АО «Центральное конструкторское бюро машиностроения» (АО «ЦКБМ»)
---
Ещё не так давно это было довольно секретное предприятие, и вот наше время, я на нём, да ещё и с фотоаппаратом. АО «Центрального конструкторского бюро машиностроения» или проще АО «ЦКБМ» - является единственным в стране разработчиком и изготовителем главных циркуляционных насосов для всех типов российских реакторов и располагает единственным в России комплексом для проведения полномасштабных испытаний насосного оборудования в условиях, имитирующих работу реактора по всем параметрам. Так им и этого мало, они ещё один супер современный испытательный стенд возводят, причём собственной разработки. АО «ЦКБМ» входит в состав АО «Атомэнергомаш» машиностроительного дивизиона Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Короче говоря, я в очередной раз приглашаю вас убедиться, что наша атомная отрасль лучшая в мире!
На всех передовых заводах и фабриках давно уже в почёте культ бережливого производства, не являются исключением и предприятия «Росатома». Более того, они даже разработали свою систему успешности, которую так и назвали Производственная система «Росатома» (ПСР). В её основе лежат пять принципов, которые призывают сотрудников быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору); решать проблемы на месте их возникновения; встраивать качество в процесс, не производить брак; выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.); быть примером для коллег. В качестве поощрения для предприятий-лидеров есть приятные бонусы. Например, приезды бизнес-тренера на предприятие, возможность поездок работников для обмена опытом на зарубежные и российские передовые предприятия, семейные путевки, сертификаты на обучение в Корпоративной академии Росатома, участие в проекте «Дизайн рабочего пространства» и др. Так вот наш сегодняшний герой как раз из таких передовиков. Впервые, АО «ЦКБМ» получило статус «Лидер ПСР» в 2017 году, а в марте прошлого года они не только закрепили свой статус, а ещё и стали первым в рейтинге ПСР-предприятий всей ГК «РОСАТОМ». И как мне теперь оценивать другие машиностроительные заводы, ведь они не все так блестят…
2.
3. Склад заготовок, и тут красота и порядок.
4.
История «Центрального конструкторского бюро машиностроения» (АО «ЦКБМ») начинается 27 декабря 1945 года, когда Постановлением Совнаркома СССР № 3175-963сс было предписано организовать проектирование и изготовление на Ленинградском Кировском заводе опытных турбокомпрессоров. Так было создано Особое конструкторское бюро ленинградского Кировского завода (ОКБ ЛКЗ).
5.
На первых порах, усилиями ОКБ ЛКЗ и ОКБ Горьковского машиностроительного завода было создано 16 типоразмеров и конструкций диффузионных машин, которыми были оснащены все диффузионные заводы, специализирующиеся на разделении изотопов урана. Кроме того, ОКБ ЛКЗ для диффузионных заводов было разработано более 40 наименований основного и вспомогательного оборудования. Как известно, первые килограммы обогащенного урана были получены уже в 1949 году на первом газодиффузионном заводе Д-1, в разделительном каскаде которого насчитывалось более 5 000 машин подобных машин. Первая же урановая атомная бомба была успешно испытана в СССР в 1951 году…
6.
7. Сборочно-сварочный участок.
8.
В 50-е годы предприятие разработало газовую центрифугу и стало инициатором перехода отрасли на центрифужную технологию. Было сконструировано шесть поколений центрифуг. За эти годы производительность центрифуг увеличилась в несколько раз, ресурсная надежность повысилась с 3 до 30 лет, уменьшилась стоимость единицы работы разделения. До сих пор Россия держит первенство в мире по техническим характеристикам подобного оборудования, а в области разработки центрифуг для получения стабильных изотопов значительно опережает другие развитые страны.
9.
10.
