В главной роли – Киев. Фильм «Прощайте, голуби»
---
Оригинал взят у shuliavka_cat в В главной роли – Киев. Фильм «Прощайте, голуби»
На просторах инета кото-то посетовал, что Киев снимали в кино нечасто. Вспомнили «Судьбу барабанщика», «Дни Турбиных», несколько фильмов киностудии им. Довженко и, конечно же, культовый сериал «Адъютант его превосходительства». Вспомнили и лирическую драму Я.Сегеля «Прощайте, голуби» (Ялтинская киностудия, 1960), в которой действие происходит в Киеве. В этом фильме Киев – не только фон. Киев в фильме везде. И в ответе Генки «Я живу на Соломенке», и в суровом «Киевгаз!», которое неоднократно звучит в ответ на «Кто там?» И даже в газовом счетчике-барабане, с которым носится Генка. Такие счетчики выпускались заводом «Киевприбор», и я помню такой на нашей кухне: барабан лягушачье-зеленого цвета неизменно привлекал мое детское внимание. А виды Киева конца 50-х – дебют оператора Юрия Ильенко - создают неповторимую атмосферу лиризма и теплоты.
Так где же именно снимался фильм? Дотошные киевляне заметят, что географических нестыковок в фильме много. Ну, любят киношники часть сцены снять в одном месте, а часть – в другом. Или что-то доснять и вставить. Фильм и начинается с такой вот нестыковочки. Таня стоит на террасе лестницы, ведущей к высотке на Крещатике, в которой был кинотеатр «Дружба». Видно начало ул. Ленина с Центральным гастрономом слева и ЦУМом справа:
Но Генка, который пускает зайчики в глаза Тане, оказывается, стоит на крыше конструктивистского шедевра архитектора Павла Алешина – «Первого жилого дома кооператива врачей» (ул. Большая Житомирская, 17):
Не-руферу, конечно, трудно было это определить, но на заднем плане «подсказка» - массивное здание в стиле модерн:
Это дом Всеволода Демченко на углу Большой Житомирской и Олеся Гочара. Сейчас в нем популярное среди молодежи заведение «Косатка». Анфас сфотографировать дом не удастся из-за деревьев в сквере напротив:
Киевский двор, в котором снимались сцены с мотоциклом – двор дома на Полтавской, 5. Узнала его сразу по воротам и трамвайной линии – и то, и другое сохранилось:
Вот так выглядят сейчас:
И в фильме, и у меня на фото трамвай попал в кадр!
Этот же двор, вид от ворот:
И сейчас:
Еще одна "нестыковочка": мальчик, которому удалось-таки завести «иномарку» Васьки (героя Савелия Крамарова), выехал из этого двора, а в следующих кадрах мчится уже по Крещатику:
Сцена возле поликлиники снималась на Прорезной (тогда - Свердлова, хотя многие киевляне по привычке все равно называли ее Прорезной). «В роли» поликлиники – школа №48:
И снова крыша. Но на это раз уже другая. Место подсказал очень уж знакомый с детства торец. Дело в том, что на Михайловском переулке подруга моей мамы, а в доме чуть выше по ул. Калинина (сейчас Софийской) – моя крестная. Естественно, и там, и там я бывала неоднократно и на замечательный торец этот насмотрелась, это дом во дворе по ул. Софийской, 14:
Вот так сейчас:
Скорее всего, камера стояла на крыше дома на противоположной стороне, т.е. на Софийской, 9. Очевидно, это досъемка. Потому что продолжение той же сцены и все другие такие сцены снимались на крыше Дома врача:
Вид оттуда же, но в сторону нынешней Оболони. Слева - дом Чоколова во дворе по БЖ, 20:
Сейчас со стороны улицы его закрывает стеклянное одробло – бизнес-центр «Панорама». Да и сам дом «облагорожен» до неузнаваемости и надстроен какими-то сараями:
И на доме, что в кадре из фильма справа, похоже, достроен этаж. Но в данном случае сделано это довольно деликатно:
Опасный трюк - вид с той же крыши в восточном направлении:
Справа – дом на углу Стрелецкой и Рыльского переулка (тот, в котором был в бозе почивший банк «Михайловский»), на заднем плане – тыл бывшей гимназии Стельмашенко (теперь – Минюст), крыша в левом углу - БЖ №15 – угловой дом со Стрелецкой как раз напротив Дома врача. Фото сделать не удалось из-за солнца в объектив, посему не очень удачный скриншот из гугла:
А это - Михайловский переулок, примерно около угла с переулком Шевченко:
