Усть-Цильма. Часть 7: Горка
---
...Давным-давно в посте о кочевых казахах Монголии я писал: ...представьте себе, что где-нибудь в горах Китая есть заповедная долина, где живут бородатые русские люди, которые ходят в лаптях, картузах и подпоясанных кушаками косоворотках, хлебают щи из деревянной посуды, собирают грибы в берестяной туесок, говорят языком Даля, ездят на санях и подводах, а если надо ехать далеко - садятся вдесятером на ленд-лизовский "Виллис". Такой долины у русских действительно нет, но Усть-Цильма в середине лета позволяет хотя бы приблизиться к этому образу.
Не знаю точно, почему хороводное действо называется Горкой, но побывав в Усть-Цильме и её родовых домах и в Скитской за дорогой Пяти паромов, я не могу отделаться от ощущения: Горка - это вершина, высшая точка года. Она проходит на Петров день 12 июля. В прошлой части я показывал её прелюдию с гонками на моторках и кострами у реки вечером 11 июля, и арт-фестиваль "Традиция" в Скитской, проходивший 10 июля. Ну а теперь отправимся на саму Горку - одно из самых ярких русских зрелищ.
Как в Таллине перед Певческим праздником или в Надыме перед Днём оленевода, в Усть-Цильме накануне Горки появляется множество нарядных людей в традиицонных национальных костюмах:
2.
Вид этих одежд ориентален и весьма наглядно выражает российскую многонациональность - именно там, где русский костюм по-прежнему в ходу, он сформировался под сильным влиянием коми - единственных соседей устьцилёмов. И хотя, как можно понять из музея, облик костюмов абсолютно подлинный, при виде безумных палитр и блестящих шелков местами я не мог отделаться от ассоциаций с Китаем:
3.
Да и на одеждах порой видны китайские узоры. Эти костюмы шьются по старинным выкройкам вплоть до 15-17 веков, но сами могут быть моложе моей джинсовой куртки. Устьцилёмы, конечно, стараются не использовать современные ткани, но шёлк, видать, дешевле заказать с алиэкспресса, чем ехать за ним куда-нибудь в Москву. Свои народные костюмы устьцилёмы шьют как привыкли, но из того, что под рукой. Потому что здесь не мёртвая реконструкция, а живая органичная традиция:
4.
Совсем иначе смотрелся славянин-славянин в белом одеянии - не реконсрукции даже, а стилизации под абстрактное русское прошлое. Он, как и я, здесь гость:
5.
По краям Народной поляны между Дворцом культуры и музеем, в обычное время служащей футбольным полем, развернулась ярмарка. Все товары хорошо знакомы - вот пижемские (слева) и мезенские (справа) росписи на шкатулках, ложках, досочках:
6.
Вот цилемские вязанные варежки и носки, к которым добавились ненецкие сапоги из оленьей кожи:
7.
Да всякие абстрактно-национальные и вовсе интернациональные вещи. Среди прочих лоточников нашёлся и знакомый по "Традиции" украинец из Ивано-Франковска, здесь так же точно продававший формочки для теста и тёрочки для овощей.
8.
И какая же русская ярмарка без Цыганки?! Вот только среди нарядных блестящих устицилёмок она смотрится совсем иначе, чем среди современных горожан:
9.
На смонтированной у ДК уличной сцене в гирляндах воздушных шариков с логотипом главного спонсора началось открытие праздника. Вступительное слово говорила Валентина Жиделева из Сыктывкара - замглавы Республики Коми:
10.
Дальше был небольшой концерт, начавшийся с устьцилемского хора:
11.
Затем на сцене появился вчерашний новгородец в шарфе экспедиции "Земляки" - это оказался целый региональный министр культуры Владимир Вербило, ну а культура в Новгороде - отрасль не менее важная, чем экономика. Вербило, как оказалось, не только дрова колет мастерски, но и поёт хорошо, и вместо официозной нудной речи исполнил песню собственного сочинения о родном Великом Новгороде.
12.
А следом снова вышел народный хор - только не устьцилемский теперь, а новгородский:
13.
