В минувшем августе сгорела усадьба Ганнибала в Кобрине
Пожар произошёл 23 августа.
Последний раз я был там летом 2015 года и застал руины и мерзость запустения. Учитывая подступающую коттеджную застройку, будущий пожар с последующей распродажей земли усадьбы и парка казался практически неизбежным.
И он случился.
Публикую здесь свою запись 2015 года с тогда же сделанными фотографиями:
Слёзы прощания с Кобринской усадьбой.
Моё детство прошло недалеко от Кобрина, каждое лето я бывал там, видел усадебный дом, гонял на велосипеде по тропинкам парка и окрестным полям...
Что это за место и чем славно, хорошо описано в этих заметках:
"Среди бывших усадеб особое место принадлежит старинному Кобринскому поместью. Это один из самых знаковых туристских объектов в нашем регионе. Однако судьба старинного комплекса печальна и трагична. До сих пор не приняты меры к спасению уникального памятника, который в последние годы окончательно превратился в руины.
Усадьба «Кобрино», таково её историческое название, в ряде документов называется усадьбой «Руново», по названию расположенной в одном километре от неё деревни Руново, является памятником федерального значения. История усадьбы с 1759 года связана с именем легендарного прадеда А.С. Пушкина по материнской линии Абрама Петровича Ганнибала и его ближайших потомков. Здесь провела детские годы будущая мать А.С. Пушкина – Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал. Именно сюда, для воспитания первенца семьи Н.О. и С.Л. Пушкиных была взята няней местная крестьянка Арина Родионовна. Здесь мог бы родиться сам великий поэт. Сюда маленького Александра Пушкина привозили его родители в 1800 году, в год продажи ганнибаловской усадьбы.
Последующими владельцами поместья были известный мореплаватель Юрий Федорович Лисянский, родная сестра писателя С.Т. Аксакова – Надежда Тимофеевна Карташевская (ее имя носит сегодня железнодорожная платформа по Варшавской железной дороге) и другие. При Карташевских в Кобринском поместье бывали Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко, И.С. Тургенев, И.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, талантливая певица Л.И. Кармалина и другие. В начале ХХ столетия в имении «Кобрино» снимали дачу Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Уцелела усадьба и в годы Великой Отечественной войны, хотя совсем рядом в январе 1944 года проходили масштабные боевые действия по освобождению кобринской земли от фашистских захватчиков. Оберегали это поместье расположенные здесь в разные годы средняя школа, учебно-производственный комбинат, созданный для инвалидов войны, туберкулезная больница..."
"...Последними владельцами усадьбы в Кобрино были Марковичи, Андрей Николаевич Маркович, юрист по образованию, стал сенатором. Он был учредителем и членом русского императорского музыкального общества, созданного в Санкт-Петербурге. С 1881 года и в течение 9 лет он являлся помощником председателя этого общества. Его стараниями был учрежден «устав музыкальных училищ», и под его надзором осуществлялась деятельность консерваторий. В последние годы своей жизни он стал товарищем председателя Императорского человеколюбивого общества. Его летний особняк в Кобрино посещали известнейшие музыканты Санкт-Петербурга. Близким другом хозяина усадьбы был Антон Рубинштейн. В Кобринском усадебном доме проходили блестящие музыкальные вечера с участием замечательных композиторов и музыкантов, в числе которых был А.Г Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов. Марковичи занимались форелевым хозяйством..."
Таким запомнился мне с детства дом Ганнибалов в Кобрино:
Таким он был в двухтысячных, после пожара 1989 года, унёсшего башенку с часами, уже бесхозным и брошенным...
А таким я увидел его 25 июля 2015 года, когда решил безуспешно поискать ушедшее детство.
Берёзовая аллея, некогда шедшая по полю, заросла и почти слилась с заросшими подлеском нивами.
Обхожу "центральный цветник" на парадном дворе по пути к дому.
Фасад совершенно зарос и еле угадывается сквозь зелень.
Парковый фасад.
Парк.
Наглухо заросшая пойма запруженной речки Кобринки.
Из окна второго этажа. Крыши на крыле практически нет.
Внутри - разруха и мерзость запустения.
Подобно Титанику, дом тонет в буйстве дикой всепобеждающей зелени, равнодушия и забвения.
Разлив речки перед первой плотиной, за ней - заросший парк. Тридцать лет назад здесь было чисто и люди купались.
А это - второй пруд каскада, перед нижней плотиной.
Прощай, усадьба Кобрино, неостановимо покидающая эту Землю вслед за моей ушедшей юностью...
Взято: foto-history.livejournal.com