Копил, строил, а пожить толком и не успел
---
Скоропостижная кончина, непредвиденные обстоятельства и иные превратности судьбы порою ставят крест на долго вынашиваемых и реализуемых проектах, пожинать плоды успеха автор фактически не успевает. Купец Дехтеринский развивал бизнес, откладывал по копеечке, а построив шикарный доходный дом, прожил в нём от силы год или два.
Прогуливаясь в районе "Пяти Углов" и двигаясь по Загородному проспекту, сложно не обратить внимание на фасад здания под номером 26, построенного архитектором А.Л. Гольмом в стиле эклектики для купца 1й гильдии А.В. Дехтеринского; сине-серого оттенка, с многочисленными барельефами и фестонами, с кованой решёткой балконных ограждений и изящной деревянной дверью - оно ярко выделяется на фоне соседних исторических доходных домов, и только у совсем безразличного прохожего не возникнет в голове мысль: "А какое ж богатое убранство скрывается внутри?!" Среди краеведов и любителей совать свой любопытный нос и объектив повсюду, где дверь приоткрыта, парадная сего доходного дома известна как "парадная с фонарём" благодаря уникальному сохранившемуся газовому фонарю на одном лестничном пролёте. Заглянем внутрь.
2.
Сначала, прежде чем станем в деталях рассматривать лепнину и метлахскую плитку в парадной, из уважения к бывшему хозяину и ради исторической справки предлагаю читателю краткий экскурс, как же появилось на Загородном проспекте столь выдающееся с архитектурной и чисто эстетической точки зрения здание. Купец А.В. Дехтеринский начал свой бизнес ещё в 1850х годах и держал инструментальную лавку в Апраксином дворе, помышляя не только со временем расширить своё дело и открыть ещё несколько точек по продаже металлических инструментов, но и скопить достаточное состояние, чтобы не переезжать с места на место, а построить свой доходный дом.
Копейка за копейкой, рубль за рублём в копилку, сейф или к жене и дочерям в чулки и под матрас, к 1881му году Дехтеринский скопил внушительную сумму, чтобы архитектор А.Л. Гольм перестроил под его вкус уже существовавшее здание на Загородном проспекте в Санкт-Петербурге. В те годы данный участок носил номер 24 и принадлежал сначала Департаменту податей и сборов, а затем в здании квартировало Русское музыкальное общество.
3.
Гольму потребовалось всего два года, 1881-1882, чтобы воплотить чаяния и пожелания заказчика и перестроить имевшееся здание в доходный дом, украсив фасад и резную дверь в парадную фестонами из лавровых листьев и барельефами со шлемом древнегреческого бога торговли Гермеса и создав богатое лепное убранство и изящные интерьеры квартир и парадной лестницы. Однако, заезжает с семьей в новую резиденцию Дехтеринский не сразу, а только в 1884м году - что послужило причиной двухгодичного простоя или задержки, не ясно - то ли ремонт долго делали, то ли жильцы в роскошные апартаменты арендовать тоже не торопились.
Ведь делах и судьбе купца информацию историки выуживали из старых адресных книг и справочных книг санкт-петербургского купечества, издававшихся каждый год, а на 1883й год Дехтеринский уже значился купцом 1й гильдии, почётным гражданином, членом нескольких обществ, да и лавок за ним числилось на три больше. Развернуться на широкую ногу купец не успел, и долго пожить в доме, на который копил половину жизни, тоже - Дехтеринский умер в конце 1885го года, оставив наследство и бизнес жене и дочерям. Ещё спустя 11 лет во владельцах дома уже значилось Российское общество застрахования капиталов и доходов, в начале XX века его постигла та же незавидная участь, что и многие доходные дома в святом Петербурге.
4.
При входе в парадную, аккуратно отодвинув коврик, сразу видим потускневшее, затёртое, местами потрескавшееся, но в целом, неплохо сохранившееся с года постройки плиточное панно с растительным орнаментом.
5.