В конце 1952 года им была поручена разработка герметичных электронасосов для атомных паропроизводительных установок (АППУ) подводных лодок Военно-морского флота страны. Уже в 1953-м был изготовлен первый насос первого контура ЦЭН-602, вслед за ним - насос ГЦЭНПК-601. Вот они и положили начало серии насосов (ГЦЭН-146, ВЦЭН-147, ГЦЭН-146П, и ВЦЭН-147П) для атомных подводных лодок первого поколения. В дальнейшем, начиная с 1962 года, были созданы насосы для атомных лодок последующих поколений (ГЦЭН-162, ВЦЭН-162, ЦЭН-181МН, ЦЭН-188), для атомных ледоколов типа «Сибирь» и ледоколов с малой осадкой. Кроме этого в области судовой атомной энергетики ими были созданы и внедрены комплексы оборудования: в 1972 году для перезарядки реакторов атомных ледоколов «Ленин» и «Арктика», в 1975-м для замены и ремонта установок ОК-500, в 1981-1982 годах для перезарядки ядерного топлива реакторов атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь», в 1986-м для агрегатной перегрузки атомных ледоколов.
11.
12.
Кстати, в 1954 году по инициативе главного конструктора ОКБ ЛКЗ Н.М. Синева и директора ФЭИ А.К. Красина, одного из авторов первой в мире АЭС, было решено провести поисковые работы для АЭС с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах и турбогенераторной установкой, оборудование которой размещалось на самоходных гусеничных платформах. Станция получила условное название ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция, а в КБ она именовалась «Объект 27»). В 1957-м было утверждено техническое задание, вышло постановление СМ СССР, а к концу 1958 года завершилась разработка рабочего проекта станции, было развернуто производство и начаты экспериментальные работы. 7 июля 1961 года в Обнинске в ФЭИ реактор достиг критичности, а 14 октября на станции состоялся энергетический пуск. 19 февраля 1962 года станция вышла на номинальную мощность 1,5 МВт и дала ток в систему Мосэнерго. Первый этап опытной эксплуатации ТЭС-3 завершился в 1966 году с выработкой ресурса первой загрузки активной зоны.
В качестве базы для ТЭС-3 был использован танк Т-10, чрезвычайно надежный и широко применяемый в войсках, но его ходовая часть подверглась существенным изменениям в связи со спецификой нового объекта. Шасси объекта 27 было разработано в ОКБ Кировского завода путём удлинения шасси танка Т-10 (и, соответственно, увеличением числа опорных катков до 10) и увеличения ширины гусениц для сохранения удельного давления на грунт в необходимых пределах. Помимо использования гусеничного шасси, также имелась возможность транспортировки электростанции на железнодорожных платформах.
Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, установленного на двух самоходах составляла 8,8 МВт (электрическая, с генераторов - 1,5 МВт). Станция выполнена по двухконтурной схеме с гетерогенным водо-водяным реактором тепловой мощностью 8,8 тыс. кВт, охлаждаемым водой под давлением 130 ат при температурах на входе реактора 275 °С и на выходе 300 °С. Расход воды в первом контуре установки 320 т/ч. В активной зоне реактора, имеющей форму цилиндра высотой 600 и диаметром 660 мм, размещены 74 тепловыделяющие сборки с высокообогащенным ураном. Средняя тепловая нагрузка в реакторе равна 0,6•106 ккал/(м2•ч), максимальная - 1,3•106 ккал/(м2•ч). Длительность кампании реактора 250 суток, а при частичной догрузке тепловыделяющих элементов - до 1 года.
Всё оборудование станции было размещено на четырёх гусеничных самоходных транспортерах. На двух самоходах находится реакторная парогенераторная установка, на двух других - турбогенератор, пульт управления и вспомогательное оборудование. Общий вес оборудования, установленного на самоходах, составлял около 210 тонн. Эксплуатация ТЭС-3 подтвердила её работоспособность, позволила уточнить принципы АЭС и АТЭЦ для дальних районов, впервые осуществить опыт эксплуатации АЭС в режиме саморегулирования. Хоть программа по их разработке и была вскоре свёрнута, тем не менее, в 1980-х годах идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила продолжение в виде ТЭС-7 и ТЭС-8, но это уже совсем другая история…
Машина комплекса ТЭС-3 на Камчатке. 1988 г.
