Как Voodoo изменил мир
18.11.2018 343 0 0 masterok

Как Voodoo изменил мир

---
0
В закладки

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

История компьютерных игр тесно связана с развитием ускорителей трехмерной графики. Каждый год видеокарты покоряют новые вершины производительности. Но ведь так было не всегда!

Помните такую компанию — 3Dfx? Если вы начали играть в 90-х, наверняка помните. Я вот был непосредственным свидетелем этой истории. Именно 3Dfx выпустила серию графических ускорителей Voodoo, именно она разработала технологию SLI, позволившую объединить несколько ускорителей в одном компьютере.

3Dfx просуществовала всего пять лет, а потом была куплена со всеми потрохами NVIDIA.

Давайте вспомним краткую историю про эти события…

 

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

 

Как все начиналось

3Dfx была основана в 1994 году специалистами в области трехмерных решений — Россом Смитом (Ross Smith), Гари Таролли (Gary Tarolli) и Скоттом Селлерсом (Scott Sellers). Ранее они трудились на благо всемирно известной Silicon Graphics. Почти сразу к ним примкнул Горди Кампбелл (Gordie Campbell) из некой TechFarm.

Существует легенда, что смолоду 3Dfx занималась разработкой чипов для игровых автоматов. Правда это или нет — установить точно уже невозможно. В любом случае до перехода на рынок персональных компьютеров свой капитал компания сколотила на другом деле. Оборот увеличился, и встал вопрос о расширении сфер деятельности. Руководство решило обратить пристальное внимание на компьютеры.

Первым графическим чипом компании стал очень удачный Voodoo Graphics. Вместе с ним на свет появился программный интерфейс Glide от самой 3Dfx . На тот момент это был передовой стандарт, сравниться с ним по качеству и скорости не мог даже матерый OpenGL. Производство Voodoo Graphics началось в далеком 1995 году. Особой конкуренции 3Dfx тогда не встретила. Произошло это по одной простой причине — конкурентов просто не было. Рынок пользовательских 3D-ускорителей только-только делал первые шаги. 3Dfx в какой-то степени предвосхитила события. Ей удалось найти надежного и влиятельного партнера того времени — компанию Diamond Multimedia.

 

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

 

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

 

Эволюция Voodoo

Ускорители на базе Voodoo Graphics представляли собой PCI-карту с двумя VGA-разъемами. К одному подключался монитор, а ко второму — специальный кабель. Он служил для обмена информацией с обычной видеокартой. В компьютере помимо 3D-ускорителя должна была стоять еще и стандартная видеокарта. Производитель не имел значения. Таким образом, ни пользователи, ни производители стандартных видеокарт не были ущемлены.

В двухмерном режиме изображение обрабатывала основная видеокарта. При запуске трехмерных приложений Voodoo Graphics перехватывал сигнал и занимался своим делом — обрабатывал трехмерную графику. Платы на базе этого чипа оснащались двумя микросхемами — одна обрабатывала геометрию, другая отвечала за наложение текстур. Микросхемы и видеопамять работали на одинаковой частоте — 50 МГц. На платы устанавливали 4 или 6 Мбайт памяти. Карточки завоевали популярность на рынке

 

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

 

В августе 1997 года появился Voodoo Rush. В этом устройстве разработчики объединили возможности 3D-ускорителя и обычной 2D-видеокарты (2D-чипы поставлялись сторонними производителями). Все Voodoo Rush оснащались 6 Мбайт памяти, работающей на частоте 75 МГц. На бумаге новинка выглядела заманчиво, на практике же производительность в трехмерных играх упала практически в два раза. Возникли еще и проблемы ссовместимостью. В общем, чип с треском провалился!

 

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

 

После такого фиаско 3Dfx решила вернуться к истокам и представила Voodoo II — чистокровный ускоритель 3D-графики. Реабилитация прошла просто успешно — новый чип получился в три раза быстрее, чем Voodoo Graphics! NVIDIA, ATI, S3 и Matrox просто отдыхали — они не могли ничего противопоставить. Voodoo II был совместим с Glide версий 2 и 3, OpenGL, Direct3D, обучился графическим фокусам вроде мультитекстурирования, трилинейной фильтрации и сглаживания.

Производство революционных Voodoo II началось в 1998 году. Сам процессор и память работали на частотах 90 МГц, количество памяти варьировалось от 8 до 12 Мбайт. Главной особенностью была даже не скорость, а возможность объединить две карты в режим SLI. Работала технология по очень простому алгоритму — первая карта обрабатывала четные строки на экране, вторая — нечетные. Это было лучшее время в истории компании.