К парадной лестнице ведёт узкий тёмный вестибюль, чьи стены, как и вся парадная, облицованы рустованными горизонтальным панелями глубокого тёмно-синего цвета. Изящные и массивные лепные карнизы, чья белизна давно канула в лету, несут себе множество символов, выбранных явно не случайно. Основной акцент сделан на темы изобилия, плодородия, достатка, успеха в торговле и богатства - собственно, чего ещё ожидать от предприимчивого дельца.
6.
Центральное место на многих барельефах, карнизах и десюдепортах парадной занимает портрет богини Геры в диадеме, считавшейся в древнегреческой мифологии покровительницей не только брака и материнства, но и обеспечивавшей плодородие земли.
7.
В арочных нишах расположены барочные раковины, их обрамляют меандры с морскими волнами. Над карнизом в медальоне картуша - фамильный герб Дехтеринского. В англоязычном написании букву "D" можно встретить на створках двери в парадную, а на фасаде герб с медальона, видимо, стёрли в советское время.
8.
Тем занятнее видеть маски сатиров, пусть и считающихся демонами плодородия, но ведущих довольно распутный образ жизни, охотясь в пьяном состоянии за нимфами. О распутстве купец Дехтеринский, у которого было аж 6 дочерей, вряд ли помышлял.
9.
Чем выше мы поднимаемся, тем проще становится плиточное покрытие лестничных площадок. Вестибюль вымощен гексагональной плиткой с объёмным кубическим узором, далее мы встречаем цветочные орнаменты с бордюрами, и на последнем этаже - простецкие мелкие ромбы без излишеств. Вся плитка сохранилась с 1882го года, удивительно.
10.
Самая красивая плитка в парадной - на втором этаже, где видимо, располагались самые просторные квартиры для зажиточных арендаторов.
11.
У архитектора Гольма цвет настроения на момент проектирования вполне мог совпадать с выбранным тёмно-синим цветом стен, однако, какой колер выбрали в конце XIX века, установить не удалось - встречаются фотографии парадной с окрашенными и в фиолетовый, и в тёмно-зелёный цвета. При недостаточном освещении от добавленных в советское время немногочисленных светильников на лестничных пролётах и почти не проникающего света из крохотных окошек на пристроенной снаружи лифтовой шахте в парадной царит загадочный и мистический сумрак, от чего ритуал соприкосновения с былым наследием приобретает некий дополнительный антураж, что не могло не понравиться кинематографистам.
12.
В парадной снимали сцены из двух фильмов: "Счастливые дни" и "Три женщины Достоевского". При съемках второго на лестничной клетке третьего этажа и установили на изящной кованой тумбе на сохранившемся пилоне газовый фонарь, оставив его после съемок. Кадры с фонарём распространились по сети, и парадную доходного дома Дехтеринского стали для простоты называть "парадная с фонарём".
13.
Сейчас фонарь сняли жильцы и хранят в одной из квартир, оставив только пилон, что не мешает барышням в винтажных нарядах устраивать в интерьерах парадной лестницы оригинальные фотосессии. Одну такую я как раз застал в процессе исследования парадной.
14.
Количество проводов, опутывающих барочные раковины и десюдепорт с рогами изобилия и изображением богини Геры непрозрачно намекает нам, что до сих пор все квартиры в доме - коммунальные, где по утрам, гремя посудой, собирается братва. Где дядя Ваня на баяне, а оленевод Бельдыев "Тундра, тундра далеко", и вот это всё.
15.
Лестничные площадки, куда выходит лифт, оформлены арками и нишами, украшенными теми же барочными раковинами. Историки заверяют, что раньше в нишах стояли статуи. За советские годы всё пропало в неизвестном направлении.
16.
В рустованных стенах выделяются стройные ряды встроенных пирамидок, выглядящих словно кованые заклёпки на массивных крепостных воротах.
17.
Почти все двери в парадной - оригинальные, на лестничную площадку выходили двери двух квартир, а за дверью посередине находилась уборная - в те годы встраивать туалет в квартиру, видимо, не всегда было принято.
18.
Приехав из Азии, все привозят фотографии хаотично висящих на электрических столбах клубков из проводов - а чем, скажите, проводка в домах, где до сих пор не расселили коммунальные квартиры, лучше? Кабель-каналы, гофра, клеммники, просто провода - всё висит снаружи, и в порядок приводить сей бардак никто не станет.