На АЭС первого поколения нашли широкое применение их ГЦН герметичного типа, в которых статор электродвигателя отделялся от ротора тонкой металлической перегородкой и не имел соприкосновения с перекачиваемым теплоносителем, а ротор вращался в перекачиваемой среде. Было разработано и внедрено несколько десятков таких насосов с электродвигателями мощностью от 4,5 до 2400 кВт.И всё же наибольшее распространение получили главные циркуляционные электронасосы типа ГЦЭН-310, установленные на Нововоронежской АЭС (3 и 4 блоки); Кольской АЭС (1 и 2 блоки); в Словакии на АЭС "Богуницы" (1 и 2 блоки); в Болгарии на АЭС "Козлодуй" (1-4 блоки). Суммарная наработка ГЦН-310 составляет 1800 реакторолет. Максимальная наработка агрегата ГЦН-310 - 200 000 часов. Позже были разработаны и изготовлены серийные насосы с уплотнением вала для АЭС с реактором ВВЭР-1000 ГЦН-195М, насосный агрегат следующей модификации ГЦНА-1391 в экспортном исполнении повышенной безопасности и надежности с подшипниками на водяной смазке. Такие насосные агрегаты были поставлены, например, на АЭС Бушер (Иран) и Тяньваньской АЭС (Китай). Славные традиции первооткрывателей продолжаются и в наше время. Одна из последних разработок циркуляционный насос без маслосистемы (ГЦНА-1753), в котором все узлы смазываются и охлаждаются водой (в том числе - узлы электродвигателя). Отсутствие маслосистемы значительно повышает пожаробезопасность АЭС. Данное техническое решение тоже не имеет аналогов в мире.
13.
По заданию министерства с 1963 года в ЦКБМ были начаты работы над космической ЯЭУ «Енисей». Установка разрабатывалась в соответствии с постановлением правительства и техническим заданием Конструкторского бюро прикладной механики (КБПМ). В разработке КЯЭУ "Енисей" в 70-80-е годы участвовали РНЦ "Курчатовский институт", НИИ НПО "Луч" (Подольск), СФТИ (Сухуми), ФЭИ (Обнинск), ФТИ им. А.Ф.Иоффе, завод "Двигатель" (Талинн), ЦНИИ КМ "Прометей" и многие другие. Полный цикл технологической и экспериментальной отработки КЯЭУ к 1985 году был завершен. Были подтверждены все основные параметры технического задания, в том числе мощность (~5,5 кВт), массогабаритные характеристики и полуторагодичный ресурс. В ЦКБМ также был разработан комплекс оборудования для первого в России завода РТ-1 по регенерации отработанного ядерного топлива.
14.
15.
В 1967-м в ЦКБМ вливается ОКБ-4, основанное при заводе им. Я.М. Свердлова в 1956 году для создания специального дистанционно-управляемого оборудования для атомной науки и техники. За эти годы ЦКБМ разработало и изготовило огромное количество дистанционно-управляемых станков, манипуляторов, перегрузочных машин и другого оборудования горячих камер. В области стационарной ядерной энергетики уникальным достижением стало создание перегрузочной машины РЗМ-488 для канальных реакторов типа РБМК. Она обеспечивает транспортно-технологические операции перегрузки кассет с ядерным топливом как на остановленном, так и на работающих реакторах типа РБМК-1000 и РБМК-1500. С 1973 по 1988-й изготовлено 18 машин, которые до сих пор успешно эксплуатируются на Ленинградской, Курской, Смоленской, Игналинской и Чернобыльской атомных электростанциях.
Вот, как выглядит, разгрузо-загрузочная машина, которая и перегружает топливные кассеты на Смоленской АЭС.
Её кабина управления
16. Гальванический участок.
17.
Как резюме, можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей своей истории, ЦКБМ успешно разрабатывало, изготавливало и внедряло оборудование для атомной промышленности, не имеющее аналогов в мире. За что всегда и ценилось у экспертов отрасли, а также получало высокую оценку у наших государственных мужей. Так, например, в 1970 году предприятие было награждено орденом Ленина.
18.