Вот так это место выглядит сейчас, попала прямо в точку съемки:
Опаздывающий на комсомольское собрание Генка бежит вверх по Прорезной:
А прибегает на площадь Победы:
Романтическая сцена вечером снималась на углу Ирининской и Михайловского переулка:
Из-за строительства нового дома это место потеряло весь романтизм, хотя мостик воспроизведен:
Тогдашняя площадь Калинина, теперь Майдан:
Вид из окна квартиры Тани: Генка прыгает на одной ноге возле дома на углу переулка Шевченко и Малоподвальной:
Сейчас, опять из гугла (мусорный бак не очень украшает, но - увы!):
А в финале фильма Генка широким жестом бросает рюкзак, который летит от дома Дворянского собрания (снесен в 1976 г. ради строительства Дома профсоюзов):
Камера провожает летящий рюкзак через всю площадь (нельзя не восхититься мастерством оператора!) до кузова грузовика, стоящего на фоне главпочтамта:
Грузовик едет по Крещатику. Кстати, на последней минуте Генка проезжает мимо ЦУМа, который в 1959-60 гг. как раз был достроен со стороны Крещатика:
Новостройки снимались, скорее всего, на Чоколовке.
Не узнала я вот этих мест (может, кто подскажет):
Сцена прощания: не уверена, но это похоже на дом в тылу бывшего Дома тканей на Крещатике, вид от высотки, где был кинотеатр «Дружба» в сторону Лютеранской:
Вот так сейчас. И тоже попала в точку съемки:
Интересно также, в подъезде какого дома была квартира Тани:
Судя по лестнице и лифту – дом в стиле модерн. Лифтовая шахта не в центре площадки, а сбоку – это потому, что справа проход, через который можно попасть на черную лестницу. Но по подъездам сейчас не походишь, чтобы определить место съемок по характерному узору лестничных ограждений. И в лучших книгах по киевскому модерну – Т.Скибицкой и Д.Малакова – похожего ничего не нашлось. А жаль, ведь можно было бы определить место съемок точно, поскольку лестницы в таких домах, как правило, уникальные...
На просторах инета кото-то посетовал, что Киев снимали в кино нечасто. Вспомнили «Судьбу барабанщика», «Дни Турбиных», несколько фильмов киностудии им. Довженко и, конечно же, культовый сериал «Адъютант его превосходительства». Вспомнили и лирическую драму Я.Сегеля «Прощайте, голуби» (Ялтинская киностудия, 1960), в которой действие происходит в Киеве. В этом фильме Киев – не только фон. Киев в фильме везде. И в ответе Генки «Я живу на Соломенке», и в суровом «Киевгаз!», которое неоднократно звучит в ответ на «Кто там?» И даже в газовом счетчике-барабане, с которым носится Генка. Такие счетчики выпускались заводом «Киевприбор», и я помню такой на нашей кухне: барабан лягушачье-зеленого цвета неизменно привлекал мое детское внимание. А виды Киева конца 50-х – дебют оператора Юрия Ильенко - создают неповторимую атмосферу лиризма и теплоты.
Так где же именно снимался фильм? Дотошные киевляне заметят, что географических нестыковок в фильме много. Ну, любят киношники часть сцены снять в одном месте, а часть – в другом. Или что-то доснять и вставить. Фильм и начинается с такой вот нестыковочки. Таня стоит на террасе лестницы, ведущей к высотке на Крещатике, в которой был кинотеатр «Дружба». Видно начало ул. Ленина с Центральным гастрономом слева и ЦУМом справа:
Но Генка, который пускает зайчики в глаза Тане, оказывается, стоит на крыше конструктивистского шедевра архитектора Павла Алешина – «Первого жилого дома кооператива врачей» (ул. Большая Житомирская, 17):
Не-руферу, конечно, трудно было это определить, но на заднем плане «подсказка» - массивное здание в стиле модерн:
Это дом Всеволода Демченко на углу Большой Житомирской и Олеся Гочара. Сейчас в нем популярное среди молодежи заведение «Косатка». Анфас сфотографировать дом не удастся из-за деревьев в сквере напротив:
Киевский двор, в котором снимались сцены с мотоциклом – двор дома на Полтавской, 5. Узнала его сразу по воротам и трамвайной линии – и то, и другое сохранилось:
Вот так выглядят сейчас:
И в фильме, и у меня на фото трамвай попал в кадр!