19.
Поднимаемся на последний этаж. Ещё один сюрприз под незамысловато декорированным тремя розетками потолком. Балка намекает, что дому явно не помешает капитальный ремонт; фасад отреставрировали в 2011м году. Овальное окошко "бычий глаз" и небольшое окно над лифтом - единственные источники естественного освещения. Снимать в парадной проблематично, так что мне пришлось наведаться в дом на Загородном проспекте под номером 26 дважды: в солнечный день внутри не включили освещение и стояла кромешная тьма, так что поснимал только верхний этаж; во второй визит в пасмурный день смог отснять всё остальное.
20.
21.
Учитывая возраст и наличие коммунальных квартир, парадная находится не в запущенном состоянии. Смахнуть бы паль с лепных карнизов, отмыть раковины и, разумеется, спрятать провода - а кто этим станет заниматься? Если только вдруг найдётся деятельный жилец и за свои кровные и своими руками (а истории такие в Питере случались) улучшит состояние сохранившегося наследия.
22.
23.
Попасть внутрь - проще простого, не нужны никакие универсальные ключи от домофонов, которыми пользуются маститые исследователи не парадного Петербурга, не нужно нести бутылку или шоколадку охраннику, ведь его попросту нет, не сработают никакие волшебные заклинания из сказок. Достаточно просто войти с жильцом или подождать, пока кто-нибудь выйдет и придержать дверь.
24.
Более того, улыбнувшись, всегда можно попросить открыть, если Вы не успели схватить закрывающуюся дверь. "И что сюда все ходят?!" - воскликнула девушка, набирая для меня код на домофоне. "Ну как? Красиво ж внутри, плиточку метлахскую поснимать, фонарь, кованые ограждения лестницы - сейчас так не строят".
25.
Весна и лето не за горами, а тогда бродить по парадным и ловить свет внутри гораздо приятнее. Поджидаю хорошей погоды, чтобы отправиться с заготовленным списком по нескольким адресам. Keep it locked!
Другие посты о парадных Санкт-Петербурга:
Парадная у 5 углов
"Ромашка" - самая красивая парадная
Парадная дома Елисеева на Фонтанке
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Прогуливаясь в районе "Пяти Углов" и двигаясь по Загородному проспекту, сложно не обратить внимание на фасад здания под номером 26, построенного архитектором А.Л. Гольмом в стиле эклектики для купца 1й гильдии А.В. Дехтеринского; сине-серого оттенка, с многочисленными барельефами и фестонами, с кованой решёткой балконных ограждений и изящной деревянной дверью - оно ярко выделяется на фоне соседних исторических доходных домов, и только у совсем безразличного прохожего не возникнет в голове мысль: "А какое ж богатое убранство скрывается внутри?!" Среди краеведов и любителей совать свой любопытный нос и объектив повсюду, где дверь приоткрыта, парадная сего доходного дома известна как "парадная с фонарём" благодаря уникальному сохранившемуся газовому фонарю на одном лестничном пролёте. Заглянем внутрь.
2.
Сначала, прежде чем станем в деталях рассматривать лепнину и метлахскую плитку в парадной, из уважения к бывшему хозяину и ради исторической справки предлагаю читателю краткий экскурс, как же появилось на Загородном проспекте столь выдающееся с архитектурной и чисто эстетической точки зрения здание. Купец А.В. Дехтеринский начал свой бизнес ещё в 1850х годах и держал инструментальную лавку в Апраксином дворе, помышляя не только со временем расширить своё дело и открыть ещё несколько точек по продаже металлических инструментов, но и скопить достаточное состояние, чтобы не переезжать с места на место, а построить свой доходный дом.
Копейка за копейкой, рубль за рублём в копилку, сейф или к жене и дочерям в чулки и под матрас, к 1881му году Дехтеринский скопил внушительную сумму, чтобы архитектор А.Л. Гольм перестроил под его вкус уже существовавшее здание на Загородном проспекте в Санкт-Петербурге. В те годы данный участок носил номер 24 и принадлежал сначала Департаменту податей и сборов, а затем в здании квартировало Русское музыкальное общество.