Сегодня ЦКБМ специализируется на разработке и производстве главных циркуляционных насосов (ГЦН), герметичных насосов, центробежных электронасосов для АЭС, турбомолекулярных насосов и дистанционно-управляемого транспортно-технологического оборудования для работы с радиоактивными материалами, а также оборудования для исследовательских центров и других отраслей промышленности. Их ГЦН успешно эксплуатируются на всех атомных станциях, построенных по российским проектам, в том числе за рубежом. А прямо сейчас мы находимся в их филиале «ЦКБМ 2», который расположен в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Свою историю он ведёт с 1967 года. Из себя он представляет экспериментальную и производственную базу АО «ЦКБМ» с цехами и вспомогательными службами. Именно в «ЦКБМ 2» был создан целый ряд уникальных стендов, в том числе и полномасштабных, на которых была произведена отработка конструкций более 30 типов насосов для стационарных, транспортных и исследовательских реакторных установок. В настоящее время в эксплуатации «ЦКБМ-2» находятся пять модернизированных стендов, два из которых не имеют аналогов в России.
19. Идёт отгрузка готовой продукции.
Для справки. Главные циркуляционные насосные агрегаты (ГЦНА) - это важная и неотъемлемая часть реакторной установки: они обеспечивают интенсивную циркуляцию теплоносителя в первом контуре реактора. От надежной и бесперебойной работы ГЦНА напрямую зависит безопасность любой АЭС. Выше я уже писал, что ЦКБМ приступило к выпуску циркуляционных насосов четвертого поколения - ГЦНА-1753. Их главной особенностью является то, что в их конструкции предусмотрена система водяной смазки всех узлов насоса и электродвигателя. Новая конструкция позволяет отказаться от использования масла в реакторном отделении - это значительно повышает пожаробезопасность реакторной установки. Кроме того, исключение маслосистемы и соответствующего оборудования - маслобаков, маслоохладителей и маслонасосов - ведет к уменьшению металлоемкости ГЦНА и снижению массы агрегата на несколько тонн.
20. Вот, например, как их основная продукция выглядит в деле. Это главные циркуляционные насосы, предназначенные для создания циркуляции теплоносителя в первом контуре Смоленской АЭС.
А вот тот самый уникальным комплекс, который занимает целый цех, для проведения полномасштабных испытаний насосного оборудования в условиях, имитирующих работу реактора по всем параметрам (давление, температура, тип теплоносителя).
21.
22.
Испытательный стенд для насосного агрегата ГЦНА-1391 представляет собой фрагмент реакторной установки - замкнутую петлю трубопровода первого контура, в которую «включается» тестируемый ГЦН. В ходе испытаний насос перекачивает 27 000 кубометров теплоносителя в час (для сравнения – это равносильно заполнению водой 10 олимпийских бассейнов за один час) при температуре до 300’С и давлении 160 атмосфер. Именно в таких условиях агрегат будет работать на действующем энергоблоке. Испытания продолжаются несколько дней: в течение этого времени за работой агрегата постоянно следят инженеры и технические специалисты. Множество датчиков и компьютеров позволяют фиксировать любые отклонения от нормального режима работы. Срок службы циркуляционного насоса составляет 60 лет. С 2001 года на стенде «1391» успешно прошли испытания десятки циркуляционных насосов для российских и зарубежных станций. Почему я сразу вспомнил про этот ГЦНА-1391, всё дело в том, что именно такие будут работать на АЭС в Беларуси, а на эту станцию я очень хочу попасть, надеюсь, зачтётся :).
23.
24.
Испытания нового циркуляционного насоса без маслосистемы (ГЦНА-1753), в котором все узлы смазываются и охлаждаются водой (в том числе - узлы электродвигателя), было здесь впервые проведено в 2015 году.
25.
Ещё один самый-самый испытательный комплекс готовится к запуску. Это универсальный стенд для испытаний многоступенчатых насосов (модульных, расширяемых).
26.
27.
28.
29.
Он обладает следующими характеристиками. Подача - до 4 000 м3/ч (предусмотрено расширение до 10 000 м3/ч), напор - до 2 000 м, мощность – до 10 МВт.
30.
31. С Александром Пархоменко, директором филиала ЦКБМ в г. Сосновый Бор. Со своей стороны хочу сказать большое спасибо пресс-службам АО «Атомэнергомаш» и АО «Центральное конструкторское бюро машиностроения» (АО «ЦКБМ») за столь интересную и познавательную экскурсию по заводу! Отдельный респект Артёму Шпакову за организацию поездки!
