посмотрев назад на музейный вокзал, с которого я только что вышел, я заметил, что к нему пристроили современный чехол. Очевидно, именно тут находится музейный локомотив, который я сфотографировал. Эта штука очень уродует фасад вокзала.
Получается, спереди он изуродован бетонным заездом, а сзади - саркофагом для паровоза. И лишь с торца (как на заглавной фотографии), сохранил своё строгое величие. Жалко.
20. Ну ладно, пошли смотреть на нынешний вокзал! Мне показалось странным, что железнодорожники зачем-то переехали из одного вокзального здания в другое. С виду оно не казалось ни больше, ни новее, чем Union Station. Разве что угрюмей.
Всё дело в том, что я привык думать о железных дорогах чисто по-советски. В СССР все пути, поезда, и вокзалы принадлежали государству. А в Америке, в разгар её романа с поездами, ж/д были частными, и прибыльными.
Вот и здесь, в Омахе, на протяжении первой части ХХ века работало два конкурирующих вокзала. Напротив Union Station, который принадлежал железнодорожной компании Union Pacific, построили Burlington Station, принадлежащий Burlington Railroad.
21. Станция Burlington существует с 1898 года, но нынешнее здание - результат реставрации в 1929-1930. Хозяева решили обновить свой вокзал, зная, что на другой стороне путей их конкуренты вот-вот достроят новую роскошную станцию.
22. Всё хорошо, только непонятно было, где в этот вокзал входить, все двери казались закрытыми. Тут я заметил, что вокруг здания почему-то стоят огромные спутниковые тарелки.
23. А перед въездом на парковку красуется логотип местного телевизионного канала: KETV-7, часть сети ABC.
24. На входе в здание подтверждают: это телевизионная станция. Внутри запрещено курение, и вход с оружием.
Оказалось, что 1970е были губительными не только для Union Station, но и для вокзала Берлингтон. В начале десятилетия обанкротились практически все пассажирские железные дороги страны, и государство вынужденно было создать госмонополию (Amtrak), чтобы сохранить их на плаву. Несколько лет спустя ведомство перестало эксплуатировать вокзал Burlington, и он долгое время пустовал, пока сюда не въехали телевизионщики.
25. А где же тогда действующий вокзал?! А вот он:
Этот невзрачный сарайчик построили возле уцелевших путей в начале 1980х, и теперь именно он является железнодорожной станцией города. Города, в котором раньше, напротив друг-друга стояли два великолепных вокзала!
26. Сегодня через эту станцию проходит по два пассажирских поезда ежедневно: один на восток, и один на запад. Это один и тот же маршрут - California Zephyr, соединяющий Чикаго с пригородами Сан Франциско. Поезда приходят в 11 вечера и в 5 утра, так что станция работает только ночью.
27. Я заглянул внутрь через немытое стекло. Внутри виднеется касса и небольшой зал ожиданий. Всё это очень прозаично, особенно по сравнению с великолепным интерьером соседнего вокзала Юнион.
28. Снаружи станции ещё сохранилась телефонная будка. Самого телефонного аппарата в ней уже нет, но зато до сих пор висит огромный справочник Yellow Pages. Металлическая обложка уберегла эту толстую книгу от натиска стихии на протяжении долгих лет, кажется она там с конца нулевых.
29. А вот единственный уцелевший перрон. Только часть его покрыта навесом, и выйти на него в дневное время нельзя.
Он, и небольшой приземистый сарайчик, вот всё, что осталось в Небраске от бывшего великолепия пассажирских железных дорог. Это не могло не вызывать во мне грусти - то же самое я испытал год назад, когда попал на роскошный вокзал бывшего СССР, ныне обслуживающий лишь несколько поездов в неделю.
О том, каково это, ехать спальным поездом по США, я расскажу в другой раз.
Любите железные дороги? Вот страны, которым больше повезло с рельсовым транспортом:
Японские железные дороги я считаю лучшими в мире
Швейцарцы не сильно от них отстают
А знаете, где ходит самый быстрый в мире пассажирский поезд?
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]