Этот же двор, вид от ворот:
И сейчас:
Еще одна "нестыковочка": мальчик, которому удалось-таки завести «иномарку» Васьки (героя Савелия Крамарова), выехал из этого двора, а в следующих кадрах мчится уже по Крещатику:
Сцена возле поликлиники снималась на Прорезной (тогда - Свердлова, хотя многие киевляне по привычке все равно называли ее Прорезной). «В роли» поликлиники – школа №48:
И снова крыша. Но на это раз уже другая. Место подсказал очень уж знакомый с детства торец. Дело в том, что на Михайловском переулке подруга моей мамы, а в доме чуть выше по ул. Калинина (сейчас Софийской) – моя крестная. Естественно, и там, и там я бывала неоднократно и на замечательный торец этот насмотрелась, это дом во дворе по ул. Софийской, 14:
Вот так сейчас:
Скорее всего, камера стояла на крыше дома на противоположной стороне, т.е. на Софийской, 9. Очевидно, это досъемка. Потому что продолжение той же сцены и все другие такие сцены снимались на крыше Дома врача:
Вид оттуда же, но в сторону нынешней Оболони. Слева - дом Чоколова во дворе по БЖ, 20:
Сейчас со стороны улицы его закрывает стеклянное одробло – бизнес-центр «Панорама». Да и сам дом «облагорожен» до неузнаваемости и надстроен какими-то сараями:
И на доме, что в кадре из фильма справа, похоже, достроен этаж. Но в данном случае сделано это довольно деликатно:
Опасный трюк - вид с той же крыши в восточном направлении:
Справа – дом на углу Стрелецкой и Рыльского переулка (тот, в котором был в бозе почивший банк «Михайловский»), на заднем плане – тыл бывшей гимназии Стельмашенко (теперь – Минюст), крыша в левом углу - БЖ №15 – угловой дом со Стрелецкой как раз напротив Дома врача. Фото сделать не удалось из-за солнца в объектив, посему не очень удачный скриншот из гугла:
А это - Михайловский переулок, примерно около угла с переулком Шевченко:
Вот так это место выглядит сейчас, попала прямо в точку съемки:
Опаздывающий на комсомольское собрание Генка бежит вверх по Прорезной:
А прибегает на площадь Победы:
Романтическая сцена вечером снималась на углу Ирининской и Михайловского переулка:
Из-за строительства нового дома это место потеряло весь романтизм, хотя мостик воспроизведен:
Тогдашняя площадь Калинина, теперь Майдан:
Вид из окна квартиры Тани: Генка прыгает на одной ноге возле дома на углу переулка Шевченко и Малоподвальной:
Сейчас, опять из гугла (мусорный бак не очень украшает, но - увы!):
А в финале фильма Генка широким жестом бросает рюкзак, который летит от дома Дворянского собрания (снесен в 1976 г. ради строительства Дома профсоюзов):
Камера провожает летящий рюкзак через всю площадь (нельзя не восхититься мастерством оператора!) до кузова грузовика, стоящего на фоне главпочтамта:
Грузовик едет по Крещатику. Кстати, на последней минуте Генка проезжает мимо ЦУМа, который в 1959-60 гг. как раз был достроен со стороны Крещатика:
Новостройки снимались, скорее всего, на Чоколовке.
Не узнала я вот этих мест (может, кто подскажет):
Сцена прощания: не уверена, но это похоже на дом в тылу бывшего Дома тканей на Крещатике, вид от высотки, где был кинотеатр «Дружба» в сторону Лютеранской:
Вот так сейчас. И тоже попала в точку съемки:
Интересно также, в подъезде какого дома была квартира Тани:
Судя по лестнице и лифту – дом в стиле модерн. Лифтовая шахта не в центре площадки, а сбоку – это потому, что справа проход, через который можно попасть на черную лестницу. Но по подъездам сейчас не походишь, чтобы определить место съемок по характерному узору лестничных ограждений. И в лучших книгах по киевскому модерну – Т.Скибицкой и Д.Малакова – похожего ничего не нашлось. А жаль, ведь можно было бы определить место съемок точно, поскольку лестницы в таких домах, как правило, уникальные...
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]