Вся моя история с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»:
АО «Атомэнергомаш»:
АО «Концерн Росэнергоатом»:
Другие подразделения, входящие в структуру «Росатом», которые мы посетили:
#Центральноеконструкторскоебюромашиностроения #atomenergomash #aemgroup #Росатом #rosatom #Атомэнергомаш #ЦКБМ
На всех передовых заводах и фабриках давно уже в почёте культ бережливого производства, не являются исключением и предприятия «Росатома». Более того, они даже разработали свою систему успешности, которую так и назвали Производственная система «Росатома» (ПСР). В её основе лежат пять принципов, которые призывают сотрудников быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору); решать проблемы на месте их возникновения; встраивать качество в процесс, не производить брак; выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.); быть примером для коллег. В качестве поощрения для предприятий-лидеров есть приятные бонусы. Например, приезды бизнес-тренера на предприятие, возможность поездок работников для обмена опытом на зарубежные и российские передовые предприятия, семейные путевки, сертификаты на обучение в Корпоративной академии Росатома, участие в проекте «Дизайн рабочего пространства» и др. Так вот наш сегодняшний герой как раз из таких передовиков. Впервые, АО «ЦКБМ» получило статус «Лидер ПСР» в 2017 году, а в марте прошлого года они не только закрепили свой статус, а ещё и стали первым в рейтинге ПСР-предприятий всей ГК «РОСАТОМ». И как мне теперь оценивать другие машиностроительные заводы, ведь они не все так блестят…
2.
3. Склад заготовок, и тут красота и порядок.
4.
История «Центрального конструкторского бюро машиностроения» (АО «ЦКБМ») начинается 27 декабря 1945 года, когда Постановлением Совнаркома СССР № 3175-963сс было предписано организовать проектирование и изготовление на Ленинградском Кировском заводе опытных турбокомпрессоров. Так было создано Особое конструкторское бюро ленинградского Кировского завода (ОКБ ЛКЗ).
5.
На первых порах, усилиями ОКБ ЛКЗ и ОКБ Горьковского машиностроительного завода было создано 16 типоразмеров и конструкций диффузионных машин, которыми были оснащены все диффузионные заводы, специализирующиеся на разделении изотопов урана. Кроме того, ОКБ ЛКЗ для диффузионных заводов было разработано более 40 наименований основного и вспомогательного оборудования. Как известно, первые килограммы обогащенного урана были получены уже в 1949 году на первом газодиффузионном заводе Д-1, в разделительном каскаде которого насчитывалось более 5 000 машин подобных машин. Первая же урановая атомная бомба была успешно испытана в СССР в 1951 году…
6.
7. Сборочно-сварочный участок.
8.
В 50-е годы предприятие разработало газовую центрифугу и стало инициатором перехода отрасли на центрифужную технологию. Было сконструировано шесть поколений центрифуг. За эти годы производительность центрифуг увеличилась в несколько раз, ресурсная надежность повысилась с 3 до 30 лет, уменьшилась стоимость единицы работы разделения. До сих пор Россия держит первенство в мире по техническим характеристикам подобного оборудования, а в области разработки центрифуг для получения стабильных изотопов значительно опережает другие развитые страны.
9.
10.
В конце 1952 года им была поручена разработка герметичных электронасосов для атомных паропроизводительных установок (АППУ) подводных лодок Военно-морского флота страны. Уже в 1953-м был изготовлен первый насос первого контура ЦЭН-602, вслед за ним - насос ГЦЭНПК-601. Вот они и положили начало серии насосов (ГЦЭН-146, ВЦЭН-147, ГЦЭН-146П, и ВЦЭН-147П) для атомных подводных лодок первого поколения. В дальнейшем, начиная с 1962 года, были созданы насосы для атомных лодок последующих поколений (ГЦЭН-162, ВЦЭН-162, ЦЭН-181МН, ЦЭН-188), для атомных ледоколов типа «Сибирь» и ледоколов с малой осадкой. Кроме этого в области судовой атомной энергетики ими были созданы и внедрены комплексы оборудования: в 1972 году для перезарядки реакторов атомных ледоколов «Ленин» и «Арктика», в 1975-м для замены и ремонта установок ОК-500, в 1981-1982 годах для перезарядки ядерного топлива реакторов атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь», в 1986-м для агрегатной перегрузки атомных ледоколов.
