Идея. Как создать шедевры из ничего?
---
Творческая импотенция - явление довольно частое. Ведь так бывает, что попадая в тепличные условия творцы начинают выдавать на съедение публики не самый качественный продукт, не сильно заботясь о его фактуре, при этом сами окружены миллионами забавных историй. Ну и зритель сам оказывается настолько зажрался, что начинает подвергать критическому давлению даже улыбку Мона Лизы. Когда же народ на протяжении долго времени скован преградами и вдруг получает в руки палку самовыражения, то на свет появляется культурно-революционное наследие хоть и высосанное из пальца. Но при этом насколько хорошо высосанное.
Что такое архитектура? Это не просто слепленные из подручных материалов фасады, а настоящее средство самовыражения, которое смело можно приравнять к искусству. Нет, то что строят на окраинах Петербурга, а точнее даже за его окраинами в Ленобласти, сложно назвать произведениями архитектурного жанра. Это больше напоминает куличи в песочнице налепленные усердным мальчиком по слепку двадцатипятиэтажного ведерка, который тестирует полученные скилы и от краев до краев заполняет выделенное пространство подручной смесью, продолжая настырно стучать лопаткой по пластмассовому дну.
2.
Меж тем, архитектура любой нации отражает ее культуру и историю. Мне даже стыдно осознавать, что потомки нас будут вспоминать именно по оставшемуся наследию в городах Мурино или Кудрово, но... Тут даже наследие шестидесятых в виде «хрущевок» уходит на второй план (хотя в Москве они и вовсе заменяются «собянинками»). Короче, я не об этом. Влияние времени чувствуется не только в картинах, книгах, музыке, но и в архитектуре. Так что пришла пора поговорить о финском «романтизме», подарившем настоящие каменные шедевры Хельсинки. Причем осколком национального культурного подъема соседней страны частично зацепило даже Петербург.
3.
Зарождалось это все в те времена, когда страной мы были единой и управлял Великим Финляндским Княжеством Великий Князь, он же император всея России. Получается русские цари сделали для зарождения финского народа очень много и сбросив с этих земель оковы шведского гнета, подарили свободу. Ну если конечно так можно сказать в глобальном плане. Наши коронодержатели рубить с плеча не решились и привыкших говорить на шведском языке финнов, сломя голову переучивать на русский не стали, при этом дали в руки главный инструмент - самовыражение на родном для них языке.
4.
Это как палка-копалка в руках уже упомянутого мальчика. Так что цари рисковали, потому что они либо в порыве страсти накуролесят и палкой пойдут по мордам соседским стучать, либо сотворят нечто полезное и легендарное. Случилось второе...
5.
Русские политики приняли довольно нестандартное решение. Ведь размещенная в Або (ныне Турку) столица - это далеко. Нужно что-то доступнее, чтоб из Петербурга ближе ездить было, а то русскому царю эта карета не только копчик на ухабах отбивает, но и ягодицы расплющивает. «Так, управленцы имперские, взяли в руки штурмовики и выбрали иную столицу, поближе к государственной границе. Порвоо там, ну или вот, провинциальный Гельсингфорс. Иначе когда эти сельчане с палками восстанут нам к ним еще долго ехать по ушам стучать».
6.
В новоиспеченную столицу потекли бабосики, а за ними потянулись образованные слои населения. Причем потекли как ценный газ по трубам Северного потока и буквально за один век население Хельсинки увеличилось в восемь раз. Представляете, молодые, горячие, отсидевшиеся в саунах финны заполонили небольшой городок и начали выданной палкой финского языка творить новую историю. Появились первые газеты на финском языке, развивались этнографические и археологические исследования, изучение фольклора, истории и традиций. Правда ничего глобальней эпоса «Калевала» в финской истории не нашлось, поэтому эпоха «романтизма» стала подниматься с колен опираясь именно на этот литературный костыль. При этом увеличивающееся население еще и дома для жизни вдруг запросило!
7.
Пока народ вздохнувший воздух свободы старался найти себе самоопределение и пытался ответить на философский вопрос - «Финны? Вот кто они? Яростные викинги или ленивые колхозники? Прагматичные прожигатели жизни или убежденные в превосходстве жители многочисленных озер?», архитекторы строили новый облик столицы из подручных материалов.
8.
Хотелось бы сказать что из говна и выданных палок, но из зажиточной империи стали поступать и новые технологии, поэтому местных зодчих быстро научили пользоваться бетоном, чугуном и стеклом. Но поиски финской культурной идентичности велись на протяжении всего XIX века, оставив свой след в финской литературе, музыке, прикладных искусствах, однако архитектура включилась в этот процесс значительно позже и только в начале 1890-х годов в общественных дебатах возникла идея о создании специфически финского стиля архитектуры.
9.
«Нужно создать нечто такое, на что все будут смотреть и говорить - финское! Нет, камрады, не сауну. Она у нас уже есть. Нет, поварята, не уху со сливками. Архитектуру! Северный модерн. Чтоб монументально стояло! Чтоб китайцы охали и затворами передергивали». Короче, сели архитектурные вяйнемяйнены на пенек и стали бороды распаренные чесать, ведь найти собственную историю там где ее нет - чертовски сложно.
10.
Почему? Контролирующие в свое время данную территорию шведы, не сильно то застраивали пустующее место. Средневековых замков не строили и вообще клали на соседей большой архитектурный болт, поэтому по всей стране можно сосчитать только несколько значительных замков и строений, появившихся на свет до 1809 года. Хватит пальцев и на двух руках. Ну если среди читателей встретятся зануды, то и на ногах. Ну хорошо и на ногах читателя.
11.
Причем некоторые финские патриоты считали это наследие лишь символом политической зависимости и чуждого западного влияния. И так, что делать? Предприняли попытку найти ответы в соседних краях и отправили экспедицию в Карелию, стараясь как Элиас Лённрот найти следы подлинного финского стиля архитектуры у соседей. Это же стандартная практика, постараться найти свое там, где скорее всего оно залежалось в предбаннике. Подобное движение даже получило название - карелианизм и какое-то время финские зодчие старались вплетать карельские орнаменты в экспериментальные постройки. Но в целом карельское влияние оказалось малозначительным и не интересным, так что основ в романтичном модерне оно не нашло.
12.
Тогда решено было посмотреть на новые тенденции зарождавшиеся в мире и тут им под руку попался немецкий югенд, так называемый «новый стиль». Черпая из него вдохновение деревянной кружкой, изучая возможности свободного модерна и специфические ассиметричные формы, поверх югенда, как на раскаленные камни в сауне плеснули и ричардсоновского неороманского стиля. Механизм зашипел, пар пошел и финны начали получать наслаждение, разбавляя все вытащенным из эпоса Калевала национальным колоритом. Так появился северный модерн.
13.
О лучших образцах и их истории мы еще с вами поговорим, но чуточку позже. Сегодня байкоплет устал, хочет накатить чая, посидеть в сауне и поотвечать на комментарии. В короткой версии читайте все в инстаграме. Ну или подписывайтесь на телеграм-канал.
Небанальный Хельсинки
Почему они запретили Дональда Дака?
В этом финны лучше нас
Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Взято: alkopona.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]