Разница бросается в глаза - как в самих одеждах, куда более близких к западно-славянским и северо-европейским, так и в общем настроении. Здесь всё стилизовано по науке, на основе археологических находок, икон и гравюр, всё подогнано ниточка к ниточке, узорчик к узорчику - хоть завтра на Вече ступай! Но согласитесь, в средневековом деревянном русском городе или затерянном среди лесов селе гораздо легче представить цветастых устьцилёмок...
14.
Третьими выступили гости из Усинска, ближайшей вотчины "Лукойла", к народной музыке относящиеся весьма опосредовано:
15.
После концерта ещё часок мы слушали лишь гомон ярмарки - народу дали время походить по ларькам. Мы с Леной заняли место на трибуне у края Народной поляны, но к сожалению, все трибуны стояли так, что на поле с них открывался вид только в контровом свете. Откуда-то издали звучал хор, всё стройнее и настойчивее, и даже не сразу я понял, что вот оно, действо, начинается! Переливаясь цветными одеяниями и протяжными голосами, в Народную поляну медленно двигалась Русь:
16.
В прошлом Усть-Цилемские Горки проходили каждое воскресение от Николы Вешнего до Петрова дня, то есть, в переводе с Юлианского календаря на Григорианский, с 22 мая по 12 июля. Это было знаковое время - конец промозглой весны и начало жаркого лета, "окно" между посевной и порой сенокосов, да начало навигации, когда по Печоре приходили чердынские купцы. С одной стороны, Горка была древним обрядом, мистерией с дохристианскими корнями, обращённой к Солнцу и плодородной Земле. С другой стороны, Горка представляла собой смотрины молодёжи, где находили друг друга женихи и невесты, и просто знакомился народ. С третьей, красивое зрелище просто больше людей позволяло завлечь на ярмарку. На Иванов (7 июля) и Петров (12 июля) дни Горку гуляли с утра до ночи и она состояла из трёх частей, плавно переходящих друг в друга. По воскресением частей было две - до и после полудня, а небольшие хороводы по вечерам возникали в любой из "горочных" дней. У сельских людей всему своё время, и в начале лета наступала пора самовыражения:
17.
В основному на Горку гуляла, конечно же, молодёжь, но в любом хороводе присутствовали и старшие - как учителя и вожаки, руководившие всем довольно сложным действом. Всё изменил ХХ век - войны, голод, коллективизация сильно поубавили в России молодёжи, да и просто в стране великих строек и научного материализма было людям как-то не до того. Возрождаться Горка стала лишь в 1970-е годы, но всё же разрыв в традиции был не слишком долгим, и новые хороводы водили те, кто участвовал в старых. Только теперь Горка из цикла превратилась в дату, и хороводы устьцилёмы водят под вечер 12 июля. Старые функции исчезли, теперь Горка стала просто народным праздником, красочным действом, событием единения, и не столь уже важно, что на безымянных пальцах большинства участников блестят обручальные кольца... Пусть скажет любой старожил, что Горка "уже не та", да только в остальной России подобного в принципе не осталось:
18.
Лица Руси... Возможно, я видел этих людей на улицах Усть-Цильмы прежде. Но в такой одежде меняются и сами лица, становясь как не из наших лет:
19.
Ещё недавно все участники Горки пели слаженно и непрерывно, а тех, кто не умел, в хороводы не брали. Теперь петь или не петь - дело добровольное, но это не важно, здесь люди сами по себе визуальный хор. Хора-вод:
20.
При слове "хоровод" мне представлялось всегда что-то удалое и быстро, крутящееся под гармонь подобно карусели. Но в этой теме я откровенно слаб. Устьцилемские хороводы - медленные и протяжные:
А.
Горка состоит из 7 действ, плавно перетекающих друг в друга в строго определённом порядке. Вернее, раньше порядок частенько менялся, но в итоге установилась чёткая последовательность, открывают которую Столбы. Это начало Горки, фактически представление участников - медленная процессия по трое входит на Народную поляну, и её "сегменты"-тройки, двигаясь чуть быстрее, непрерывно перемещаются из конца в начало.