11.
12.
Кстати, в 1954 году по инициативе главного конструктора ОКБ ЛКЗ Н.М. Синева и директора ФЭИ А.К. Красина, одного из авторов первой в мире АЭС, было решено провести поисковые работы для АЭС с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах и турбогенераторной установкой, оборудование которой размещалось на самоходных гусеничных платформах. Станция получила условное название ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция, а в КБ она именовалась «Объект 27»). В 1957-м было утверждено техническое задание, вышло постановление СМ СССР, а к концу 1958 года завершилась разработка рабочего проекта станции, было развернуто производство и начаты экспериментальные работы. 7 июля 1961 года в Обнинске в ФЭИ реактор достиг критичности, а 14 октября на станции состоялся энергетический пуск. 19 февраля 1962 года станция вышла на номинальную мощность 1,5 МВт и дала ток в систему Мосэнерго. Первый этап опытной эксплуатации ТЭС-3 завершился в 1966 году с выработкой ресурса первой загрузки активной зоны.
В качестве базы для ТЭС-3 был использован танк Т-10, чрезвычайно надежный и широко применяемый в войсках, но его ходовая часть подверглась существенным изменениям в связи со спецификой нового объекта. Шасси объекта 27 было разработано в ОКБ Кировского завода путём удлинения шасси танка Т-10 (и, соответственно, увеличением числа опорных катков до 10) и увеличения ширины гусениц для сохранения удельного давления на грунт в необходимых пределах. Помимо использования гусеничного шасси, также имелась возможность транспортировки электростанции на железнодорожных платформах.
Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, установленного на двух самоходах составляла 8,8 МВт (электрическая, с генераторов - 1,5 МВт). Станция выполнена по двухконтурной схеме с гетерогенным водо-водяным реактором тепловой мощностью 8,8 тыс. кВт, охлаждаемым водой под давлением 130 ат при температурах на входе реактора 275 °С и на выходе 300 °С. Расход воды в первом контуре установки 320 т/ч. В активной зоне реактора, имеющей форму цилиндра высотой 600 и диаметром 660 мм, размещены 74 тепловыделяющие сборки с высокообогащенным ураном. Средняя тепловая нагрузка в реакторе равна 0,6•106 ккал/(м2•ч), максимальная - 1,3•106 ккал/(м2•ч). Длительность кампании реактора 250 суток, а при частичной догрузке тепловыделяющих элементов - до 1 года.
Всё оборудование станции было размещено на четырёх гусеничных самоходных транспортерах. На двух самоходах находится реакторная парогенераторная установка, на двух других - турбогенератор, пульт управления и вспомогательное оборудование. Общий вес оборудования, установленного на самоходах, составлял около 210 тонн. Эксплуатация ТЭС-3 подтвердила её работоспособность, позволила уточнить принципы АЭС и АТЭЦ для дальних районов, впервые осуществить опыт эксплуатации АЭС в режиме саморегулирования. Хоть программа по их разработке и была вскоре свёрнута, тем не менее, в 1980-х годах идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила продолжение в виде ТЭС-7 и ТЭС-8, но это уже совсем другая история…
Машина комплекса ТЭС-3 на Камчатке. 1988 г.