3.
Гольму потребовалось всего два года, 1881-1882, чтобы воплотить чаяния и пожелания заказчика и перестроить имевшееся здание в доходный дом, украсив фасад и резную дверь в парадную фестонами из лавровых листьев и барельефами со шлемом древнегреческого бога торговли Гермеса и создав богатое лепное убранство и изящные интерьеры квартир и парадной лестницы. Однако, заезжает с семьей в новую резиденцию Дехтеринский не сразу, а только в 1884м году - что послужило причиной двухгодичного простоя или задержки, не ясно - то ли ремонт долго делали, то ли жильцы в роскошные апартаменты арендовать тоже не торопились.
Ведь делах и судьбе купца информацию историки выуживали из старых адресных книг и справочных книг санкт-петербургского купечества, издававшихся каждый год, а на 1883й год Дехтеринский уже значился купцом 1й гильдии, почётным гражданином, членом нескольких обществ, да и лавок за ним числилось на три больше. Развернуться на широкую ногу купец не успел, и долго пожить в доме, на который копил половину жизни, тоже - Дехтеринский умер в конце 1885го года, оставив наследство и бизнес жене и дочерям. Ещё спустя 11 лет во владельцах дома уже значилось Российское общество застрахования капиталов и доходов, в начале XX века его постигла та же незавидная участь, что и многие доходные дома в святом Петербурге.
4.
При входе в парадную, аккуратно отодвинув коврик, сразу видим потускневшее, затёртое, местами потрескавшееся, но в целом, неплохо сохранившееся с года постройки плиточное панно с растительным орнаментом.
5.
К парадной лестнице ведёт узкий тёмный вестибюль, чьи стены, как и вся парадная, облицованы рустованными горизонтальным панелями глубокого тёмно-синего цвета. Изящные и массивные лепные карнизы, чья белизна давно канула в лету, несут себе множество символов, выбранных явно не случайно. Основной акцент сделан на темы изобилия, плодородия, достатка, успеха в торговле и богатства - собственно, чего ещё ожидать от предприимчивого дельца.
6.
Центральное место на многих барельефах, карнизах и десюдепортах парадной занимает портрет богини Геры в диадеме, считавшейся в древнегреческой мифологии покровительницей не только брака и материнства, но и обеспечивавшей плодородие земли.
7.
В арочных нишах расположены барочные раковины, их обрамляют меандры с морскими волнами. Над карнизом в медальоне картуша - фамильный герб Дехтеринского. В англоязычном написании букву "D" можно встретить на створках двери в парадную, а на фасаде герб с медальона, видимо, стёрли в советское время.
8.
Тем занятнее видеть маски сатиров, пусть и считающихся демонами плодородия, но ведущих довольно распутный образ жизни, охотясь в пьяном состоянии за нимфами. О распутстве купец Дехтеринский, у которого было аж 6 дочерей, вряд ли помышлял.
9.
Чем выше мы поднимаемся, тем проще становится плиточное покрытие лестничных площадок. Вестибюль вымощен гексагональной плиткой с объёмным кубическим узором, далее мы встречаем цветочные орнаменты с бордюрами, и на последнем этаже - простецкие мелкие ромбы без излишеств. Вся плитка сохранилась с 1882го года, удивительно.
10.
Самая красивая плитка в парадной - на втором этаже, где видимо, располагались самые просторные квартиры для зажиточных арендаторов.
11.
У архитектора Гольма цвет настроения на момент проектирования вполне мог совпадать с выбранным тёмно-синим цветом стен, однако, какой колер выбрали в конце XIX века, установить не удалось - встречаются фотографии парадной с окрашенными и в фиолетовый, и в тёмно-зелёный цвета. При недостаточном освещении от добавленных в советское время немногочисленных светильников на лестничных пролётах и почти не проникающего света из крохотных окошек на пристроенной снаружи лифтовой шахте в парадной царит загадочный и мистический сумрак, от чего ритуал соприкосновения с былым наследием приобретает некий дополнительный антураж, что не могло не понравиться кинематографистам.
12.