21.
Раньше Столбы могли занимать всю утреннюю Горку, да и теперь это едва ли не самая долгая часть праздника. Всего в этом году тут было около 300 участников, что не слишком много и не слишком мало.
22.
Заканчиваются Столбы построением прямоугольника, в "мистической" стороне Горки символизирующего общее поле.
На заднем плане - кирпичное здание уездной управы и двухэтажный музей имени Андрея Журавского, некогда главный корпус его биостанции (1911-14) в присёлке, сюда перевезённый в 1978 году.
23.
Квадрат Столбов превращается в Круг - следующее действо:
24.
Лишь один из жанров хоровода, далёкому от народной культуры человеку именно Круг известен как хоровод "по умолчанию":
25.
Ну а что символизирует Круг, думаю даже не стоило бы пояснять - конечно же, Солнце:
26.
Потому что как же без Солнца на Севере?
27.
Лучистый солнечный диск словно дейстивтельно лежит на траве внутри кольца:
28.
Впрочем, в этот раз Горка вышла довольного многолюдной, и правильный круг Народная поляна не вместила бы - вместо него образовался скорее овал:
Б.
Столь длинный, что целиком даже не влезал в кадр:
29.
Сюжет заглавного кадра я бы назвал "Культурный бэкграунд", а здесь... здесь наоборот - современность отступает на задний план:
30.
Не осталось в стороне и цыганка:
31.
А на поляне начинался третий хоровод - На две стороны:
32.
Одна сторона весела и задорна:
33.
Другая кажется смущённой и напуганной:
34.
Но мужики и парни первыми делают шаг:
35.
Продолжая петь протяжно, две стороны сближаются, и осторожно глядят друг на друга:
36.
И кто-то робко протягивает руку:
37.
Так парни и девушки в старину узнавали друг друга:
38.
Но сама русская деревня давно состарилась, а потому преобладание немолодых людей совсем не режет глаз:
39.
Две стороны вновь расходятся:
40.
А когда сходятся вновь - наступает черед женщин узнавать мужчин:
41.
Раньше две стороны лишь слегка поправляли друг друга одежду, и скорее всего при этом касались друг друга как бы невзначай. Сейчас прикосновение вполне открытое и целенаправленное, но и многие пары тут вполне могут быть супругами.
42.
Так повторяется несколько раз, и на последнем схождении женщины гладят мужчин по головам. На две стороны стали для меня самым пронзительным моментом праздника:
43.
Дальше наступает более сложная композиция На четыре стороны. Тут я впервые увидел Повелительницу Горки - эту строгую женщину с платьем китайской принцессы (на самом деле - вполне местном) и лицом бригадирши. Кажется, скомандуй она что-нибудь мне - я бы и то послушался без вопросов:
44.
Здесь тоже взаимодействуют мужчины и женщины - но как-то иначе и стройнее. Вроде бы это не так (по крайней мере нигде такого не читал), но не могу отделаться от ощущения, что Две стороны были для первого знакомства, а Четыре стороны - для предложения:
45.
В.
Четыре стороны сложнее Двух сторон не только динамикой, но и сакральным смыслом - в этом квадрате люди всем миром засеивают поле, а после убирают урожай. Четыре стороны - акт социализации селян:
46.
Дальше вроде бы должна идти Вожжа, но по описаниям это больше похоже на Плетень - народ сплетается, подавая друг другу руки через плечо:
Г.
Движется живой цепью:
47.
Подныривающей порой под себя:
Д.
А потом "расплетается", меняя направление хоровода:
Е.
Дальше на поляне появляются гармонисты, и общее настроение праздника меняется - на смену протяжным хороводным песням приходят зажигательные ритмы, мистерия сменяется гулянкой:
48.
Ключевой акт праздника - Вожжа, в деревнях за Пижмой когда-то бывшая синонимом Горки:
Ж.
Танцуя или играя, люди образуют длинную цепочку, в старые добрые времена растягивавшуюся порой на несколько сотен метров, складываясь в орнаменты или фигуры.
49.
Ручеёк - тоже часть Вожжи:
Z.