После слабого Voodoo Rush инженеры 3Dfx решили вернуться к идее объединения 2D- и 3D-возможностей на одной плате и представили Voodoo Banshee в конце 1998 года. Попытка удалась, хотя до мощи Voodoo II она не дотянула. В Voodoo Banshee использовали слегка облегченный чип Voodoo II и полноценное 2D-ядро. Карты оснащали памятью стандарта SGRAM или SDRAM с частотами 100—120 МГц и объемом до 16 Мбайт — можно было работать в разрешении вплоть до 1600×1200. Выпускали видеокарты как под PCI-шину, так и под новомодную AGP 1x. Конкуренцию Voodoo Banshee могла составить лишь NVIDIA со своей Riva TNT, которая умела работать 32-битным цветом.

 

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

 

Первые проблемы

Следующим шагом 3Dfx стало поглощение STB Systems. После этого компания приняла решение самостоятельно выпускать видеокарты. Спустя некоторое время, а именно весной 1999 года, 3Dfx анонсировала третье поколение Voodoo.

Изначально оно было представлено тремя модификациями (Voodoo 3 2000, Voodoo 3 3000 и Voodoo 3 3500). В июле того же года появились облегченные версии карт — Velocity 100 и Velocity 200. Все карты выпускались как для PCI, так и под AGP 2x. Voodoo 3 3500 работала только с последней шиной. Частоты графического процессора и памяти в зависимости от модификации составляли 125—183 МГц. Малая цена и сравнительно высокая производительность Velocity 100/200 обеспечили неплохой доход компании. Но чтобы удержать лидирующие позиции, нужна была технологическая революция. NVIDIA тем временем набирала обороты, готовясь к выпуску мощного и новаторского чипа Riva TNT2.

Дабы хоть как-то исправить положение, компания начала разработку Voodoo 3 4000, в котором должны были появиться поддержка AGP 4x, 32-битного цвета и Z-буфера. Однако выжать все это из порядочно устаревшей технологии уже не представлялось возможным. 3Dfx надо было начинать все с нуля.

15 ноября 3Dfx анонсировала новые чипы — Voodoo 4 4500, Voodoo 5 5000 (двухчиповое решение), Voodoo 5 5500 (тоже двухчиповое решение) и Voodoo 5 6000 (четырехчиповое решение). Первыми на рынке появились карты на базе Voodoo 5 5500. Но произошло это с очень большой задержкой — 5 месяцев после анонса! Чуть позже стало известно, что у чипов были аппаратные проблемы. На исправление ошибок ушло дополнительное время, и в итоге Voodoo 5 5500 появилась на прилавках лишь в июне. Новая видеокарта поддерживала все необходимые технологии и эффекты, но было уже поздно. NVIDIA полным ходом продавала GeForce 2, успев перехватить инициативу на рынке.

Выход других версий Voodoo все откладывался и откладывался. Это было начало конца 3Dfx.

 

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

 

Пара слов о SLI

В ускорителях на базе Voodoo II была впервые реализована технология SLI (Scan-Line Interleave, чересстрочная обработка кадров). Она позволяла совмещать усилия двух ускорителей в одном компьютере, повышая таким образом производительность видеосистемы в целом. Для работы в режиме SLI были необходимы две карты Voodoo II и одна стандартная видеокарта. Несмотря на высокую стоимость такого решения, этот подход получил большую популярность. Еще бы, ведь производительность возрастала в два раза! Можно было комфортно играть даже при разрешении 1024×768. Для тех времен это была фантастика.



Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты

 

Как Voodoo изменил мир Voodoo, Graphics, NVIDIA, компания, производительность, памяти, просто, карты, Мбайт, решение, видеокарта, ускорителей, обрабатывала, истории, Velocity, компании, компанию, очень, время, видеокарты



 

На пике своей популярности компания слишком много внимания уделяла маркетингу и связям с прессой, совсем забыв о техническом превосходстве своих продуктов. В январе 2000 года на 3Dfx работало всего два технических инженера! Два человека просто физически не могли отладить новые чипы. Виноватых нашли быстро — крайним стал руководитель производства Рэнди Эйзенбах. Его уволили. 3Dfx сделала авантюрный шаг и приобрела компанию Gigapixel, получив весьма неплохую научную базу, с которой можно было надеяться на реванш и быстро наверстать упущенное. Увы, все было тщетно. В октябре 2000 года прошли первые переговоры с NVIDIA по вопросу приобретения компании и всей интеллектуальной собственности. Спустя месяц прошли повторные переговоры, в ходе которых NVIDIA убедилась в полезности приобретения. Результат — 3Dfx полностью выкупили.

3Dfx стала частью истории, но оставила яркий след, предопределив общее направление развития рынка графических решений и первой научилась объединять мощь двух видеокарт…


Источники:
https://www.igromania.ru/article/5122/Rassvet_i_zakat_imperii_Istoriya_o_tom_kak_Voodoo_izmenil_mir.html

А теперь я вам расскажу, что такое настоящая религия ВУДУ

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=20962.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]