В парадной снимали сцены из двух фильмов: "Счастливые дни" и "Три женщины Достоевского". При съемках второго на лестничной клетке третьего этажа и установили на изящной кованой тумбе на сохранившемся пилоне газовый фонарь, оставив его после съемок. Кадры с фонарём распространились по сети, и парадную доходного дома Дехтеринского стали для простоты называть "парадная с фонарём".
13.
Сейчас фонарь сняли жильцы и хранят в одной из квартир, оставив только пилон, что не мешает барышням в винтажных нарядах устраивать в интерьерах парадной лестницы оригинальные фотосессии. Одну такую я как раз застал в процессе исследования парадной.
14.
Количество проводов, опутывающих барочные раковины и десюдепорт с рогами изобилия и изображением богини Геры непрозрачно намекает нам, что до сих пор все квартиры в доме - коммунальные, где по утрам, гремя посудой, собирается братва. Где дядя Ваня на баяне, а оленевод Бельдыев "Тундра, тундра далеко", и вот это всё.
15.
Лестничные площадки, куда выходит лифт, оформлены арками и нишами, украшенными теми же барочными раковинами. Историки заверяют, что раньше в нишах стояли статуи. За советские годы всё пропало в неизвестном направлении.
16.
В рустованных стенах выделяются стройные ряды встроенных пирамидок, выглядящих словно кованые заклёпки на массивных крепостных воротах.
17.
Почти все двери в парадной - оригинальные, на лестничную площадку выходили двери двух квартир, а за дверью посередине находилась уборная - в те годы встраивать туалет в квартиру, видимо, не всегда было принято.
18.
Приехав из Азии, все привозят фотографии хаотично висящих на электрических столбах клубков из проводов - а чем, скажите, проводка в домах, где до сих пор не расселили коммунальные квартиры, лучше? Кабель-каналы, гофра, клеммники, просто провода - всё висит снаружи, и в порядок приводить сей бардак никто не станет.
19.
Поднимаемся на последний этаж. Ещё один сюрприз под незамысловато декорированным тремя розетками потолком. Балка намекает, что дому явно не помешает капитальный ремонт; фасад отреставрировали в 2011м году. Овальное окошко "бычий глаз" и небольшое окно над лифтом - единственные источники естественного освещения. Снимать в парадной проблематично, так что мне пришлось наведаться в дом на Загородном проспекте под номером 26 дважды: в солнечный день внутри не включили освещение и стояла кромешная тьма, так что поснимал только верхний этаж; во второй визит в пасмурный день смог отснять всё остальное.
20.
21.
Учитывая возраст и наличие коммунальных квартир, парадная находится не в запущенном состоянии. Смахнуть бы паль с лепных карнизов, отмыть раковины и, разумеется, спрятать провода - а кто этим станет заниматься? Если только вдруг найдётся деятельный жилец и за свои кровные и своими руками (а истории такие в Питере случались) улучшит состояние сохранившегося наследия.
22.
23.
Попасть внутрь - проще простого, не нужны никакие универсальные ключи от домофонов, которыми пользуются маститые исследователи не парадного Петербурга, не нужно нести бутылку или шоколадку охраннику, ведь его попросту нет, не сработают никакие волшебные заклинания из сказок. Достаточно просто войти с жильцом или подождать, пока кто-нибудь выйдет и придержать дверь.
24.
Более того, улыбнувшись, всегда можно попросить открыть, если Вы не успели схватить закрывающуюся дверь. "И что сюда все ходят?!" - воскликнула девушка, набирая для меня код на домофоне. "Ну как? Красиво ж внутри, плиточку метлахскую поснимать, фонарь, кованые ограждения лестницы - сейчас так не строят".
25.
Весна и лето не за горами, а тогда бродить по парадным и ловить свет внутри гораздо приятнее. Поджидаю хорошей погоды, чтобы отправиться с заготовленным списком по нескольким адресам. Keep it locked!
Другие посты о парадных Санкт-Петербурга:
Парадная у 5 углов
"Ромашка" - самая красивая парадная
Парадная дома Елисеева на Фонтанке
Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.
Взято: sasha-lotus.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]