На АЭС первого поколения нашли широкое применение их ГЦН герметичного типа, в которых статор электродвигателя отделялся от ротора тонкой металлической перегородкой и не имел соприкосновения с перекачиваемым теплоносителем, а ротор вращался в перекачиваемой среде. Было разработано и внедрено несколько десятков таких насосов с электродвигателями мощностью от 4,5 до 2400 кВт.И всё же наибольшее распространение получили главные циркуляционные электронасосы типа ГЦЭН-310, установленные на Нововоронежской АЭС (3 и 4 блоки); Кольской АЭС (1 и 2 блоки); в Словакии на АЭС "Богуницы" (1 и 2 блоки); в Болгарии на АЭС "Козлодуй" (1-4 блоки). Суммарная наработка ГЦН-310 составляет 1800 реакторолет. Максимальная наработка агрегата ГЦН-310 - 200 000 часов. Позже были разработаны и изготовлены серийные насосы с уплотнением вала для АЭС с реактором ВВЭР-1000 ГЦН-195М, насосный агрегат следующей модификации ГЦНА-1391 в экспортном исполнении повышенной безопасности и надежности с подшипниками на водяной смазке. Такие насосные агрегаты были поставлены, например, на АЭС Бушер (Иран) и Тяньваньской АЭС (Китай). Славные традиции первооткрывателей продолжаются и в наше время. Одна из последних разработок циркуляционный насос без маслосистемы (ГЦНА-1753), в котором все узлы смазываются и охлаждаются водой (в том числе - узлы электродвигателя). Отсутствие маслосистемы значительно повышает пожаробезопасность АЭС. Данное техническое решение тоже не имеет аналогов в мире.
13.
По заданию министерства с 1963 года в ЦКБМ были начаты работы над космической ЯЭУ «Енисей». Установка разрабатывалась в соответствии с постановлением правительства и техническим заданием Конструкторского бюро прикладной механики (КБПМ). В разработке КЯЭУ "Енисей" в 70-80-е годы участвовали РНЦ "Курчатовский институт", НИИ НПО "Луч" (Подольск), СФТИ (Сухуми), ФЭИ (Обнинск), ФТИ им. А.Ф.Иоффе, завод "Двигатель" (Талинн), ЦНИИ КМ "Прометей" и многие другие. Полный цикл технологической и экспериментальной отработки КЯЭУ к 1985 году был завершен. Были подтверждены все основные параметры технического задания, в том числе мощность (~5,5 кВт), массогабаритные характеристики и полуторагодичный ресурс. В ЦКБМ также был разработан комплекс оборудования для первого в России завода РТ-1 по регенерации отработанного ядерного топлива.
14.
15.
В 1967-м в ЦКБМ вливается ОКБ-4, основанное при заводе им. Я.М. Свердлова в 1956 году для создания специального дистанционно-управляемого оборудования для атомной науки и техники. За эти годы ЦКБМ разработало и изготовило огромное количество дистанционно-управляемых станков, манипуляторов, перегрузочных машин и другого оборудования горячих камер. В области стационарной ядерной энергетики уникальным достижением стало создание перегрузочной машины РЗМ-488 для канальных реакторов типа РБМК. Она обеспечивает транспортно-технологические операции перегрузки кассет с ядерным топливом как на остановленном, так и на работающих реакторах типа РБМК-1000 и РБМК-1500. С 1973 по 1988-й изготовлено 18 машин, которые до сих пор успешно эксплуатируются на Ленинградской, Курской, Смоленской, Игналинской и Чернобыльской атомных электростанциях.
Вот, как выглядит, разгрузо-загрузочная машина, которая и перегружает топливные кассеты на Смоленской АЭС.
Её кабина управления
16. Гальванический участок.
17.
Как резюме, можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей своей истории, ЦКБМ успешно разрабатывало, изготавливало и внедряло оборудование для атомной промышленности, не имеющее аналогов в мире. За что всегда и ценилось у экспертов отрасли, а также получало высокую оценку у наших государственных мужей. Так, например, в 1970 году предприятие было награждено орденом Ленина.
18.
Сегодня ЦКБМ специализируется на разработке и производстве главных циркуляционных насосов (ГЦН), герметичных насосов, центробежных электронасосов для АЭС, турбомолекулярных насосов и дистанционно-управляемого транспортно-технологического оборудования для работы с радиоактивными материалами, а также оборудования для исследовательских центров и других отраслей промышленности. Их ГЦН успешно эксплуатируются на всех атомных станциях, построенных по российским проектам, в том числе за рубежом. А прямо сейчас мы находимся в их филиале «ЦКБМ 2», который расположен в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Свою историю он ведёт с 1967 года. Из себя он представляет экспериментальную и производственную базу АО «ЦКБМ» с цехами и вспомогательными службами. Именно в «ЦКБМ 2» был создан целый ряд уникальных стендов, в том числе и полномасштабных, на которых была произведена отработка конструкций более 30 типов насосов для стационарных, транспортных и исследовательских реакторных установок. В настоящее время в эксплуатации «ЦКБМ-2» находятся пять модернизированных стендов, два из которых не имеют аналогов в России.