На старых Горках, длившихся целый день, Вожжа возникала порой по несколько раз, да и здесь я хоть и помню точно, но не могу отделаться от мысли, что видел её не единожды.
50.
Вдали, между тем, взлетел вертолёт - видимо, праздник покинули "шишки":
51а.
Под вечер наползала сырость и усталость. От созерцания хороводов мы всё чаще отвлекались на разговоры - то друг с другом, то со знакомыми, образовавшимися за 3 дня в праздничной Усть-Цильме, то просто со случайными людьми.
51.
Лена смотрела на хороводы со знанием дела, а найдись для неё старинное платье - сумела бы в них поучаствовать:
52.
Где-то в списке актов затерялась Бояра - наборный хоровод, на ходу подхватывающий участников. Как я понимаю, она стала просто частью Круга, Плетня и Вожжи. С начала ХХ века последним актом хоровода сделалась Плясовая, или Кадриль:
И.
Всеобщий танец под гармонь:
53.
Сжимающийся всё плотнее:
54.
Й.
Тем самым как бы олицетворяющий единение:
55.
Вот она - Горка:
56.
Дальше пляски продолжились уже как-то несинхронно и неофициально - такой прототип дискотек стародавней эпохи. И строгая начальница, доведя дело до конца, вдруг подобрела, сбросив с лица маску бригадирши:
К.
Думаю, вы заметили, что ряды участников Горки неуклонно редели - действо длилось несколько часов, и далеко не каждому это элементарно было по силам. Прошлые четыре года, по словам местных, на Горку шли дожди, и ни ижемцы с юга, ни ненцы с севера не могли оживить то, что без всяких гостей оживило Солнце.
В сумерках Народную поляну, продолжая тянуть хор, покинула небольшая и нестройная процессия, но выйдя на главную улицу, мы увидели, что нарядные люди разбрелись по всей Усть-Цильме. Где-то рядом гуляли более современную дискотеку, и ветер доносил голос диджея, знакомый нам по арт-фестивалю в Скитской.
57.
Дальше жизнь вернётся на круги своя, и те же люди бухут ходить по селу в джинсах, брюках, камуфляже, непромокаемых куртках, свитерах и пуховиках. Не в поле ходить, а в школу или больницу, администрацию или магазин, садиться за руль машины или моторной лодки, словом - жить обычноый жизнью северного райцентра. Чем станет Усть-Цильма для русской народной культуры - последним оплотом или заделом на возрождение?
На чём и закончу рассказ про летний Северный Урал.
А отсылка к казахам в самом начале посте не случайно - до нового попробую закрыть кое-какие свои долги по их стране.
СЕВЕРНЫЙ УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление.
Маньпупунёр.
Пермь Великая
Пянтег, а также Редикор и Рябинино.
Чердынь. Пейзажи и атмосфера || Архитектура и музеи || Ныроб.
Зачердынье. Покча.
Зачердынье. Вильгорт, Камгорт, Искор.
Индустриальное Прикамье
Красновишерск и камень Ветлан.
Соликамск (2010). Соборная площадь || Центр || Усть-Боровский сользавод.
Соликамск. Не только узорочье.
Березники (2010).
Березники, а также Лёнва, Пыскор и затопленный Дедюхин.
Коми-Пермяцкий округ
Пожва.
Комиокруг. Майкор, Купрос, Архангельское, история и общий колорит.
Кудымкар.
С Камы на Печору в отсутствии волока.
Пермь Космическая.
Киров... не уверен, что напишу о нём в этот раз.
Сыктывкар (2011). От вокзала до Стефановской площади. || Старый город и Кируль.
Сыктывкар. Дополнения и зарисовки.
Южная Коми. Ульяново и Корткерос.
Усть-Цилемский край
Дорога паромов.
Скитская. Деревня.
Скитская. Арт-фестиваль ремёсел "Традиция"
Усть-Цильма и присёлки.
Усть-Цильма. Музей и родовые дома.
Усть-Цилемская горка. Петровщина.
Усть-Цилемская горка. Хороводы Руси.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]