19. Идёт отгрузка готовой продукции.
Для справки. Главные циркуляционные насосные агрегаты (ГЦНА) - это важная и неотъемлемая часть реакторной установки: они обеспечивают интенсивную циркуляцию теплоносителя в первом контуре реактора. От надежной и бесперебойной работы ГЦНА напрямую зависит безопасность любой АЭС. Выше я уже писал, что ЦКБМ приступило к выпуску циркуляционных насосов четвертого поколения - ГЦНА-1753. Их главной особенностью является то, что в их конструкции предусмотрена система водяной смазки всех узлов насоса и электродвигателя. Новая конструкция позволяет отказаться от использования масла в реакторном отделении - это значительно повышает пожаробезопасность реакторной установки. Кроме того, исключение маслосистемы и соответствующего оборудования - маслобаков, маслоохладителей и маслонасосов - ведет к уменьшению металлоемкости ГЦНА и снижению массы агрегата на несколько тонн.
20. Вот, например, как их основная продукция выглядит в деле. Это главные циркуляционные насосы, предназначенные для создания циркуляции теплоносителя в первом контуре Смоленской АЭС.
А вот тот самый уникальным комплекс, который занимает целый цех, для проведения полномасштабных испытаний насосного оборудования в условиях, имитирующих работу реактора по всем параметрам (давление, температура, тип теплоносителя).
21.
22.
Испытательный стенд для насосного агрегата ГЦНА-1391 представляет собой фрагмент реакторной установки - замкнутую петлю трубопровода первого контура, в которую «включается» тестируемый ГЦН. В ходе испытаний насос перекачивает 27 000 кубометров теплоносителя в час (для сравнения – это равносильно заполнению водой 10 олимпийских бассейнов за один час) при температуре до 300’С и давлении 160 атмосфер. Именно в таких условиях агрегат будет работать на действующем энергоблоке. Испытания продолжаются несколько дней: в течение этого времени за работой агрегата постоянно следят инженеры и технические специалисты. Множество датчиков и компьютеров позволяют фиксировать любые отклонения от нормального режима работы. Срок службы циркуляционного насоса составляет 60 лет. С 2001 года на стенде «1391» успешно прошли испытания десятки циркуляционных насосов для российских и зарубежных станций. Почему я сразу вспомнил про этот ГЦНА-1391, всё дело в том, что именно такие будут работать на АЭС в Беларуси, а на эту станцию я очень хочу попасть, надеюсь, зачтётся :).
23.
24.
Испытания нового циркуляционного насоса без маслосистемы (ГЦНА-1753), в котором все узлы смазываются и охлаждаются водой (в том числе - узлы электродвигателя), было здесь впервые проведено в 2015 году.
25.
Ещё один самый-самый испытательный комплекс готовится к запуску. Это универсальный стенд для испытаний многоступенчатых насосов (модульных, расширяемых).
26.
27.
28.
29.
Он обладает следующими характеристиками. Подача - до 4 000 м3/ч (предусмотрено расширение до 10 000 м3/ч), напор - до 2 000 м, мощность – до 10 МВт.
30.
31. С Александром Пархоменко, директором филиала ЦКБМ в г. Сосновый Бор. Со своей стороны хочу сказать большое спасибо пресс-службам АО «Атомэнергомаш» и АО «Центральное конструкторское бюро машиностроения» (АО «ЦКБМ») за столь интересную и познавательную экскурсию по заводу! Отдельный респект Артёму Шпакову за организацию поездки!
Вся моя история с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»:
АО «Атомэнергомаш»:
АО «Концерн Росэнергоатом»:
Другие подразделения, входящие в структуру «Росатом», которые мы посетили:
#Центральноеконструкторскоебюромашиностроения #atomenergomash #aemgroup #Росатом #rosatom #Атомэнергомаш #ЦКБМ
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]